Скупой рыцарь

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Скупой рыцарь

«Скупо́й ры́царь» — одна из «маленьких трагедий» А. С. Пушкина, написанная в болдинскую осень 1830 года.

Сюжет

Молодой рыцарь Альбер жалуется своему слуге Ивану на безденежье, на скупость старого отца-барона и на нежелание ростовщика-еврея Соломона ссудить ему денег взаймы. Во время разговора с Альбером еврей намекает, что получение долгожданного наследства можно приблизить, отравив скрягу-отца. Рыцарь в негодовании изгоняет Соломона вон.

Пока старый барон чахнет в подвале над своими сокровищами, негодуя по поводу того, что наследник когда-нибудь спустит всё накопленное им с таким трудом и при упорной борьбе с собственной совестью (которую он называет «когтистым зверем»), Альбер подаёт местному герцогу жалобу на родителя. Спрятавшись в соседней комнате, он подслушивает беседу герцога с отцом.

Когда старый барон начинает обвинять сына в намерении убить и обокрасть его, Альбер врывается в залу. Отец бросает сыну перчатку, тот с готовностью принимает вызов. Герцог в возмущении отнимает у Альбера перчатку и изгоняет его из своего дворца, после чего обращается с упрёком к барону. Но тот умирает, провожаемый словами герцога: «Боже! Ужасный век, ужасные сердца!» Последние мысли умирающего старика всё так же обращены к стяжательству: «Где ключи? Ключи, ключи мои!..»

Персонажи

  • Барон Филипп
  • Альбер, сын барона Филиппа
  • Иван, слуга
  • Еврей Соломон (ростовщик)
  • Герцог

Создание и обнародование

Константин Станиславский в роли Скупого рыцаря (1888)

Замысел пьесы (возможно, навеянной тяжёлыми отношениями поэта со скупым отцом) витал в голове Пушкина ещё в январе 1826 года (запись в рукописи того времени: «Жид и сын. Граф»)[1].

Болдинская рукопись имеет дату «23 октября 1830 г.»; ей предпослан эпиграф из Державина:

«Престань и ты жить в погребах,
Как крот в ущельях подземельных».

Пушкин решился опубликовать «Скупого рыцаря» только в 1836 году, в первой книжке «Современника» за подписью Р. (французский инициал фамилии Пушкина). Чтобы избежать упрёков в незавершённости пьесы, публикация была обставлена как литературная мистификация, с подзаголовком: «Сцена из Ченстоновой трагикомедии: The Covetous Knight». На самом деле у Ченстона (или Шенстона) нет произведения с таким названием[1]. Эпиграф из Державина стал неуместным и был снят.

«Скупой рыцарь» был назначен к постановке в Александринском театре через три дня после смерти автора, но в итоге был заменён на водевиль (возможно, под нажимом властей, опасавшихся выражения публикой сочувствия к убитому поэту)[2].

Происхождение сюжета

Автобиографическая версия

В 1855 г. первый биограф Пушкина Анненков объяснял мистификационный подзаголовок «Скупого рыцаря» следующим образом: «причину, понудившую Пушкина отстранить от себя честь первой идеи, должно искать, как мы слышали, в боязни применений и неосновательных толков»[3]. Однако «применения» всё-таки последовали. Целый ряд фактов указывает на финансовые проблемы во взаимоотношениях поэта с отцом. Тот же Анненков сообщает, что при выпуске из Лицея 17-летнему Александру Пушкину из-за скупости отца не удалось попасть в блестящий Лейб-гвардии гусарский полк: «Сергей Львович отговаривался недостатком состояния и соглашался только на поступление сына в один из пехотных гвардейских полков»[4]. В дальнейшем, в период южной ссылки, поэт не имел никакой материальной поддержки из дома (даже в первые месяцы, когда из-за бюрократических проволочек вынужден был обходиться без казённого жалования[5]). Со временем жалованье начали выплачивать, но его не хватало, как это явствует из письма А. С. Пушкина брату Льву (Одесса, 25 августа 1823 г.): «Изъясни отцу моему, что я без его денег жить не могу <…> мне больно видеть равнодушие отца моего к моему состоянию»[6] . Бедствовал поэт и позднее, в Михайловском. Из письма к брату Льву (28 июля 1825 года): «мне нужны деньги или удавиться»[7].

Версия литературных реминисценций

Сторонники этой версии видят в сюжете «Скупого рыцаря» подражание европейским литераторам[каким?], разрабатывавшим тему скупости[8].

«Тип скупца восходит к герою комедии римского драматурга Плавта (III—II в. до н. э.) „Кубышка“. Два элемента, намеченные в этой комедии: монолог скупца, обращённый к сокровищу, и его конфликт с собственным наследником — стали каноническими в произведениях о скупцах. Имеются они и в комедии Мольера „Скупой“, на которую в большой степени ориентирована пушкинская драма»[9].

Историческая версия

Советский литературовед Г. А. Гуковский (1902—1950) предположил, что Пушкин использовал при работе над «Скупым рыцарем» исторический и бытовой материал многотомного труда Проспера де Баранта «История герцогов Бургундских дома Валуа»[10]. Прототипом пушкинского Герцога Гуковский считал Филиппа Доброго, герцога Бургундии в 1419—1467 гг.[11]

Версия Гуковского не нашла распространения в литературе. Во всех без исключения комментариях к изданиям «Скупого рыцаря», вышедших в свет до 2017 г., о её существовании попросту умалчивается[источник не указан 522 дня]. Публикации сторонников Гуковского немногочисленны[12], а в стане его противников оказался авторитетнейший литературовед Юрий Лотман (1922—1993)[13].

В 2017 г. предложена модификация схемы Гуковского: историческим прототипом Герцога признаётся не Филипп Добрый, а его сын и наследник Карл Смелый. Для финальной сцены «Скупого рыцаря» Пушкин использовал реальный исторический эпизод, имевший место при бургундском дворе в 1472 г. и описанный Барантом[14].

Литература

  • Альтман И. Пушкин и драма // Литературный критик. 1937. № 4.
  • Аникин А. В. Из реально-исторического комментария к «Скупому рыцарю» // Временник Пушкинской комиссии. — Выпуск 23. — Л.: Наука, 1989. — С. 111—115.
  • Аникин А. В. Муза и мамона. Социально-экономические мотивы у Пушкина. — М.: Мысль, 1989. — С. 122.
  • Арденс Н. Н. Драматургия и театр А. С. Пушкина. — М., 1939.
  • Бегичева В. Скупой рыцарь выбалтывает свою тайну // Чудеса и приключения, 2003, № 04.
  • Беляк Н. В., Виролайнен М. Н. «Маленькие трагедии» как культурный эпос новоевропейской истории (судьба личности — судьба культуры) // Пушкин: Исследования и материалы / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1991. — Т. 14. — С. 73-96.
  • Благой Д. Д. «Маленькие трагедии» («Скупой рыцарь» и «Моцарт и Сальери») // Литературный критик. 1937. № 2. — С. 56-89.
  • Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина (1826—1830). — М.: Советский писатель, 1967. — С. 572, 582—594.
  • Бонди С. М. [Скупой рыцарь: Комментарий] // Пушкин А. С. Собрание сочинений в 10 томах. — Том 4. Евгений Онегин, Драматические произведения. — М.: ГИХЛ, 1960. — С. 572—575.
  • Ветловская В. Е. К проблеме истолкования «Скупого рыцаря» в цикле «маленьких трагедий» // Русская литература. 1993. № 3. С. 17-29.
  • Виролайнен М. Н. [Скупой рыцарь: Комментарий] // Пушкин А. С. Драматургия. Проза / Составление и комментарий М. Н. Виролайнен. — М.: Слово, 1999.
  • Горовенко А. В. «Скупой рыцарь» глазами историка-медиевиста // Valla, 2017, № 1. — С. 33-51.
  • Городецкий Б. Пушкин и драма // Пушкин и искусство. М.; Л., 1937.
  • Городецкий Б. П. Драматургия Пушкина. М.; Л., 1953
  • Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957. — С. 299—300.
  • Дарский Д. Маленькие трагедии Пушкина. — М., 1915.
  • Долинин А. А. О подзаголовке «Скупого рыцаря» // Долинин А. А. Пушкин и Англия: Цикл статей. М., 2007. — С. 95-102.
  • Кирпичников А. И. К «Скупому рыцарю» // Русская Старина. Том XCVII. 1899. Выпуски 1—3. http://www.runivers.ru/upload/iblock/e7d/97.pdf
  • Лотман Ю. М. Пушкин. — СПб., 1995. — С. 308; 360—361.
  • Мануйлов В. Л. К вопросу о возникновении замысла «Скупого рыцаря» Пушкина // Сравнительное изучение литератур. Сб. статей к 80-летию акад. М. П. Алексеева. — Л., 1976. — С. 260—262.
  • Мурьянов М. Ф. К реальному комментарию «Скупого рыцаря» // Временник Пушкинской комиссии. 1969. — Л., 1971. — С. 101—103.
  • Рассадин С. Драматург Пушкин. — М., 1977.
  • Рецептер В. «Я жду его» (Скрытый сюжет «Скупого рыцаря») // Звезда 2001, № 2. — С. 165—178.
  • Таборисская Е. М. «Маленькие трагедии» Пушкина как цикл (некоторые аспекты поэтики) // Пушкинский сборник. Л., 1977.
  • Томашевский Б. В. [Скупой рыцарь: Комментарий] // Пушкин А. С. Сочинения / Редакция, биографический очерк и примечания Б. В. Томашевского, вступительная статья В. Десницкого. — Л.: Художественная литература, 1935.
  • Томашевский Б. В. [Скупой рыцарь: Комментарий] // Пушкин А. С. Сочинения. — Издание 2-е, исправленное и дополненное / Редакция, биографический очерк и примечания Б. В. Томашевского, вступительная статья В. Десницкого. — Л.: Художественная литература, 1938.
  • Томашевский Б. В. «Маленькие трагедии» Пушкина и Мольер // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии / АН СССР. Ин-т литературы. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936. — [Вып.] 1. — С. 115—133.
  • Томашевский Б. В. Пушкин и Франция. — Л., 1960.
  • Устюжанин Д. Л. Маленькие трагедии А. С. Пушкина. — М.: Художественная литература, 1974.
  • Ходасевич В. Ф. Собрание сочинений: в 4-х томах. — Т. 3: Проза. Державин. О Пушкине. — М.: Согласие, 1997. — С. 463—468.
  • Чебышев А. А. Заметка о «Скупом рыцаре» Пушкина // Памяти Леонида Николаевича Майкова. — СПб., 1902.
  • Якубович Д. П. [Скупой рыцарь: Комментарий] // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений. [Пробный том] / Гл. ред.: М. Горький, В. П. Волгин, Ю. Г. Оксман, Б. В. Томашевский, М. А. Цявловский. — Т. 7. Драматические произведения / Ред. Д. П. Якубович. — Л.: Изд. АН СССР, 1935. — С. 506—522.

Адаптации

Примечания

  1. 1,0 1,1 Томашевский Б. В. Примечания // Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 10 т. – Том 5: «Евгений Онегин». Драматические произведения. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950. — С. 599—600. Архивная копия от 21 марта 2018 на Wayback Machine
  2. А.С. Пушкин. Сочинения. Том 2 (под ред. Д. Д. Благого). Гос. изд-во худож. лит-ры, 1958. Стр. 492.
  3. Анненков П. В. Материалы для биографии А. С. Пушкина. — М.: Современник, 1984. — С. 265.
  4. Анненков П. В. Материалы для биографии А. С. Пушкина. — М.: Современник, 1984. — С. 64
  5. Из письма генерала Инзова графу Каподистрия (28 апреля 1821 года, из Кишинёва, в ответ на запрос о поведении коллежского секретаря Пушкина): «В бытность его в столице, он пользовался от казны 700 рублями на год; но теперь, не получая сего содержания, и не имея пособий от родителя, при всем возможном от меня вспомоществовании терпит, однако-ж, иногда некоторый недостаток в приличном одеянии. По сему уважению я долгом считаю покорнейше просить распоряжения вашего, милостивый государь, к назначению ему отпуска здесь того жалованья, какое он получал в С.-Петербурге» (Русская Старина. Т. LIII. Выпуски 1—3. — СПб., 1887. — С. 244).
  6. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 16 т. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1937—1959. — Т. 13. Переписка, 1815—1827. — 1937. — С. 67
  7. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 16 т. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1937—1959. — Т. 13. Переписка, 1815—1827. — 1937. — С. 194
  8. Галахов А. Д. О подражательности наших первоклассных поэтов // Русская Старина. Том LVII. Выпуски 1—3. — СПб., 1888. — С. 26—27. Якубович Д. П. [Скупой рыцарь: Комментарий] // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений. / Гл. ред.: М. Горький, В. П. Волгин, Ю. Г. Оксман, Б. В. Томашевский, М. А. Цявловский. — Т. 7. Драматические произведения / Ред. Д. П. Якубович. — Л.: Изд. АН СССР, 1935. — С. 506—522. Томашевский Б. В. «Маленькие трагедии» Пушкина и Мольер // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии / АН СССР. Ин-т литературы. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936. — [Вып.] 1. — С. 126. Томашевский Б. В. Пушкин и Франция. — Л.: , 1960. — С. 277—279. Виролайнен М. Н. [Скупой рыцарь: Комментарий] // Пушкин А. С. Драматургия. Проза / Составление и комментарий М. Н. Виролайнен. — М.: Слово, 1999.
  9. Виролайнен М. Н. [Скупой рыцарь: Комментарий] // Пушкин А. С. Драматургия. Проза / Составление и комментарий М. Н. Виролайнен. — М.: Слово, 1999. — С. 645
  10. Barante, P. de. Histoire des ducs de Bourgogne de la maison de Valois, 1364—1477. — T. I—XIII. — Paris, 1824—1826.
  11. Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. — М.: Гослитиздат, 1957. — С. 314—315.
  12. Мурьянов М. Ф. К реальному комментарию «Скупого рыцаря» // Временник Пушкинской комиссии. 1969. — Л., 1971. — С. 101—103. Аникин А. В. Из реально-исторического комментария к «Скупому рыцарю» // Временник Пушкинской комиссии. — Выпуск 23. — Л.: Наука, 1989. — С. 111—115. Аникин А. В. Муза и мамона. Социально-экономические мотивы у Пушкина. — М.: Мысль, 1989. — С. 122.
  13. Лотман Ю. М. Пушкин. — СПб., 1995. — С. 361.
  14. Горовенко А. В. «Скупой рыцарь» глазами историка-медиевиста // Valla, 2017, № 1. — С. 33-51.