Соловьёв, Александр Васильевич (историк)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Соловьёв Александр Васильевич
Научная сфера история, языковедение
Место работы Белградский университет, Женевский университет
Альма-матер Варшавский университет
Награды и премии профессор honoris causa Женевского университета

Алекса́ндр Васи́льевич Соловьёв (5 сентября 1890, Калиш, Царство Польское, Российская империя — 14 января 1971, Женева, Швейцария) — русский, югославский и швейцарский историк и филолог. Историк славянского и византийского права, славист, археолог, знаток богомильства, исследователь сербской геральдики, сфрагистики, византолог и балкановед.

Биография

Российский период

Югославский период

В Королевстве сербов, хорватов и словенцев (СХС), которым правил единственный к тому времени сохранивший власть православный монарх Александр Карагеоргиевич, в эмиграции оказались люди с православным и монархическим мировоззрением. Для Сербии, потерявшей в Первой мировой войне 37 % мобилизованных солдат, приток образованных эмигрантов из России был большим приобретением, а король Александр их поддерживал. В Белградском университете работал учитель А. В. Соловьёва по Варшавскому университету Ф. В. Тарановский. Под его началом сформировались научные взгляды А. В. Соловьёва[1].

Свою карьеру он начал учителем русского языка и русской литературы в старших классах 1-й русско-сербской гимназии[2] (1921—1935). Как обладатель магистерской степени по юриспруденции, он одновременно преподавал на кафедре истории славянского права в Белградском университете (до 1946).

В 1928 году он защитил докторскую диссертацию по истории «Законник короля Стефана Душана» — одно из лучших исследований этого источника.

В 1930 избран экстраординарным профессором Белградского университета по кафедре истории славянского права, с 1936 года — ординарный профессор той же кафедры.

В 1927—1936 годах — член Русского археологического общества, с 1928-го — член Русского научного института в Белграде. По предложению А. В. Флоровского принимал участие в работе Славянского института в Праге, член редакционной коллегии 12-го тома «Трудов» института. В августе 1933 года в составе делегации русских академических организаций за границей выступил с докладом «Corona Regni» на 7-м международном конгрессе историков в Варшаве.

Стал членом философско-религиозного «Братства Святой Софии»[2].

Во время войны (1942) преподавал на богословских курсах в Белграде.

В 1946 году назначен первым деканом вновь созданного юридического факультета в Сараево.

В 1949 году был арестован «за недоносительство» и отдан под суд[2]. Прошёл в социалистической Югославии тюрьмы, пересыльные лагеря, дважды терял все свои архивы, библиотеку. Его семью арестовывали, жена стала инвалидом в тюрьме Сараево. Однако в 1951 году Соловьёвых выпустили за границу и в конце концов они обосновались в Швейцарии[1].

Швейцарский период

В Женеве Александру Васильевичу пришлось сдавать множество экзаменов, однако он быстро доказал свою профессиональную состоятельность как знаток европейской истории, римского и византийского права. После войны он вернулся в научную среду своей родины, установив контакты с исследователями древнерусской литературы Н. К. Гудзием, Д. С. Лихачёвым. Его статьи были опубликованы в советских научных журналах и Трудах отдела древнерусской литературы Института русской литературы[1].

С 1952 года А. В. Соловьёв работал в должности приват-доцента философского факультета, затем экстраординарным профессором по кафедре славянских языков и славянской литературы Женевского университета. Одновременно читал курс по истории Византии. В сентябре 1955 года участвовал в работе X международного конгресса историков в Риме.

В 1960 вышел в отставку по выслуге лет. В 1961 был избран профессором honoris causa Женевского университета[2].

Скончался в Женеве в 1971 году.

Научная деятельность

Соловьев написал цикл статей: «Святая Русь. Очерк развития религиозно-общественной идеи», «Национальное сознание в русском прошлом», «Белая и Чёрная Русь. Опыт историко-политического анализа», в которых анализирует историю формирования самосознания русского народа, о том, каким содержанием в разные исторические периоды наполнялось понятие «Русь». Его работа о Святой Руси вышла раньше известной статьи А. В. Карташёва на эту же тему и в определённом смысле является предтечей трудов Л. Н. Гумилёва. Исследователь русской эмиграции в Белграде Елена Анатольевна Бондарева считает, что А. В. Соловьёв в своей трактовке понятия Святой Руси глубже, так как он находит укоренность этой идеи со всеми слоями общества — от смерда и кожемяки до князя и митрополита[1].

А. В. Соловьев связывает то, почему именно в России тоска по утраченному Небесному Отечеству столь глубоко укоренилась в народном сознании, с колоссальными сдвигами в средневековом мироустройстве: под ударами латинян-крестоносцев пал Царьград, а затем и Византийская империя под ударами иноверных турок, с запада на Псков и Новгород надвигаются немецкие рыцари, с востока давит Орда. И в таком окружении Русь оказывается единственной хранительницей истинной веры, в этом её долг, служение и призвание. И эта идея глубоко проникла в народное сознание[1].

Библиография

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Михаил Алекумов. Русский мир. Новая книга Е. Бондаревой / Православие.Ru. www.pravoslavie.ru (1.03.2013). Дата обращения: 8 декабря 2018. Архивировано 18 декабря 2018 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Соловьев А. В. | Византийский Временник. www.vremennik.biz. Дата обращения: 8 декабря 2018. Архивировано 11 апреля 2018 года.

Ссылки