Соловьёва, Поликсена Сергеевна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Поликсена Сергеевна Соловьёва
Ярошенко Николай Александрович - Портрет Поликсены Сергеевны Соловьевой.jpg
Псевдонимы Allegro
Род деятельности поэтесса, детская писательница, переводчица
Годы творчества 18851924
Направление символизм
Жанр стихи, проза, пьесы
Награды золотая Пушкинская медаль (1908)

Поликсе́на Серге́евна Соловьёва (псевдоним Allegro; 20 марта [1 апреля1867 — 16 августа 1924) — русская поэтесса, переводчица и художница; издатель детского журнала «Тропинка». Дочь историка Сергея Соловьёва, сестра философа и поэта Владимира Соловьёва.

Биография

Поликсена Соловьёва родилась 20 марта 1867 года, когда её отец занимал должность ректора Московского университета. Была последним, двенадцатым ребёнком в семье Сергея Соловьёва и Поликсены Романовой. Рано, в пять лет, научившись читать и писать, увлеклась поэзией. Одной из первых прочитанных ею книг был сборник стихов А. А. Фета. Кроме того, Соловьёва несколько лет занималась в Школе живописи, ваяния и зодчества у И. М. Прянишникова и В. Д. Поленова.

Впервые стихи Поликсены Соловьёвой были опубликованы в 1885 году в журнале «Нива», однако, невысоко оценивая своё поэтическое дарование, она продолжала заниматься живописью, не стремясь публиковать свои стихи.

После переезда в Петербург в 1895 году она вновь начала публиковать стихи в журнале «Русское богатство». Именно там впервые поэтесса использует псевдоним Allegro. В 1899 году выпустила поэтический сборник «Стихотворения». Несмотря на то, что сама она считала его очень слабым, это дало ей возможность посещать поэтические вечера К. К. Случевского, на которых она познакомилась с К. Бальмонтом, А. Блоком, З. Гиппиус, Вяч. Ивановым, М. Лохвицкой, Д. Мережковским и другими символистами.

Поликсена участвовала в богемной жизни столицы, держалась подчёркнуто мужеподобно, иногда выходила в свет в брюках, имела романы с женщинами[1]. Сборник символистских стихов «Иней» (1905) заслужил положительную оценку А. Блока. Надо сказать, что все «младшие» символисты (Андрей Белый, А.Блок, Вяч. Иванов и др.) видели в Поликсене Соловьёвой не только кровную, но и духовную сестру своего знаменитого брата. Поэтому все рецензии на её сборники были сочувствующими. О технической слабости её стихов не говорили. Исключением была рецензия Валерия Брюсова на сборник «Иней». В дневниковых записях 1912 и 1913 гг. Блок отзывался о её стихах отрицательно, а в 1915 году отказался написать статью о её творчестве.

Кабинетное фото Поликсены Соловьёвой с автографом.

С конца 1905 по 1912 год Соловьёва совместно со своей спутницей жизни, детской писательницей Наталией Манасеиной (1869—1930), издавала детский журнал «Тропинка», в котором увидели свет многие стихи, рассказы и пьесы Соловьёвой, а также её переводы «Романа о лисе» и «Алисы в Стране чудес». Всего издательство «Тропинка» выпустило более 20 детских книг Соловьёвой. В 1908 году Поликсене Соловьёвой была присуждена золотая Пушкинская медаль, а издательство «Тропинка» получило Золотую медаль Петербургской выставки «Искусство в жизни ребёнка».

Пьесы Соловьёвой воспитывают христианское мировоззрение, отличаются дидактической направленностью[2].

Значительное место в творческом наследии Соловьёвой занимают сказки. Она сочиняет собственные фольклорные, или обрабатывает народные сказки[2].

Соловьёва иллюстрировала собственные поэтические сборники, причём её иллюстрации заслужили высокую оценку Иннокентия Анненского и Василия Розанова. Известна также как автор рисунков и издатель ныне очень редкой серии почтовых открыток «Дети зимой». Всего в серии 12 открыток, подписанных Allegro[3].

С 1916 года Соловьёва и Манасеина из-за расстроенного здоровья жили на юге, в Коктебеле, где Поликсена Сергеевна работала библиотекарем при санатории, читала лекции в Народном университете и занималась переводами. Иногда Соловьёвой удавалось печататься в симферопольских и феодосийских газетах и альманахах. В «Письме к Амазонке» Марина Цветаева вспоминает о любви двух женщин:

«О, я знаю, что иногда это продолжается до самой смерти. Трогательное и страшное видение на диком крымском берегу двух дам, уже пожилых и проживших жизнь вместе. Одна — сестра большого славянского мыслителя, столь читаемого ныне во Франции. Тот же светлый лоб, те же грозовые глаза, те же пухлые и нагие губы. И вокруг них была пустота, более пустая, чем вокруг состарившейся бездетной „нормальной“ пары, пустота более отчуждающая, более опустошающая…»

В декабре 1923 г. Соловьёва и Манасеина вернулись в Москву, где первая из них скончалась после операции, в возрасте 57 лет. Похоронена на кладбище Новодевичьего монастыря, рядом с отцом и братьями Всеволодом и Владимиром.

Библиография

Надгробия Владимира и Поликсены Соловьёвых
  • «Стихотворения» (1899)
  • «Иней» (1905)
  • «Плакун-трава» (1909)
  • «Тайная правда» (1912)
  • «Перекрёсток» (1913)
  • «Вечер» (1914)
  • «Последние стихи» (1923)
  • «Автобиографическая заметка» // Русская литература XX в. / Под ред. С. Венгерова. Том VIII. 1917.

Примечания

  1. Ольга Матич. Эротическая утопия: новое религиозное сознание и fin de siècle в России. М.: НЛО, 2008. С. 362.
  2. 2,0 2,1 Русские детские писатели XX века. Биобиблиографический словарь. — С. 422.
  3. Цуканов П. Д. Серия «Дети зимой» Поликсены Соловьёвой. — Жук, № 02, 2004 — с. 21-23

Литература

Ссылки

Стихи Поликсены Соловьёвой