Смоленская икона Божией Матери

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Смоленская икона
Божией Матери
Список Смоленской иконы Божией Матери (Дионисий, 1482 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)Список Смоленской иконы Божией Матери (Дионисий, 1482 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)
Дата появления известна с XI века
Иконографический тип Одигитрия
Местонахождение с 1943 года неизвестно
Дата празднования 28 июля (10 августа)

Смоле́нская ико́на Бо́жией Ма́тери (Одиги́трия Смоле́нская) — почитаемая в православии икона Богородицы (Одигитрия).

Празднование иконы совершается 28 июля (10 августа). Считается, что Смоленская икона ограждает и защищает западные пределы России[1].

История

Икона Божией Матери «Одигитрия». Первая четверть XV века. Византия

Когда и кем была принесена икона в Россию из Греции — об этом вполне ясных и достоверных сведений нет. Евгений Поселянин указывал, что имелось одно сказание, в котором сообщалось, что в Россию икона попала в середине XI века (в 1046 году[2]), когда византийский император Константин IX Мономах благословил ею в дорогу свою дочь — царевну Анну, ставшую женой князя Всеволода Ярославича[3]. Икона стала родовой святыней русских князей, символом преемственности и династической близости Константинополя и Руси. Сын Всеволода Ярославича князь Владимир Мономах в 1095 году перенёс икону из Чернигова (своего первого удела) в Смоленск, где в 1101 году заложил храм Успения Пресвятой Богородицы, в котором икона и была поставлена и стала именоваться Смоленской.

Церковное предание приписывает иконе помощь в спасении города в 1239 году от нашествия войск Батыя[3].

В XV веке икона оказалась в Москве. Евгений Поселянин приводит несколько вариантов перенесения её:

В «Русском временнике» говорится, что некто Юрга, пан Свилколдович, когда уехал от Свидригайла, литовского князя, к великому московскому князю Василию Васильевичу, дорогой разграбил Смоленск, вместе с другими вещами взял икону Одигитрии и привёз её в дар великому князю в Москву (<в 1455 году>[4]). Другие предполагают, что эту икону дал Витовт смоленский дочери своей Софье, супруге московского великого князя Василия Дмитриевича, когда она была в Смоленске в 1398 году для свидания с отцом и получила от него много икон греческого письма. Есть ещё одно известие, что будто бы последний смоленский князь, изгнанный отсюда в 1404 году литовским Витовтом, прибыл в Москву и привёз с собой икону Одигитрии вместе с другими иконами.

Имеется также указание, что «согласно разысканиям М. М. Сухмана, проведённым по летописям… икону Смоленской Богоматери взяли в Смоленске татарские ханы и подарили московскому князю»[5].

Икона была помещена в Благовещенском соборе Московского Кремля справа от Царских врат.

В 1456 году посольство епископа Смоленского Мисаила просило великого князя Василия Тёмного вернуть им икону. Князь по совету с митрополитом Ионой решил исполнить просьбу смоленских послов и вернуть святыню. Икону торжественно, с крестным ходом, 18 января 1456 года[3] (по другим сведениям — 28 июля 1456 года[6]) вынесли из Кремля и провожали до Саввина монастыря на Девичьем поле, у въезда на Старую Смоленскую дорогу, где после прощального молебна отпустили в Смоленск.

Согласно Марату Сухману, икону провожали «не до Саввинского монастыря, а до церкви Благовещения в Дорогомилове»[5]; оба варианта приводятся Иваном Снегирёвым[7].

Во время Отечественной войны 1812 года Ириней (Фальковский) вывез 5—6 августа икону из Смоленска в Москву и в день Бородинского сражения её вместе с почитаемыми чудотворными иконами Иверской и Владимирской обнесли вокруг Белого города и Кремля. Перед вступлением французов в город икону вывезли в Ярославль; в 20-х числах декабря она была возвращена в Смоленск[8].

Смоленская икона в храме над Днепровскими воротами
(фото Сергея Прокудина-Горского, 1912)

Перед русскими войсками накануне Бородинского сражения пронесли список иконы из надвратной церкви Рождества Богородицы Смоленского кремля, написанный в 1602 году[3]; возвращён он был в Смоленск 10 ноября 1812 года.

Список иконы 1456 года был вывезен игуменией монастыря Мефодией вместе с ризницей 31 августа в Вологду.

Первообраз иконы хранился в Успенском соборе Смоленска, но после оккупации города немецкими войсками в 1941 году икона не была найдена. В послевоенный период место древней иконы в Успенском соборе Смоленска занимает икона начала XVII века из храма над Днепровскими воротами Смоленского кремля.

Одним из почитаемых списков Смоленской иконы является Смоленская Бугабашская икона Божией Матери, которая хранится в одноимённом женском монастыре — Богородице-Одигитриевском женском монастыре села Бугабашево Бакалинского района Республики Башкортостан.

Список в Новодевичьем монастыре

Смоленская икона Божией Матери. Москва, 1456 год

Прежде чем вернуть икону в Смоленск, с неё сняли точный список «мера в меру», который оставался в Благовещенском соборе до 1525 года[9], когда был перенесён 28 июля в Новодевичий монастырь, основанный годом ранее по случаю возвращения Смоленска России от Литвы; с этого момента и был установлен день празднования иконы — 28 июля (10 августа по новому стилю)[10].

Ныне эта икона хранится в Музеях Московского Кремля. Согласно каталожному описанию, её датировка такова: «Москва, 2-я пол. 15 века (1456?), запись конца 19 — начала 20 века».

Особый интерес представляет оклад иконы (первоначальный не сохранился). Текущий оклад состоит из разновременных частей. Фон и поля с элементами ренессансной орнаментики могут быть датированы 2-й половиной XVI века. Особый интерес для их атрибуции представляют изображения на черневых дробницах, которые датируют создание более точно: это четыре композиции Богородичного цикла (тесно связанные с основной росписью Смоленского собора), а также изображения апостолов Прохора, Никанора, Тимона и Пармена, поминаемых в день празднования Смоленской иконы Богоматери. На других дробницах присутствуют патрональные святые Ивана Грозного и его сыновей Ивана и Фёдора, а также святые, соимённые семье Годуновых — Борису, его жене Марии, их детям Фёдору и Ксении, а также царице-инокине Ирине. Есть ещё изображение Феодота Анкирского, в день памяти которого Борис, по-видимому, родился. Этот состав изображений позволяет предположить, что оклад создан по заказу Бориса Годунова после его вступления на престол в 1598 году. Около 1685 года оклад был дополнен роскошными венцами, декорированными большим количеством драгоценных камней и разнообразных запон[11].

Иконография

Икона относится к иконописному типу Одигитрия и, вероятно, является списком с Одигитрии Влахернской. Богородица изображена по пояс, левой рукой она поддерживает младенца Христа, держащего в левой руке свиток, а правой благословляющего. На обороте первообраза было изображено распятие с греческой надписью «Царь распят» и видом Иерусалима. При поновлении иконы в 1666 году к изображению распятия на обороте были добавлены фигуры Богородицы и Иоанна Богослова[12].

Примечания

  1. Надежда Дмитриева. Чудотворная Смоленская икона Божией Матери / Православие.Ru. Архивировано 18 апреля 2018 года. Дата обращения 17 апреля 2018.
  2. Богословский Т. М. 1 Тихвинская и Смоленская иконы Божией Матери // Журнал Московской Патриархии. — 1945. — Январь (№ 1). — С. 37—40. — ISSN 0132-862X.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Поселянин, 2002.
  4. Тверская летопись. Ч. 2. Восточная литература — библиотека текстов Средневековья. Дата обращения: 1 декабря 2017. Архивировано 28 марта 2014 года.
  5. 5,0 5,1 Сорок сороков. Краткая иллюстрированная история всех московских храмов. В 4 т / Сост. П. Г. Паламарчук. — М.: Астрель, 2004. — Т. 1. Кремль и монастыри. — С. 226. — 503 с. — 7000 экз. — ISBN 978-5-271-07525-4.
  6. Проценко Н. Ф. Монастыри в России и соборы в Москве. — М., 1863. — С. 39. — 71 с.
  7. Снегирёв И. М. Новодевичий монастырь в Москве. — М.: Тип. Вед. Моск. гор. полиции, 1857. — С. 5. — 78 с.
  8. Пушки у святых ворот. — М.: Русский раритет, 2011. — С. 81—82. — 152 с. — ISBN 978-5-7034-0296-2.
  9. Путеводитель, 2009.
  10. Протоиерей Леонид Кузьминов. Праздник Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрии» в Новодевичьем монастыре в Москве // Журнал Московской Патриархии. — 1979. — Октябрь (№ 10). — С. 11—12. — ISSN 0132-862X.
  11. «Борис Годунов — от слуги до государя всея Руси». Каталог. — М.: Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». 2015. — 360 с.: ил. — ISBN 978-5-88678-288-2. — С. 216—217.
  12. Православный календарь. Праздники, посты, именины. Календарь почитания икон Богородицы. Православные основы и молитвы [Текст] / сост. А. Ю. Мудрова. — М.: Центрполиграф, 2011. — 574 с. — ISBN 978-5-227-03044-3.

Литература

Ссылки