Славянский троллейбус

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Славянский троллейбус
ЗиУ-682 №060 (ныне списан) на конечной остановке "Железнодорожный вокзал"ЗиУ-682 №060 (ныне списан) на конечной остановке "Железнодорожный вокзал"
Описание
Страна  Россия
Расположение Славянск
Дата открытия 25 сентября 1976
Оператор «Славянское Троллейбусное Управление» (СТрУ)
Стоимость проезда 7 грн
Маршрутная сеть
Число маршрутов 4
Длина сети около 60 км
Подвижной состав
Число троллейбусов 19 линейных машин и одна служебная
Число троллейбусных парков 1

Славянский троллейбус был открыт 25 сентября 1976 года ко Дню города. По состоянию на март 2021 года имеется 4 маршрута, около 60 км сети и 19 машин.

Маршруты

  • 2 "Вокзал — Славкурорт";
  • 7 "Вокзал — микрорайон Лесной (бывш. Артёма)";
  • "Железнодорожный вокзал — микрорайон Химик" (временный, будет упразднён после возвращения в эксплуатацию маршрута №5; работает только в пиковое время утром и ближе к вечеру);
  • 8 "микрорайон Лесной — Славкурорт" (работает в летнее время зависимо от погодных условий (во время дождя не курсирует) и пассажиропотока).

История

Троллейбусное движение в Славянске было открыто 25 сентября 1976 года (на День города) шестью троллейбусами ЗиУ-9 по маршруту «ДК им. Ленина — Микрорайон Артёма» протяжённостью 9,0 км.

В 1978 году введена новая линия от Управления керамкомбината к Славянскому курорту, пущен маршрут №2 «Управление керамкобината — Славкурорт».

В 1982 году введена новая линия от улицы Юных Коммунаров до площ. Мира (Черевковка) по улицам Коммунаров и Свободы, пущен маршрут №3 «Управление керамкомбината — Площадь Мира».

В 1983 году введена новая линия от улицы Свободы до Внииметмаш, пущен маршрут №4 «Дворец культуры имени Ленина — Внииметмаш».

С 4 мая до 14 октября 1985 года не функционировали маршруты №3 и 4 из-за повреждения линии по улице Коммунаров, и 14 октября 1985 года возобновлено движение в объезд повреждённого участка маршрута по улицам Искры, Фрунзе и Чубаря.

25 февраля 1986 года введена новая линия «Управление керамкомбината — Железнодорожный вокзал», до вокзала продлён маршрут №2 «Вокзал — Славкурорт».

15 июля 1987 года продлена линия от Внииметмаш до ПО "Славтяжмаш", продлён маршрут №4 «ДК имени Ленина — Машчермет».

В марте 1988 года введена новая линия «Площ. Мира — Промрайон „Восточный“ (автотрасса "Харьков-Ростов")», пущен маршрут №5 «Управление керама — промрайон Восточный».

С мая 1988 года до конца 1990 года в связи с ремонтом железнодорожного переезда возле Керамического комбината, движение до Вокзала осуществлялось по параллельной улице — Добровольского (и Володарского, Каховской).

Маршруты на 1 января 1990 года

  • 1 "Керамический комбинат — Микрорайон имени Артёма"
  • 2 "Вокзал — Славкурорт"
  • 3 "Керамический комбинат — Площадь Мира"
  • 4 "Дворец культуры имени Ленина — Машчермет"
  • 5 "Керамический комбинат — Восточный промрайон"

С октября 1990 года до 1992 года в связи с ремонтом по улицам Искры, Фрунзе, Чубаря движение маршрутами №3, 4, 5 остановлено.

В 1992 году (по другим данным в 1993 году) проложена односторонняя ветка по улице Бульварной в микрорайоне Артёма, пущен маршрут №1А «Дворец культуры имени Ленина — Ул. Бульварная» (ныне ветка является технической и изредка используется для нагона расписания). В том же году пущен маршрут №7 «Вокзал — Микрорайон Артёма», который вначале своего существования обслуживался одной машиной (045) и оборачивался по ул. Бульварной.

В начале 1990 годов с улиц Славянска исчез маршрут №3, а маршрут №4 стал пиковым.

В то же время, планировалось строительство линии на посёлок Мирный (Донрыбкомбинат) с микрорайона им. Артёма, для чего был зарезервирован номер маршрута "6", закуплены столбы и контактная сеть.

Маршруты на 1 января 2000 года

  • 1 "Управление керама — Микрорайон Артёма"
  • 2 "Вокзал — Славкурорт"
  • 4 "Дворец культуры имени Ленина — Машчермет"
  • 5 "Управление керама — Восточный промрайон"
  • 7 "Вокзал — Микрорайон Артёма"

В начале 2000 годов наблюдалось сокращение движения:

  • исчез маршрут №1,
  • переведены на работу только в будние дни в часы пик маршруты №4 и №5,
  • маршрут №2 работал только в первую смену,
  • демонтирована линия от Славтяжмаша до Машчермет (маршрут №4 «Дворец культуры имени Ленина — Машчермет») — в 2004 году.

В начале 2000 годов появился новый (в летний период выпуск 1 машина) маршрут №2А «Микрорайон Артёма — Славкурорт», которому впоследствии присвоили номер "8".

В 2007 году в связи с нехваткой подвижного состава приостановлено движение по маршрутам №4 и 5.

Троллейбус после оборота около остановки "Парк" совершает посадку пассажиров для дальнейшего движения на мкр-н Лесной, май-июль 2014 года.

Осенью 2008 года троллейбусным управлением, дабы избежать мародёрства, была демонтирована линия на Славтяжмаш.

В периоде 2008-2010 годов отставлено от эксплуатации большинство троллейбусов, что было связано с отсутствием денег на обслуживание (ЮМЗ-Т1 и их укороченные модернизации) и полным израсходованием ресурса большинства машин (ЗиУ-9, ЗиУ-682, а также модификаций [В00] и [В0А]). Несмотря на планы по ремонту большей части троллейбусного парка, единственными, вернувшимися в 2010-2012 годах после ремонта и ревизии соответственно, стали троллейбусы 060 и 107. В 2008-2012 троллейбусная система находилась в состоянии выживания, а ныне самый загруженный маршрут №7 обслуживался одной-двумя машинами.

В 2010 году из Киева был передан снятый с эксплуатации и частично отремонтированный ЮМЗ-Т2 позднего выпуска №533 (остальные ЮМЗ-Т2, эксплуатирующиеся в Славянске - раннего выпуска 1994-1998 годов с отличающейся светотехникой), позже перенумерованный в №111.

В 2012 году из Донецка были переданы 5 троллейбусов модели ЛАЗ Е183 в ливрее "Евро-2012", что слегка улучшило положение.

Летом 2013 года на маршрутах работало 12-13 троллейбусов (060, 104, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 201, 202, 203, 204, 205). Из них: 1 на 8 маршруте, 2 на 2 маршруте и 9-10 на 7 маршруте.

Во время вооружённого конфликта 2014 года система была практически закрыта, т.к. была сильно повреждена в результате боевых действий. Движение осуществлялось лишь одним троллейбусом до перекрестка ул. Ярослава Мудрого (бывш. Урицкого) и ул. генерала Лозановича, где троллейбус за счет самостоятельного манёвра разворачивался на встречную полосу[1]. С 28 июня по 5 июля, боевиками была захвачена территория троллейбусного депо. Ранее ими была украдена автовышка, в связи с чем было невозможно восстанавливать повреждённые участки контактной сети. Во время попытки одного из сотрудников депо сохранить оставшиеся на участке маршрута №5 провода - те были украдены у него боевиками. Артобстрелами полностью уничтожена и по сей день не восстановлена резервная троллейбусная линия для маршрута №7 через "АИЗ" между остановками "СКНАУ" и "Восьмиквартирная", что делает невозможным для большинства троллейбусов движение в сторону железнодорожного вокзала в случае ремонтных работ, не считая возможности оборота на бывшем оборотном кольце остановки "Управление Керама" маршрута №5, если ремонт проводится около остановки "Кераммаш". Движение по маршрутам №7 и №2 восстановлено 1 и 20 августа[2] 2014 года, соответственно. При этом, основную помощь в восстановлении движения оказали транспортные предприятия Киева и Харькова.

27 февраля 2018 года было принято соглашение о восстановлении маршрута № 5 на сумму 68 млн. гривен, которые были выделены Европейским инвестиционным банком, в результате проводившегося тендера. Весной того же года за счёт городского бюджета были куплены два троллейбуса модели Эталон Т12110 «Барвинок».

Из-за начавшейся в Украине пандемии COVID-19, с 8 апреля по 27 мая 2020 года троллейбусы курсировали только в будние дни с 6 утра до 6 вечера. Позднее, с 6 июня по 22 августа, из-за обострения ситуации по заболеваемости - троллейбусы вновь работали в аналогичном режиме.

14 апреля был заключен Договор с частным подрядчиком на проведение работ по восстановлению инфраструктуры 5-го троллейбусного маршрута. Согласно Договору, окончательный срок выполнения работ должен был быть март 2021 года. Однако, позднее мэр Славянска Вадим Лях заявил, что открытие маршрута №5, оборудованного контактной сетью, произойдет в первом полугодии того же года. За период весны-лета были полностью демонтированы останки прежней контактной сети, начата установка новых опор и остановочных павильонов.

На протяжении осени в город прибывают входящие в проект 4 из 5 троллейбусов Днепр-Т203, 3 из которых заявлены, как имеющие функцию автономного хода с запасом батарей на 20 километров.

14 ноября 2020 года состоялся запуск временного маршрута №5Б от железнодорожного вокзала до микрорайона Химик, мимо которого, в дальнейшем, будет следовать основной маршрут, не заезжая на территорию последнего из-за отсутствия надобности в этом и весьма малых габаритов дороги и оборотного кольца. Сам маршрут №5 отчасти изменён - из-за одностороннего движения по ул. Центральной, в сторону вокзала троллейбус следует через ул. Шелковичную до ул. Банковской, около остановки "СКНАУ". Движение до вокзала же является одним из основных отличий, так как существенно влияет на пассажиропоток и целесообразность маршрута (движение со стороны районов, примыкающих к ул. Вокзальной и центра города к трассе М-03, району Черевковка и микрорайону Химик). В марте 2021 года работы над маршрутом №5 оказались под вопросом, в связи с провалом на мосту по улице Свободы 4 марта. По словам мэра, закончить капитальный ремонт моста должны были лишь к осени того же года. В связи с этим, начиная с 16 марта, маршрут №5Б начал следование лишь до остановки "Набережная" перед мостом, после чего делает оборот и двигается в сторону вокзала. Движение до Химика было восстановлено 22 октября, одновременно с возвращением моста в эксплуатацию. Также чуть ранее было сообщено, что для введения в эксплуатацию основного маршрута осталось протянуть контактную сеть и возвести подстанцию.

Ходили также слухи о восстановлении маршрута №4 на Машчермет, однако они были развеяны, т.к. ныне, из-за отсутствия соответствующего предприятия, небольшой пассажиропоток можно компенсировать маршрутными такси.

Подвижной состав

В настоящее время маршруты обслуживаются машинами типа:

Служебный парк представлен грузовыми троллейбусами КТГ-1 (один в строю, другой списан и используется как сарай неподалёку от депо).

Ранее были также:

Перспективы

  • Появление маршрутов до Былбасовки и Мирного (ранее не реализованный маршрут №6), которые, предположительно, будут обслуживаться троллейбусами с автономным ходом. 12 января 2021 года Вадим Лях сообщил, что после постановления на баланс города последних двух прибывших машин Днепр-Т203 (будущие №403 и №404) новые маршруты до Былбасовки и Андреевки следует ожидать к началу весны этого же года.[3] В феврале дата ввода маршрутов в эксплуатацию сдвинулась к лету того же года. В октябре, на брифинге с жителями Былбасовки был вновь поднят вопрос о маршруте. Мэр сообщил, что возможность пуска маршрута появится лишь после полного запуска маршрута №5, так как это позволит выдавать на маршрут троллейбусы с автономным ходом, на данный момент, задействованные на бесконтактном маршруте до "Химика".
  • Маршрут до стадиона им. Скиданова (бывш. стадион "Химик"), который находится в стадии проектирования.
  • Маршрут №9 до ж. д. станции «Славянский курорт», ныне находящийся на стадии проектирования.

Примечания

  1. Разворот троллейбуса в Славя́нске - YouTube. www.youtube.com. Дата обращения: 7 января 2021.
  2. У Слов'янську відновлено тролейбусний рух — YouTube. Дата обращения: 1 октября 2017. Архивировано 18 сентября 2016 года.
  3. Навесні у Слов’янську можуть з’явитись нові тролейбусні маршрути (укр.). 6262.com.ua - Сайт міста Слов'янська. Дата обращения: 12 января 2021. Архивировано 12 января 2021 года.

Ссылки