Соловьёв, Евгений Андреевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Евгений Андреевич Соловьёв
Соловьёв Евгений Андреевич.jpg
Псевдонимы Смирнов, Андреевич, Скриба, Мирский
Место смерти Шувалово, Российская империя
Род деятельности писатель, драматург
Годы творчества 1878—1905
Дебют сборник рассказов и очерков «из жизни идейной молодёжи» «В раздумьи» (СПб., 1893)

Евгений Андреевич Соловьёв (18661905) — русский литературный критик, историк литературы, беллетрист. Псевдонимы: Скриба, Андреевич, Мирский, Смирнов.

Биография

Родился 6 (18) августа 1866 года[1][2]. Учился в 3-й Петербургской гимназии. Отец Андрей Васильевич (1824—1874), из священнических детей, кончил курс богословских наук в Пензенской духовной семинарии (1843), надворный советник, почётный мировой судья; мать Анна Александровна (урождённая Долгова)[3].

Соловьёв в 1888 году окончил историко-филологический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета[4]. Окончив курс наук, Соловьёв обратился в Министерство народного просвещения с ходатайством об определении его учителем древних языков в Якутскую гимназию. По представлении диссертации (из Якутска) был утверждён в степени кандидата и получил диплом. В 1889 году перемещён на должность преподавателя истории и географии Красноярской губернской гимназии. Ученики отмечали его «совершенно исключительные педагогические способности». По сибирским впечатлениям выпустил сборник рассказов «В раздумье» (1893).

Оставлен на кафедре всеобщей истории Петербургского университета (1890) для приготовления к профессорскому званию. Назначен сверхштатным преподавателем истории 2-й петербургской гимназии (1891), в 1892 году переведён преподавателем истории во 2-ю тифлисскую женскую гимназию. Выдержав испытание на степень магистра всеобщей истории (1892), отправлен за границу на 1 год. Преподавал историю в ремесленном училище цесаревича Николая (с 1898), в 3-й петербургской гимназии (1899)[5].

По возвращении в Санкт-Петербург занялся литературной деятельностью: писал корреспонденции, делал обзоры художественных выставок, редактировал иностранные переводы, подбирал рисунки для иллюстрированных журналов, читал в университете лекции.

Для серии Жизнь замечательных людей, издававшейся Павленковым он написал ряд биографий:

В 1898 году он издал компилятивную книгу «Белинский в его письмах и сочинениях».

Под псевдонимом Скриба Е. А. Соловьёв печатал критические фельетоны в «Русской жизни» и «Новостях». С основанием в конце 1890-х гг. журнала «Жизнь», под псевдонимом Андреевич, он печатал в нём широко задуманные, но под конец скомканные статьи «Семидесятые годы», статьи о А. П. Чехове и М. Горьком. Часть этих статей вошла впоследствии в состав «Книги о Чехове и Горьком» (СПб., 1901) и «Очерков из истории, русской литературы XIX века» (СПб., 1903). В своих публикациях от отмечал, что в 1890-е годы ведущей силой в обществе стал пролетариат и на смену проповедуемой народничеством жертвенности пришла идея активной личности и бунт против мещанского миропорядка. Ведущими писателями, отразившими новое отношение к личности, для него были Чехов и Горький. В горьковских героях он увидел воплощение мятежного и непримиримого человеческого духа. Также он отмечал в творчестве позднего Толстого «великую недосягаемую правду изображения», критический реализм писателя, безжалостно срывающего «сто ризок с условностей нашей культурной, общественной жизни», оголяющего «её ложь, прикрытую высокими словами».

Надгробие Соловьёва-Андреевича на Литераторских мостках

В 1905 году издательством «Знание» была напечатана его книга (под псевдонимом Андреевич): «Опыт философии русской литературы», которая имела большой успех и в публике, и в критике. В своём сочинении Соловьёв определял «господствующую идею нашей литературы как аболиционистскую, освободительную». Для него «литература — борьба за освобождение личности и личного начала прежде всего»; «борьба классов» как будто забыта; вполне правильно признается «подвижничество за народ» всей русской интеллигенции, без различия «классов». Однако проводится мысль, что «личность писателя, во всей пестроте и капризности её обстановки и проявлений, все решительнее должна уйти из области истории литературы… Величайшей ошибкой было бы признавать, что мыслит отдельный человек: мыслят общественные группы, общественные классы. С отдельными именами связаны только наиболее удачные формулы». История литературы должна освободиться от «культа полубогов и героев, царей и царьков литературного мира».

Вдумчивый и работоспособный, Соловьёв был крайне беспорядочен в личной жизни. Страдая алкоголизмом, он часто откладывал работу до последнего момента и тут уже не стеснялся цитировать книги, которых вовсе не читал, на память делать цитаты из книг, прочитанных очень давно, и даже приводить огромные выдержки из разных книг без указания источника. Историко-литературные и критические работы Соловьёва были полны неточностей и ошибок. Язык и литературная манера его была крайне неровны. На некоторое время он даже исчез из столичной печати, но очень скоро его статьи появились в «Журнале для всех», — под новым псевдонимом Мирский.

Скоропостижно умер 25 августа (7 сентября1905 года. Похоронен на литераторских мостках Волковского кладбища.

Примечания

  1. Петербургский некрополь. Дата обращения: 21 ноября 2018. Архивировано 18 февраля 2018 года.
  2. Биобиблиографический словарь «Русские писатели» (М., 1990) указывает годом рождения 1867, а «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» ошибочно — 1863.
  3. Русские писатели, 2007, с. 744.
  4. Был освобождён от платы за слушанье лекций, будучи «состояния бедного… содержания от казны не получает… существует уроками».
  5. Русские писатели, 2007, с. 745.

Литература