Соната для фортепиано № 1 (Рахманинов)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Соната для фортепиано № 1 ре минор, ор. 28 — фортепианная соната русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова, работа над которой велась в первой половине 1907 года. Благодаря автографу композитора на нотах сочинения известна точная дата её окончания — 14 мая 1907 года[1].

Программа сонаты основана на персонажах и сюжете трагедии Иоганна Вольфганга Гёте «Фауст». Она не была обнародована композитором, но про её содержание известно из нескольких источников.

Строение

Соната написана в трёх частях:

  1. Allegro moderato
  2. Lento
  3. Allegro molto

Время исполнения около 35 минут[2]. Написана в классической сонатной форме с быстрыми первой и третьей частями и медленной второй частью. Является первым произведением в музыкальной трилогии, при этом менее оценена, чем следующая соната для фортепиано № 2, написанная пять лет спустя[3].

Программа

К. И. Игумнов, первый исполнитель сонаты, рассказывал, что в 1908 году Рахманинов лично говорил ему о программе сочинения. Комментируя письма композитора Игумнов передал её содержание, которое основывается на сюжете трагедии «Фауст» Гёте:

при сочинении сонаты он имел в виду гетевского Фауста и что 1-я часть соответствует Фаусту, 2-я — Гретхен, 3-я — полет на Брокен и Мефистофель[1].

Широкого обнародования этой программы композитор не осуществил, но про соотношение сонаты с произведением Гёте известно и из других источников[4]. Так, 25 апреля [8 мая1907 года, рассказывая о ходе работы над сонатой, Рахманинов в письме к своему другу Н. С. Морозову заметил, что она основывается на определённой «руководящей идее» (программе). По его словам, сочиняя он имел в виду «три контрастирующих типа из одного мирового литературного произведения»[5]. По наблюдению биографа композитора Б. С. Никитина:

Музыка первой части весьма рельефно рисует образ Фауста, его размышления, сомнения, борьбу. если это ещё можно связать с какими-то другими литературными героями мирового значения, то уж третья часть — полёт на вершину Брокен, где по легенде проходит майский праздник ведьм и все нечисти, то есть Вальпургиева ночь с обязательным присутствием сатаны, — не оставляет сомнений в том, какое мировое литературное произведение имел в виду Рахманинов. Музыка третьей части Сонаты есть действительно сатанинская не только по настроению, но и по содержанию[4].


Примечания

  1. 1,0 1,1 Рахманинов, 1978, с. 616.
  2. Brisson, Eric. Rachmaninov – Sonata no.1 in D minor, op.28. Pianopedia (2008). Дата обращения: 3 февраля 2008. Архивировано 15 декабря 2007 года.
  3. Rachmaninoff’s Second Piano Sonata op. 36: Towards the Creation of an Alternative Performance Version (MMus). — University of Pretoria, October 2006. Архивировано 16 августа 2017 года.
  4. 4,0 4,1 Никитин, 2008, с. 7.
  5. Рахманинов, 1978, с. 433.

Литература

  • Никитин Б. С. Сергей Рахманинов. Две жизни. — М.: Издательский дом «Классика-ХХI», 2008. — 208 с. — ISBN 978-5-89817-217-6.
  • Рахманинов, Сергей. Литературное наследие. — М.: Советский композитор, 1978. — Т. 1. Воспоминания. Статьи. Интервью. Письма. — 668 с.

Ссылки