Смерть, играющая в шахматы

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Taby kyrka Death playing chess.jpg
Альбертус Пиктор
Смерть, играющая в шахматы. 1480
швед. Döden spelar schack
темпера, влажная штукатурка
Церковь Тёбю, Тёбю, диоцез Стокгольма, Швеция

«Смерть, играющая в шахматы» (швед. Döden spelar schack) — самая известная фреска церкви Тёбю (швед. Täby kyrka), выполнена мастерской Альбертуса Пиктора около 1480 года на неканонический сюжет.

История создания

Церковь была завершена в конце 1200-х годов. Церковная ризница была достроена ​​в 1300-х годах, своды были обновлены в 1450-е годы. Церковь в Тёбю имеет четыре сводчатые арки, которые были в 1480-е годы расписаны мастерской Альбертуса Пиктора. Фрески были реставрированы в 1787 году и в 19921993 годах. Во время второй реставрации были детально изучены составляющие элементы красочного слоя[1].

Фреска «Смерть, играющая в шахматы» находится в западной части свода в верхней части лестницы на чердак, где расположен орган. Она выполнена шведским художником немецкого происхождения Альбертусом (швед. Albertus Pictor, букв. «Альбертус Художник»; родился между 1440 и 1450 годами — умер между 1507 и 1509 годами, настоящее имя «Альберт Имменхаузен», швед. Albertus Immenhusen, происходил из города Имменхаузена вблизи Касселя в земле Гессен) и его мастерской, численностью около пяти человек, которые расписали в своё время около 40 шведских церквей, 37 из них сохранились до нашего времени. Копия росписи хранится в коллекции шведского Исторического музея в Стокгольме.

Особенности изображения

В течение 1600-х годов, с переходом Швеции в лютеранство, стены в большинстве средневековых шведских храмов были побелены. Своды церкви в Тёбю по неизвестной причине были оставлены под фресками, поэтому они сохранились во всём своем великолепии[2].

Фреска «Смерть, играющая в шахматы»[3] не похожа на большинство других изображений в церкви, которые выполнены строго на основе библейских мотивов. На фреске изображён скромно, но изящно одетый мужчина, который играет в шахматы со Смертью. Шахматная доска на фреске нестандартных размеров (7 на 5 клеток). Ход делает Смерть, а мужчина растерянно прижимает левую руку к груди, а другой пытается ухватиться за доску. Фреска «Смерть, играющая в шахматы» изображает мужчину и Смерть по одну сторону доски; современному зрителю, без поправки на средневековую традицию изображения, это изображение может ошибочно представляться как «Смерть подсказывает Рыцарю ход против зрителя»[4]. Фреска дополняется лентой над фигурами персонажей с выцветшим и уже нечитаемым текстом на шведском языке.

Изображения человека, играющего в шахматы с представителем тёмных сил, существовали в Средние века как зрительное воплощение сложных моральных положений. Исследователи разделяют их на два основные типа[5]:

  • Изображение игры человека против Смерти за свою жизнь. Оно заставляет задуматься о скоротечности жизни и о том, что человек вскоре может быть наказан или вознаграждён после внезапной смерти за свои дела. Содержание картины в этом случае следует средневековым философским моралите о шахматах, представлявшим жизнь как шахматную игру. Таков смысл аллегории Johannes Raulin в «Doctrinale Mortis» (1518). Johannes Guallensis[en] (умер в 1285 году) пишет[6]:

Мир — как доска с белыми и черными полями, принимающая в себя людей, словно шахматные фигуры.

  • Шахматы также иллюстрировали различные роли в обществе, показывали в аллегорической форме, как важно было «играть свою роль», а не пытаться что-либо изменить в своём социальном положении. К этому типу относится изображение в церкви Тёбю. Среди других изображений на сходную тему — «Смерть ставит мат королю» (аллегорическая гравюра неизвестного эльзасского художника XV века)[7].
  • Другой распространенный вариант сюжета — человек, играющий в шахматы с Дьяволом на свою душу. Этот сюжет был достаточно широко распространён в Северной Европе[8]. Легенда в «Хронике Фландрии» за 1131 год рассказывает, что жена кастеляна по наущению дьявола убила своего отца. Муж, узнав о её преступлении, отдает преступницу дьяволу. Спустя время в замок прибывает монах и ночует в том зале, где когда-то было совершено преступление. В полночь появляется дьявол с женой кастеляна и вызывает монаха на поединок на его душу за шахматной доской. Монах выиграл партию. Побеждённый дьявол исчез. Утром монах нашёл на полу скелет женщины со стилетом в руке[9]. Шахматный поединок с дьяволом в образе прекрасной девушки приписывался шахматисту XVI века Паоло Бои (однако возникновение легенды относится к значительно более позднему времени, чем эпоха самого шахматиста)[10].

В Историческом музее в Стокгольме была организована выставка о смерти и о том, как она воспринималась в разное время. Изображение «Смерти, играющей в шахматы» было центральным в осмыслении проблемы.

Фреска в кинематографе

Галерея

См. также

Примечания

Библиография

  • Svanberg, Jan med bidrag av Öberg, Jan. Albertus Pictor: en biografisk skiss, Ingår i: Albertus Pictor: Bilder i urval samt studier och analyser 1, målare av sin tid. 2009.

Ссылки