Солидаризм

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Солидари́зм (фр.  solidarisme, от solidaire — действующий заодно) — политическая теория о необходимости солидарности и стремления к компромиссу, социальному сотрудничеству и духовному доверию среди различных слоёв общества, в том числе, классов, партий и групп интересов. Солидаристские отношения строятся либо на системе взаимовыгодных договоров, ориентированных на общие интересы, либо на совокупности добровольных сообществ.

Истоки и исторические проявления солидаризма

Идейно-философские основы солидаризма заложили в XIX веке французский экономист Пьер Леру и французский юрист Леон Буржуа. Первый был близок к идеям демократического социализма и социал-демократии, второй принадлежал к республиканской партии радикалов. Поиски в солидаристском направлении стимулировали революционные события 1848 года. Июньское рабочее восстание и его подавление доказали, что республиканский строй не гарантирует от жестоких социальных конфликтов и кровопролитий.

Леру и Буржуа выступали за социальную ориентацию демократической республики, предлагали различные формы социально-экономической солидарности — справедливую налоговую систему, развитые социальные программы. При этом они подчёркивали самоценность демократии, гражданского равноправия, общественного взаимопонимания. В более радикальной форме, с социалистическим уклоном, эти же идеи пропагандировали прудонисты[1]. После Второй мировой войны их унаследовал левоцентристский премьер Пьер Мендес-Франс, а в более умеренной форме — Народно-республиканское движение. Гарантии социально-экономических прав, введённые во Франции в 1930-х и 1950-х годах, во многом стимулировались солидаристскими установками.

Ярким примером солидаристского движения был польский профсоюз «Солидарность» в 1980—1981 годах. «Солидарность» выступала за максимальное развитие рабочего самоуправления, распространение трудовой собственности, одновременно исповедуя католические духовно-культурные ценности[2]. В сфере государственного устройства «Солидарность» требовала передачи всей полноты власти Общественному совету народного хозяйства, представляющему трудовые коллективы страны[3].

Мы намерены создать в Польше строй, не имеющий прецедентов в истории.

Яцек Куронь

Историческая практика, однако, показала, что солидаризм с трудом «конструируется», и в своих реальных проявлениях далеко не всегда соответствует теориям. Как правило, солидаристские структуры и коммуникации формируются стихийно, как организованная бытовая взаимопомощь. Зачастую приобретают весьма специфические, внеправовые и околокриминальные формы. Например, в качестве солидарных сообществ иногда рассматриваются сомалийские джилибы[4].

Христианская демократия

Христианская демократия
Orange flag waving.svg
Идеи
Персоналии
Документы
Партии
История

Если во Франции солидаризм носил сугубо светский характер, то в Италии он основывался на католической социальной доктрине. Основные её принципы содержались в энциклике Папы Льва XIII Rerum Novarum. Огромную роль в солидаризации итальянской общественной жизни сыграла в 1919—1922 годах Народная партия, возглавляемая католическим священником Луиджи дон Стурцо[5]. По её инициативе по всей стране создавались кооперативы, другие группы гражданской взаимопомощи, развивались христианские профсоюзы. Эта система получила название «белый синдикализм» (в противовес «красному» — коммунистическому и «чёрному» — фашистскому)[6]. После 1945 года[7] эту традицию поначалу продолжила Христианско-демократическая партия во главе с Альчиде де Гаспери. К наследию Стурцо возводит свою идеологию партия Народ свободы:

Существует идеальное соответствие между мыслью дона Стурцо и нашей недавней реформой… Мы ощущаем себя его продолжателями… Мы работаем для демократической, свободной и солидарной Италии.

Сильвио Берлускони

Носителем подобных идей в бисмарковской и Веймарской Германии выступали католическая партия Центра и Баварская народная партия. После Второй мировой войны в ФРГ эту линию продолжал Христианско-демократический союз и его баварский филиал Христианско-социальный союз. Наиболее яркой фигурой германской христианской демократии были Конрад Аденауэр (основатель ХДС и первый федеральный канцлер ФРГ) и Франц Йозеф Штраус (бессменный лидер ХСС и премьер-министр Баварии)[8]. Солидаризм ХДС/ХСС выражается прежде всего в принципе субсидиарности и сильной социальной политике. Характерно, что Бавария при Штраусе, наряду с бурным индустриальным ростом, отличалась активным развитием малого бизнеса и гражданской кооперации.

Одной из отправных точек христианской демократии является принципиальная невозможность совершенного общества, так что в реальном обществе всегда есть конфликты, а все попытки построить идеальную систему заканчивались катастрофой (Третий рейх, СССР). Эту проблему христианские демократы пытаются решить на основе следующих положений[9][10].

Во-первых, земная миссия человека состоит не в конкуренции с другими людьми, а в том, чтобы реализовать себя как члена общества. Поэтому, несмотря на своё несовершенство, люди должны стремиться к солидарности и братству. Согласно учению, самореализация в обществе касается прежде всего его естественных и элементарных ячеек, таких как семья, церковный приход, микрорайон, профессиональное сообщество, волонтёрская организация. К этой же категории демохристиане относят органы, объединяющие представителей работников и собственников частных предприятий из какого-то одного сектора экономики или профессии (корпоративизм).

Во-вторых, различные классы, группы и отдельные люди находятся в тесной зависимости друг от друга. Поэтому для достижения интеграции и координации действий нужно уважать интересы других классов, групп и людей, а в конфликтных ситуациях быть готовым проявить уступчивость. Такая уступчивость и солидарность играют важную роль на всех уровнях общества, от элементарного до международного. Напротив, эскалация напряжённости (в частности, классовая борьба) ведёт к революциям и войнам.

В-третьих, действия людей должны иметь под собой нравственную опору, которая носит абсолютный характер, исходит (частично или полностью) из веры и в равной степени относится к каждому.

В исключительных случаях, государство вынуждено разрешать противоречия силой. Однако меры подавления должны применяться только по закону и для предотвращения конкретных случаев насилия, а не системно.

Правый радикализм

Несколько иначе формулируется концепция солидаризма в крайне правом прочтении. Праворадикальный солидаризм совмещает принципы христианской демократии с идеями раннего фашизма и отчасти синдикализма. Общество понимается как система взаимодействующих корпоративных ассоциаций. Важное место уделяется общественной морали, уходящей корнями в спаянность «малых сообществ».

Первые проявления солидаризма как праворадикального течения связаны с именем германского политика Эдуарда Штадлера. Марксизму и коммунизму Штадлер противопоставлял популистский «немецкий социализм»[11]. Сходные идеи проповедовали идеологи австрофашизма и австрийского «христианского корпоративизма». Правый солидаризм формировался как активная альтернатива коммунизму, поэтому заимствовал коллективистские мотивы социалистической идеологии.

Многие из этих идейных элементов были заимствованы итальянским фашизмом, испанским фалангизмом и штрассеровским[12] течением германского национал-социализма. Во Франции солидаристские идеи доминировали в фашистской Народной партии (PPF) Жака Дорио[13], в неосоциалистических партиях (Социалистическая партия Франции - Союз Жана Жореса, Социалистический республиканский союз) Марселя Деа[14], во Французской социальной партии Франсуа де ля Рока[15]. Примеры «фашистского солидаризма» демонстрировали сторонники Юзефа Пилсудского в Польше 1920-х. Идея государства как совокупности свободных сообществ легионерского типа, с прямым обращением к опыту «разбойников и бандитов», выдвигалась теоретиками итальянского неофашизма в свинцовые семидесятые[16].

В Латинской Америке к ультраправым версиям солидаризма были близки аргентинские режимы Хуана Доминго Перона, Исабелиты Перон и правление генерала Луиса Гарсиа Месы в Боливии. Характерно, что в Аргентине и Боливии активно действовали эмиссары западноевропейского неофашизма[17]. Солидаристская идеология характеризовала политику Гоминьдана на Тайване.

В англосаксонских странах солидаристские элементы встречаются в ультраправых формированиях США, правых кругах республиканской партии, были заметны в Демократической лейбористской партии Австралии. Особенно выраженный солидаризм характеризовал взгляды и деятельность австралийского католического активиста Боба Сантамарии.

Установки праворадикального солидаризма были характерны для ряда организаций Всемирной антикоммунистической лиги[18] и для антикоммунистических партизанских движений эпохи холодной войны — контрас, УНИТА, РЕНАМО и других.

В настоящее время праворадикальный солидаризм является идеологией организации НТС(оск)[19].

Солидаризм в России

Виднейшим теоретиком российского солидаризма был видный политик антибольшевистского подполья и Белого движения Георгий Гинс. На министерских постах во Временном Сибирском правительстве, правительстве Уфимской директории и правительстве адмирала Колчака Гинс разрабатывал проекты перераспределения земельной собственности в интересах крестьянства, введения социальных программ и более всего — развития кооперации. Однако, несмотря на объективную близость этих позиций к программе эсеров, политические противоречия правого деятеля с социалистами препятствовали их реализации. Аграрные проекты Гинса были отклонены и большинством колчаковского правительства как чрезмерно радикальные. Концепция российского солидаризма сформулирована в ряде работ Гинса, прежде всего «На путях к государству будущего: от либерализма к солидаризму»[20] и «Предприниматель»[21]. Общественные принципы Гинса в значительной степени послужили источником для идеологии Народно-трудового союза российских солидаристов (НТС), созданного эмигрантской молодёжью в 1930 году.

В большей степени, нежели в Белом движении, солидаристская идеология присутствовала в партии эсеров. Народно-социалистическая концепция «пирамиды коллективностей», всеобщего самоуправления и кооперативного сотрудничества представлена в книге Виктора Чернова «Конструктивный социализм»[22][23]. Сходных взглядов придерживался Борис Савинков, с этих позиций воспринимавший корпоративное государство Бенито Муссолини. Стихийный солидаризм характеризовал антибольшевистские повстанческие движения, прежде всего махновское и антоновское [24].

Несмотря на то, что современный НТС в значительной степени отказался от программных установок 1930-х годов и проделал определённую эволюцию в либеральном направлении, солидаризм декларативно остаётся его идеологией и сохраняется в христианско-демократическом варианте. Праворадикальная версия солидаризма характерна для НТС(оск). Реальные солидаристские черты просматриваются в стихийно складывающихся гражданских объединения самого различного характера[25].

Поправками к Конституции России 2020 года солидаризм провозглашается в РФ на уровне Конституции (статья 75-1)[26]:

В Российской Федерации ... обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность.

См. также

Примечания

  1. Шубин А. В. Владение против собственности//Социализм. «Золотой век» теории Архивная копия от 17 сентября 2013 на Wayback Machine. М.: Новое литературное образование. 2007. ISBN 978-5-86793-547-4
  2. Солидарность
  3. Солидарность в возрасте Христа. Схватка. Дата обращения: 1 декабря 2013. Архивировано 17 января 2018 года.
  4. Скотоводство и телекоммуникации — экономика пиратской анархии. Дата обращения: 15 июля 2013. Архивировано 16 мая 2013 года.
  5. Новосёлов Е. И. Первый христианский демократ Италии (к 140-летию со дня рождения Луиджи Стурцо) // Социологические исследования. 2011, № 12. — С. 108-115.
  6. Устрялов Н. В. Италия — колыбель фашизма. М.: Алгоритм, 2012. — 240 с. ISBN 978 5443802213
  7. Галкин А. А., Рахшмир П. Ю. Гнездо для консервативной кукушки//Консерватизм в прошлом и настоящем, Л.: Наука, 1987. Дата обращения: 15 июля 2013. Архивировано 1 мая 2013 года.
  8. Б. В. Петелин Франц Йозеф Штраус Архивная копия от 2 ноября 2013 на Wayback Machine // Вопросы истории. 2000. № 6. — С. 71-92.
  9. Bale T., Szczerbiak A. Why Is There No Christian Democracy in Poland — and Why Should We Care? // Party Politics. 2008. Vol. 14, No. 4. P. 479. doi:10.1177/1354068808090256. См. также SEI Working Paper No 91 Архивная копия от 3 марта 2016 на Wayback Machine (англ.), pp. 7-8.
  10. Христианская демократия. Обзор материалов Архивная копия от 10 ноября 2012 на Wayback Machine // Континент. № 135, 2008.
  11. Галкин А. А., Рахшмир П. Ю. Вильгельминисты и «обновители»//Консерватизм в прошлом и настоящем, Л.: Наука, 1987. Дата обращения: 14 июля 2013. Архивировано 21 октября 2014 года.
  12. Станислав Фреронов. Фронда братвы//Финал в преисподней. Дата обращения: 14 июля 2013. Архивировано 16 октября 2014 года.
  13. Рубинский Ю. И. Тревожные годы Франции. — М.: Мысль, 1973.
  14. Дмитрий Жвания. Как Марсель Деа обогнал фашизм. Дата обращения: 14 июля 2013. Архивировано 8 января 2014 года.
  15. ХРОНОС — всемирная история в интернете. Дата обращения: 15 июля 2013. Архивировано 1 марта 2013 года.
  16. Интервью с лидером итальянской партии «Новая Сила» Роберто Фиоре (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 июля 2013. Архивировано 31 мая 2013 года.
  17. [www.likebook.ru/books/view/211421/?page=83 Георгий Вачнадзе. Покушение]
  18. Андерсон С., Андерсон Й. Л. Тайны «черной лиги»: Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1990. −272с.: ил. ISBN 5-250-01068-7. Дата обращения: 14 июля 2013. Архивировано 19 декабря 2013 года.
  19. Андрей Комарицын: Власти останутся как неизбежное зло. Дата обращения: 14 июля 2013. Архивировано 5 марта 2016 года.
  20. Г. К. Гинс . На путях к государству будущего: от либерализма к солидаризму (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 июля 2013. Архивировано 13 мая 2012 года.
  21. Г. К. Гинс. Предприниматель. М., Посев, 1992 ISBN 5-85824-001-1
  22. Виктор Чернов. Конструктивный социализм. — М.: РОССПЭН, 1997. ISBN 5-86004-167-5
  23. Михаил Воейков. Аграрный социалист Виктор Чернов Архивная копия от 6 января 2011 на Wayback Machine
  24. s:Программа Союза трудового крестьянства
  25. Сергей Кириллов. Товарищ тамбовский волк. Новая газета. № 52 Архивировано 25 декабря 2013 года.
  26. Новый текст Конституции с поправками 2020. Дата обращения: 4 июля 2020. Архивировано 6 июля 2020 года.

Литература

  • Вощинин И. Солидаризм. Рождение идеи. — «Посев», Франкфурт-на-Майне, 1969.
  • Казакевич А. Идеология христианской демократии // Ровдо В., Чернов В., Казакевич А. Мировые политические идеологии: классика и современность. Минск: Тонпик, 2007. Гл. 6. ISBN 985-6730-84-8 [1]
  • Нойхауз Н. Ценности христианской демократии. М.: Республика, 2005. ISBN 5-250-01916-1
  • Подборка материалов по солидаризму на сайте «НТС и наследие русской эмиграции».
  • Пряжников К. С. Идеологии «третьего пути» и государство «солидаризма» 1930-х годов в работах русского солидариста Г. К. Гинса // Вестник МГОУ, М.: 2009. № 3. С.130-135.
  • Пряжников К. С. Русский солидарист Георгий Гинс : [теоретик права русского зарубежья Г. К. Гинс (1887—1971)] // Россия и современный мир. 2010. Янв.-март (№ 1). — С. 217—225. Библиогр.: с. 224—225.
  • Окара А. Н. Социальная солидарность как основа нового «миростроительного проекта». Онтологические, концептуальные и политтехнологические ресурсы идеологии и политической философии солидаризма в контексте модернизации России // Идеология и философия солидаризма. Материалы научного семинара. Выпуск № 9. М.: Научный эксперт, 2010. С. 7-41.
  • Солидаризм во Франции в период Третьей республики: Леон Буржуа и Селестен  Бугле/ Пер. с франц. Е.Л.Ушковой. Ред.-сост. А.Б.Гофман. - М.: «КДУ», «Университетская книга», 2017.