Совместное предприятие

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Совместное предприятие (СП; англ.  joint venture, JV) — форма участия страны в международном разделении труда путём создания предприятия (юридического лица) на основе совместно внесённой собственности участниками из разных стран, совместного управления, совместного распределения прибыли и рисков. Является формой совместного предпринимательства в сфере международных экономических отношений[1][2][3][4].

История

Термин стал популярен в СССР в конце 1980-х годов в ходе экономической реформы, одним из направлений которой было предоставление большей самостоятельности предприятиям, организациям, фирмам, органам управления[2].

Принципиально вопрос о возможности создания СП был решён в постановлениях ЦК КПСС Совета Министров СССР от 19 августа 1986 года № 991 «О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями» и № 992 «О мерах по совершенствованию управления экономическим и научно-техническим сотрудничеством с социалистическими странами». Позднее более подробно вопросы создания и деятельности совместных предприятий на территории СССР были определены в указе Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1987 года «О вопросах, связанных с созданием на территории СССР и деятельностью совместных предприятий, международных объединений и организаций с участием советских и иностранных организаций, фирм и органов управления», а также в постановлениях Совета Министров СССР от 13 января 1987 года № 48 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран-членов СЭВ» и № 49 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран»[1].

По мере развития экономических процессов в СССР и на постсоветском экономическом пространстве, с принятием новых законодательных актов на смену термину «совместное предприятие» пришёл другой термин «предприятие с иностранными инвестициями» (ПИИ), что нашло своё отражение в законе РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»[5].

Цели создания совместного предприятия

  1. Более полное насыщение рынка страны-места нахождения СП товарами, услугами, являющимися предметом деятельности совместного предприятия.
  2. Привлечение в страну передовых технологий, управленческого опыта, дополнительных материальных и финансовых ресурсов.
  3. Расширение экспортной базы
  4. Сокращение импорта за счёт выпуска импортозамещающей продукции
  5. Расширение рынков сбыта
  6. Оптимизация налогообложения.
  7. Другие цели и задачи участников совместного предприятия и страны — места нахождения СП.

Последовательность этапов по созданию совместного предприятия

  1. Определение целей создания совместного предприятия.
  2. Анализ показателей потенциального совместного предприятия: затраты, прибыль, рентабельность, окупаемость вложений и др.
  3. Поиск и выбор иностранного партнёра или партнёров.
  4. Подготовка и подписание протокола о намерениях.
  5. Разработка технико-экономического обоснования создания СП.
  6. Подготовка проектов учредительных документов.
  7. Согласование предложений о создании совместного предприятия в органах государственной власти, если это необходимо по законодательству страны-местонахождения будущего СП.
  8. Подписание учредительных документов о создании совместного предприятия
  9. Регистрация совместного предприятия в соответствии с законодательством страны-места нахождения СП.

Опыт создания совместных предприятий

Одним из примеров успешного СП можно привести советско-западно-германское СП КОМПАН, производившее в конце 1980-х — начале 1990-х под эгидой Академии Наук СССР одноимённые персональные компьютеры. В самой ФРГ эти компьютеры не применялись из-за наличия в производстве собственных моделей ПЭВМ.

Совместное предприятие (СП) — форма хозяйственной организации, учрежденной двумя или большим числом юридических лиц. СП создаются национальными предприятиями или с зарубежными партнерами. Одним из учредителей СП может выступать физическое лицо. Особенностью СП является наличие совместной собственности, которая функционирует на территории одной из стран (областей, регионов) учредителей СП. СП может иметь форму полного товарищества, общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества. Наиболее типична форма общества с ограниченной ответственностью. Целью СП является наиболее полное использование потенциала каждой из сторон, а также максимум полезного эффекта от их деятельности.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Рекомендации по подготовке и обснованию предложений о создании и деятельности совместных предприятий на территории СССР / Под ред. профессора И.П. Фаминского. — М.: Внешторгиздат, 1989. — С. 3. — 304 с.
  2. 2,0 2,1 Гордеев Г.Д., Иванова Л.Я., Казанцев С.К. и др. Создание и развитие совместных предприятий // Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Основы: Учебник для вузов / Под ред. профессора Л.Е. Стровского. — Рекомендован Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию в качестве учебника для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. — М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996. — Т. 3. — С. 256-269. — 408 с. — ISBN 5-85173-029-3.
  3. Совместное предприятие (СП). Глоссарий.RU. Дата обращения: 16 ноября 2010. Архивировано 6 ноября 2011 года.
  4. Совместное предприятие. Современный экономический словарь ОНЛАЙН. Дата обращения: 16 ноября 2010. Архивировано 6 ноября 2011 года.
  5. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации (Федеральный закон) (недоступная ссылка). Консультант Плюс. Дата обращения: 16 мая 2010. Архивировано 23 мая 2010 года.

См. также

Ссылки

  • Совместная деятельность. Юридические, налоговые и бухгалтерские правила партнерства / Левант М.Д., Нарежный В.В., Фомичева Л.П. – М.: Вершина, 2006. – 255 с.
  • Совместные предприятия в практике международных экономических отношений. М., Внешторгиздат, 1989.
  • Уоллес Р.Л. Стратегические альянсы в бизнесе. Технология построения долгосрочных партнерских отношений и создания совместных предприятий. – М.: Добрая книга, 2005.
  • Уэлборн Р., Кастен В. Деловые партнерства: как преуспеть в совместном бизнесе. – М.: Вершина, 2004.