Сметана, Бедржих

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Бедржих Сметана
Bedřich Smetana
Основная информация
Профессии композитор, дирижёр, исполнитель, музыкальный педагог
Инструменты фортепиано, скрипка
Жанры опера, симфоническая поэма

Бедржих Сме́тана[1] (чеш. Bedřich Smetana [ˈbɛdr̝ɪx ˈsmɛtana], при крещении получил имя Фри́дрих (нем. Friedrich); 2 марта 1824, Литомишль, Австрийская империя — 12 мая 1884, Прага, Австро-Венгрия) — чешский композитор, пианист и дирижёр, основоположник чешской национальной композиторской школы.

Биография

Родился в семье пивовара Литомишльского замка Франтишка Сметаны и его супруги Барборы Линковой. Рос и воспитывался в немецкоязычной стране, но несмотря на запрет властей, дома говорили только по-чешски, и мальчика обучили грамоте на родном языке. Позднее, во время учёбы в гимназии, на взгляды Бедржиха оказал влияние преподаватель Вацлав Дивок, прививавший гимназистам любовь к национальной культуре. В эти годы среди друзей Сметаны был Карел Гавличек, будущий чешский политик-националист[2].

Франтишек Сметана был скрипачом-любителем, и свои первые уроки музыки Бедржих получил у отца[3]. В четыре года мальчик начал играть на скрипке и фортепиано, в 1830 году в шестилетнем возрасте впервые выступил на публике как пианист (исполнив переложение увертюры к опере «Немая из Портичи»)[2], а в 1832 году сочинил свою первую пьесу для фортепиано — галоп ре мажор[4]. В гимназические годы Бедржих играл в камерных ансамблях и оркестрах[5] и продолжал писать фортепианные пьесы — обычно весёлые польки («Луизина полька», «Воспоминания о Ново-Месте»)[2]. В это время творчество Сметаны испытывало сильное влияние современной ему салонной развлекательной музыки[4] немецких и итальянских авторов[6].

По окончании школы отец отправил Бедржиха в Пльзень для получения юридического образования[6]. Там юноша прожил три года в семье дяди, профессора Йозефа Сметаны, также способствовавшего развитию у него патриотических взглядов. В Праге Бедржих уделял много внимания изучению творчества таких композиторов как Бетховен, Берлиоз Шопен и Шуман, а также мастеров виртуозного пианизма — Мошелеса, Гуммеля, Тальберга[2], посещал концерты Ференца Листа. Наконец, в 1843 году он решил полностью посвятить себя музыке, оставил занятия юриспруденцией и переехал в Прагу[6].

В Праге Сметана первое время зарабатывал на жизнь игрой на фортепиано в богатых домах[6], а с 1844 по 1847 год служил домашним преподавателем музыки у графа Леопольда Туна. В эти годы он и сам брал уроки фортепианной игры и композиции у Йозефа Прокша[4]. Занятия у Прокша посещала также Катаржина Коларова — будущая жена Сметаны. Личное знакомство с Робертом и Кларой Шуман переросло в оживлённую переписку. В собственных произведениях Сметаны этого периода отчётливо прослеживается влияние шумановского стиля[6] — это относится в первую очередь к серии фортепианных пьес «Экспромты и багатели», изданной в 1844 году[2]. Позже Сметана познакомился с Берлиозом и Листом[6], с которым у него с 1846 года установились тесные дружеские отношения[2].

После того, как концертное турне Сметаны по Западной Богемии обернулось в финансовом отношении провалом, он решил сосредоточиться на карьере композитора[4]. Кроме того, он вынашивал планы открытия в Праге собственной музыкальной школы, которыми поделился с Листом. Тот в ответ пожертвовал на открытие школы 400 флоринов. Растроганный Сметана посвятил другу свой опус «Шесть характерных пьес», который был издан также при поддержке Листа[6]. Музыкальная школа Сметаны открылась в Праге в конце лета 1848 года[4]. Среди его учеников — Ян Людевит Прохазка.

1848 год стал для восточной части Австрийской империи временем революционных событий, демонстрировавших пробуждение национального сознания венгров, чехов, словаков и других народов империи[6]. В этих событиях принимал участие и Сметана. В это время им был написан ряд произведений патриотического и революционного содержания — среди них «Ликующая увертюра», «Песня свободы» на слова Яна Коллара, «Марш Национальной гвардии»[2] и «Марш Пражского студенческого легиона». После подавления восстания композитор вернулся к повседневной жизни, однако в его произведениях регулярно продолжали звучать мотивы чешской народной музыки[6]. В форме народных танцев были в частности написаны в 1851 году фортепианные композиции «Три поэтические польки» и «Три салонные польки»[2]. В то же время Сметана демонстрировал вполне верноподданническое поведение и в 1850—1851 годах некоторое время замещал Катарину Кожелуг-Чиббини в качестве придворного пианиста Фердинанда I. В 1854 году композитор создал свою единственную симфонию — «Триумфальную» (в которой звучит мелодия австрийского гимна авторства Гайдна[6]) и изъявлял желание посвятить её бракосочетанию императора Франца Иосифа, но эта инициатива была отклонена имперским двором, по-видимому, уже на ранней стадии[4].

В 1849 году Сметана женился на Катаржине Коларовой. В этом браке родились четыре дочери, старшая из которых умерла в возрасте пяти лет. Её памяти отец в 1855 году посвятил горестное трио соль минор. Личное горе и чувство ненужности на родине заставили Сметану в следующем году принять предложение отправиться в Гетеборг в Швеции[6], где он занял посты пианиста, хормейстера и дирижёра Филармонического общества. Одновременно он также продолжал давать уроки музыки. В годы пребывания в Швеции он часто посещал проживавшего в Веймаре Листа, под чьим влиянием создал ряд произведений в новом для себя жанре симфонической поэмы[4] — «Ричард III» (по одноимённой исторической хронике Шекспира), «Хакон-ярл» (по произведению датского поэта Эленшлегера) и «Лагерь Валленштейна» (по предложению Яна Коллара эта музыка сочинялась как вступление к драме Шиллера «Валленштейн»). В последнем случае композитору удалось привнести в музыку, продиктованную шиллеровским сюжетом, чешские народные мелодии, связав её с мотивами национально-освободительного движения[2].

Сметана прожил в Гётеборге до 1861 года. Осенью 1860 года почти одновременно произошли два важных для него события: Австрия, ослабленная поражениями при Мадженте и Сольферино, обнародовала «Октябрьский диплом» — новую конституцию, предоставившую чешскому языку равноправный статус, а вскоре после этого скончалась жена Сметаны Катаржина. Вернувшись в Прагу, он на следующий год женился на Беттине Фердинанди[6]. В Праге Сметана развил активную деятельность сразу в нескольких сферах, в 1863—1865 годах возглавляя хоровое общество «Глагол Пражский», в 1863 году основав музыкальный отдел художественного общества «Умелецка беседа» и сотрудничая как журналист с газетой Národní listy в 1864—1865 годах. В 1863—1866 годах также снова действовала его музыкальная школа[4].

Особое внимание в 1860-е годы Сметана уделял созданию чешского национального музыкального театра. По решению чешского земского сейма уже в 1862 году начал работу Временный театр, функционировавший до завершения строительства пражского Национального театра[6]. 5 января 1866 года в театре прошла премьера первой оперы Сметаны — «Бранденбуржцы в Чехии»[4]. Это произведение, ставшее также первой чешской историко-героической оперой[2], было написано на либретто Карела Сабины и посвящено борьбе Чехии против иноземных захватчиков в XIII веке. Также на либретто Сабины в том же году была создана самая популярная из опер Сметаны — лирико-комическая опера «Проданная невеста», в которой использованы ритмы и мотивы чешских народных песен и танцев (полька, фуриант, скочна, дупак)[1]. Успех двух опер Сметаны помог ему занять пост дирижёра Временного театра, на котором он оставался на протяжении восьми лет[6]. В этом качестве он ввёл в репертуар театра, помимо западноевропейской классики, также оперы чешских (Шкроуп, Бендль) и русских композиторов[1]. Им также была основана при театре оперная школа, однако это начинание оказалось недолговечным[4].

В мае 1868 года состоялась премьера новой героико-трагической оперы Сметаны «Далибор», приуроченная к закладке здания Национального театра. Героем оперы, созданной на либретто Йозефа Венцига (чешский перевод Эрвина Шпиндлера[cs][1]), стал рыцарь, за покровительство восставшим крестьянам заключённый в крепость[2]. Опера подверглась критике с двух направлений. Некоторые критики посчитали её слишком «вагнеровской» из-за отказа от традиционной увертюры, развёрнутых сцен и использования лейтмотивов[1]. Одновременно она была отрицательно воспринята консервативными кругами, посчитавшими её сюжет чересчур вызывающим, и Сметана на некоторое время ушёл в переписывание и без того успешной «Проданной невесты»[6]. Опера быстро исчезла из репертуара, что вызвало общественные протесты — начал издаваться одноимённый журнал, в защиту Сметаны выступали Ян Неруда и другие патриотически настроенные деятели[1].

Уже в конце 1860-х годов Сметана задумал ещё одну оперу национального содержания «Либуше», посвящённую легендарной основательнице Праги. Работа над этой «торжественной картиной в трёх частях» была завершена к 1872 году[2], и первоначально автор предполагал, что её первое исполнение будет приурочено к коронации Франца Иосифа I как короля Богемии, но эта коронация так и не состоялась[3]. В результате премьера прошла только 11 июня 1881 года, на торжественном открытии Национального театра[2]. По завершении работы над «Либуше», в 1873—1874 годах, Сметана писал оперу «Две вдовы»[6] (либретто Э. Цюнгеля[cs] на основе одноимённой комедии Ф. Мальфиля. Подобно «Проданной невесте», Сметана широко использовал в этой опере народные мотивы, на сей раз — городскую песню[1]. Исполнение «Двух вдов» стало последним, которым дирижировал сам автор[2]. В 1874 году его здоровье пошатнулось. Вслед за перенесённым сифилисом[3] у композитора начались сильные головные боли и постепенная потеря слуха — первые симптомы развившегося позже нервного заболевания, ему пришлось оставить пост дирижёра и расстаться с театром. Поселившись в Ябкенице с семьёй дочери, композитор в 1874—1879 годах работал над циклом симфонических поэм «Моя родина»[6]. Цикл из шести поэм был целиком впервые исполнен также в 1881 году[2]. Также с середины 1870-х по начало 1880-х годов были закончены ещё три оперы на либретто Элишки Красногорской, квартет «Из моей жизни» (1876), фортепианная пьеса «Чешские танцы» (1879), оркестровый «Пражский карнавал» (1883) и другие произведения. Ещё одна опера на либретто Красногорской — «Виола» (по мотивам шекспировской «Двенадцатой ночи») — не была завершена[1]. Уровень создаваемой Сметаной в эти годы музыки был неровным — шедевры чередовались с произведениями, которые характеризуют разорванность формы и излишняя ладогармоническая сложность[2].

К 1882 году работоспособность Сметаны была подорвана ещё сильнее начавшейся потерей памяти и речи[6]. У него участились приступы депрессии[3]. В ноябре 1883 года он в последний раз приехал в Прагу, чтобы присутствовать на повторном открытии Национального театра, отстроенного после пожара[2] — по этому случаю в театре 18 ноября была вновь представлена «Либуше». Последние несколько месяцев жизни композитор провёл в пражской лечебнице для душевнобольных, где и умер 12 мая 1884 года[4]. Сметана похоронен на Вышеградском кладбище.

Творчество

Сметана — один из крупнейших музыкантов Чехии, считающийся основоположником национальной композиторской школы. Он первым из композиторов использовал в своих сочинениях чешские народные сюжеты и мотивы. Ему также принадлежит первая в истории опера, целиком написанная на чешском языке, — «Бранденбуржцы в Чехии». Творчество Сметаны оказало огромное влияние на чешских композиторов последующих поколений — Антонина Дворжака, Зденека Фибиха и др.

Одна из симфонических поэм цикла «Моя родина» — «Влтава» — стала неофициальным чешским национальным гимном. С исполнения «Моей родины» ежегодно начинается фестиваль «Пражская весна», а опера «Либуше» исполняется в дни национальных праздников Чехии[1].

Память

Кинематограф

Основные сочинения

Оперы

Симфонические произведения

  • «Шведские песни», цикл симфонических поэм: «Ричард III», «Лагерь Валленштейна», «Гакон Ярл» (1859—1861).
  • «Моя родина», цикл симфонических поэм: «Вышеград», «Влтава», «Шарка», «В лесах и лугах Чехии», «Табор», «Бланик» (1874—1879).
  • Симфония E-dur «Триумфальная» (1853—1854).
  • «Пражский карнавал» (не окончен).

Камерные произведения

  • Фортепианное трио g-moll.
  • Два струнных квартета (e-moll «Из моей жизни», 1876; d-moll, 1883).
  • Сюита «С родины» для скрипки и фортепиано.

Сочинения для фортепиано

  • Соната e-moll для двух фортепиано в восемь рук (1846).
  • Шесть прелюдий.
  • Рондо C-dur.
  • Польки.
  • Чешские танцы.
  • Концертный этюд соль-диез минор (Op. 17, 1861).

Вокальные и хоровые сочинения

  • Пять песен для голоса и фортепиано на слова Витеслава Галека.
  • Чешские песни для мужского хора a capella.
  • Три песни для женского хора a capella.
  • Кантата «Чешская песня» для смешанного хора и оркестра.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 Сме́тана // Сен-Жерменский мир 1679 — Социальное обеспечение. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 476—477. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 30). — ISBN 978-5-85270-367-5.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 2,13 2,14 2,15 2,16 Горбачева Е. Г. Бедржих Сметана // Популярная история музыки. — М.: Вече, 2002. — ISBN 5-94538-111-X.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Bedřich Smetana (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online. Дата обращения: 27 мая 2020.
  4. 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 Vlasta Reittererová. Smetana, Friedrich (Bedřich) (нем.). Oesterreichisches Musiklexikon online (6 мая 2001). Дата обращения: 27 мая 2020.
  5. Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю.В. Келдыш. — «Советская энциклопедия», 1981. — 1056 с.
  6. 6,00 6,01 6,02 6,03 6,04 6,05 6,06 6,07 6,08 6,09 6,10 6,11 6,12 6,13 6,14 6,15 6,16 6,17 Bedrich Smetana (каталан.). Gran enciclopèdia de la música. Дата обращения: 27 мая 2020.
  7. Schmadel, Lutz D. Dictionary of Minor Planet Names (англ.). — Fifth Revised and Enlarged Edition. — B., Heidelberg, N. Y.: Springer, 2003. — P. 166. — ISBN 3-540-00238-3.

Литература

  • Мартынов И. Бедржих Сметана. Очерк жизни и творчества. — М.: Музгиз, 1963.

Ссылки