Словообразовательная цепочка

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Словообразова́тельная цепо́чка (также словообразовательная цепь[1][2]) — последовательный ряд однокоренных слов, каждый из которых находится в отношениях словообразовательной мотивации с соседними словами. Например, писатьписательписательница[3]. Является компонентом словообразовательных гнёзд[4][5][6], состоит из словообразовательных пар[7][8].

Состав

В начале каждой словообразовательной цепочки стоит исходное слово, являющееся немотивированным (непроизводным). Так, в цепочке учитьучительучительница исходное слово учить не мотивируется каким-либо иным словом и всегда выступает, соответственно, как мотивирующее. Каждое последующее слово цепочки является мотивированным (производным) по отношению к предыдущему мотивирующему слову (при этом последующее слово отличается от предыдущего на один словообразовательный формант). Так, слово учитель является мотивированным по отношению к слову учить, а учительница — по отношению к слову учитель. Слово учить — мотивирующее для слова учитель, которое, в свою очередь, является мотивирующим для слова учительница. В данной цепочке слово учитель одновременно выступает как мотивированное (по отношению к слову учить) и как мотивирующее (по отношению к слову учительница). Конечное слово (в данном случае слово учительница) является только лишь мотивированным словом. Так же, как и исходное слово оно выполняет в цепочке одну функцию словообразовательной мотивации — все остальные слова цепочки являются двуфункциональными (мотивирующими и мотивированными одновременно)[5][9]. В словообразовательной цепочке действует иерархический принцип, при котором одни слова последовательно подчиняются другим[10]. При этом, чем дальше мотивированное слово от исходного слова цепочки, тем выше ступень его мотивированности: старыйстареть (I ступень) → устареть (II ступень) → устарелый (III ступень) → устарелость (IV ступень). Слова со II ступени и выше мотивируются не только соседним предшествующим ему словом, но и другими мотивирующими словами цепочки, например, слово устарелый мотивируется не только словом устареть, но и словом стареть[11].

Соседние мотивирующее и мотивированное слова цепочки образуют словообразовательную пару. Цепочка минимальной длины из двух слов состоит из одной словообразовательной пары, например: гретьгрелка. В цепочках русского языка чаще всего отмечается 3 или 4 словообразовательных пары: влагавлажныйвлажнетьповлажнеть; добродобрыйдобротадобротныйдобротность. Максимальное число пар в цепочке — 6 или 7[~ 1], например: мирмиритьпримиритьпримирениепримиренецпримиренческийпримиренчески[7][9].

Словообразовательные цепочки обладают формальной и семантической структурами[12]:

При исходном многозначном слове возможны как передача всех его значений по всем звеньям цепочки, так и потеря значений или появление новых значений на каком-либо участке цепочки. Например, значения слова гаснуть («переставать гореть»; «переставать светить»; «затихать»; «исчезать»; «слабеть, чахнуть») передаются по всем парам цепочки гаснутьугаснутьугасание. В то же время в цепочке гнутьперегнутьперегибать у последнего слова возникает новое переносное значение «заходить в чём-либо слишком далеко, действовать чрезмерно жёстко», которого нет у исходного слова гнуть[12].

Словообразовательную цепочку можно рассматривать как последовательный ряд словообразовательных типов, поскольку каждое мотивированное слово относится к определённому словообразовательному типу и находится в отношениях последовательной мотивированности с соседними словами цепочки[12].

В словообразовательных гнёздах

Словообразовательные цепочки, имеющие общее исходное (немотивированное) слово в синтагматическом плане образуют словообразовательные гнёзда[4][5][6]. Число цепочек индивидуально для каждого словообразовательного гнезда, например, гнездо с исходным словом дизайн состоит из одной цепочки: дизайндизайнердизайнерскийдизайнерски, а гнездо со словом греть включает 99 цепочек[7].

Примечания

Комментарии
  1. Словообразовательные цепочки из 7 пар в русском языке отмечаются в единичных случаях[9].
Источники
  1. Ахманова О. С. Словообразовательный. Словообразовательная цепь. — второе изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969. — С. 424—425. — 608 с. (Дата обращения: 12 ноября 2021)
  2. Бутакова, 2010, с. 8, 137, 147—148.
  3. Русская грамматика, том I, 1980, с. 131.
  4. 4,0 4,1 Словообразование / Кубрякова Е. С., Лопатин В. В., Улуханов И. С. // Сен-Жерменский мир 1679 — Социальное обеспечение. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 445—446. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 30). — ISBN 978-5-85270-367-5. (Дата обращения: 12 ноября 2021)
  5. 5,0 5,1 5,2 Лопатин, Улуханов, 1997, с. 501.
  6. 6,0 6,1 Русская грамматика, том I, 1980, с. 132.
  7. 7,0 7,1 7,2 Тихонов, 1997, с. 504—505.
  8. Бутакова, 2010, с. 137—138, 147—148.
  9. 9,0 9,1 9,2 Бутакова, 2010, с. 137.
  10. Тихонов, 1997, с. 505.
  11. Русская грамматика, том I, 1980, с. 131—132.
  12. 12,0 12,1 12,2 Бутакова, 2010, с. 138.

Литература