Совсем пропащий

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Совсем пропащий
Постер фильма
Жанр
На основе романа Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна»
Режиссёр Георгий Данелия
Автор
сценария
Георгий Данелия
В главных
ролях
Оператор Вадим Юсов
Композитор Андрей Петров
Художник-постановщик Борис Немечек
Кинокомпания Киностудия «Мосфильм»,
Экспериментальное Творческое Объединение
Длительность 93 мин.
Страна  СССР
Год 1973[1]
Ссылки
Кинопоиск ID 43936
IMDb ID 0123277
Культура.РФ
 Кино 

«Совсем пропащий» — советский художественный полнометражный цветной фильм, снятый режиссёром Георгием Данелией на киностудии «Мосфильм» в 1973 году. Является экранизацией романа Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна».

Сюжет

История мальчика Гека и его друга — беглого раба-негра Джима.

Когда-то Гек жил со своим отцом — бродягой и пьянчугой, который вскоре ушёл из города. Власти отстояли мальчика и передали его на воспитание вдове Дуглас. Теперь Гек живёт под надёжным присмотром, учится хорошим манерам. Вернувшийся в город отец требует заплатить ему за мальчика триста долларов, а когда вдова отказывает, то просто похищает сына и запирает в своей лачуге на берегу реки Миссисипи, ожидая выкупа.

Гек тайком выпиливает в стене дома выход для себя и готовится сбежать. Его отец возвращается из города с новостями, что денег за мальчика ему давать не собираются ни цента, что там ждут суда по поводу опекунства Дуглас, который, как ожидается, узаконит пребывание Гека в новой семье. По такому поводу старый бродяга принимает особенно много алкоголя, и ночью, в состоянии белой горячки, кидается на сына с ножом, принимая его за ангела смерти и пытаясь зарезать, но это ему не удаётся. Гек, начиная уже опасаться за свою жизнь, засыпает с ружьём в руках. Понимая, что дальше оставаться тут опасно, Гекльберри сбегает от отца в его отсутствие, инсценировав своё убийство. Теперь он живёт на берегу реки Миссисипи по другую сторону от дома. На следующий день он встречает своего друга — раба-негра вдовы Дуглас Джима. Оказывается, он убежал от вдовы. Вдвоём они строят плот и плывут в Кейро. Джим очень хочет стать вольным и выкупить свою семью, а если случайно проплывёт этот город, то останется рабом навсегда. Гек решает бросить его — он уплывает на лодке, а на следующее утро снова встречает Джима, который чуть не отрекается от него. Мальчик извиняется перед ним, но тут выясняется, что они проплыли Кейро.

Вскоре на плот к друзьям попадают двое мошенников, убегающих от разъярённой толпы. Один из них — актёр-любитель и франт, представляющийся герцогом Бриджуотером. Второй — пожилой скряга, называющий себя королём Франции Людовиком XVII, «сыном» Людовика XVI и Марии-Антуанетты. Когда плот пристаёт к берегу, Герцог начинает ставить шекспировские пьесы в местных театрах и развлекать народ балаганными представлениями, а затем сбегает с деньгами зевак. В следующем городе Король узнаёт, что местный проповедник Питер Уилкс умер, и его дочерям теперь принадлежит всё наследство. Но если приедут братья покойного — англичане Гарви и глухонемой Уильям — то половина наследства перейдёт к ним. Поскольку братьев Питера никто из американских родственников и в глаза не видел, Герцог и Король притворяются Уильямом и Гарви соответственно, а Гек — их слугой Адольфусом. Узнав настоящие планы мошенников — получить наследство сирот, — он крадёт у жуликов деньги и прячет их в гроб Питера накануне погребения. На процессии в поместье заявляются настоящие Гарви и Уильям, и Гек с Джимом пытаются уплыть, но Король и Герцог догоняют их.

В третьем городе Гек берёт себе и Джиму билет на пароход в Кейро, желая наконец-то оставить жуликов. Выясняется, что Король продал Джима, а на вырученные деньги напился. Гек спасает Джима, но пароход отходит. В это же время местный полковник Шерборн убивает выпивоху Богса, и в стельку пьяный Герцог приглашает обеспокоенных горожан на своё представление. В ответ те вымазывают его и Короля в смоле и перьях и выгоняют из города. Пожалевшие их Гек и Джим берут плачущих жуликов на плот. Финальное желание Гека — помочь Джиму стать вольным.

Съёмочная группа

В ролях

Факты

  • Роль Джима исполнил студент инженерного факультета Университета дружбы народов Феликс Имокуэде из Нигерии[2].
  • Фильм «Совсем пропащий» был отобран директором Каннского фестиваля для конкурсного показа от СССР. Накануне фестиваля должен был состояться визит Брежнева в США, а Георгий Данелия в разговоре с одним из высокопоставленных чиновников неосмотрительно сказал, что фильм антиамериканский (хотя в нём ничего подобного не было). В итоге ленту на фестиваль не отправили, дали ей вторую категорию и демонстрировали в кинотеатрах только на первом утреннем сеансе. На следующий год тот же самый чиновник уже сам предложил Данелии отправить фильм в Канны, и сказал, что на прошлогоднем фестивале показал его президенту «Коламбия Пикчерс», и тому кино очень понравилось. Теперь против был уже сам Данелия, так как французская сторона выбрала для участия в Каннах «Зеркало» Андрея Тарковского. Фильм «Совсем пропащий» на фестиваль всё-таки отправили, а режиссёру на всех пресс-конференциях задавали один и тот же вопрос: «Почему приехали вы, а не Тарковский?»[3].
  • По словам Данелии, американские критики признали фильм лучшей экранизацией Марка Твена[4].

Примечания

  1. Фильм «Совсем пропащий» в онлайн-кинотеатре «Мосфильма» Архивная копия от 24 февраля 2017 на Wayback Machine.
  2. Александр Шаповал, Светлана Острецова. «Новости культуры». 40 лет назад в прокат вышел фильм Георгия Данелии «Совсем пропащий». tvkultura.ru (21 июня 2013). Дата обращения: 2016-20-04. Архивировано 31 августа 2016 года.
  3. Георгий Данелия, «Безбилетный пассажир»
  4. Георгий Данелия, «Тостуемый пьёт до дна»

Ссылки