Скифо-сибирский звериный стиль

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Деревяные резные изделия в сибирском зверином стиле из Пазырыкских курганов

Скифо-сибирский звериный стиль — историко-региональная разновидность звериного стиля, сложившаяся в VII-IV в. до н. э., ха­рак­тер­ная для «скифо-сибирского мира». Выделяется особой манерой изображения животных. Широко представлена в культурах позднего бронзового и раннего железного века евразийских степей, включая и территорию Южной Сибири[1].

История

Появление в Центральной Азии скифо-сибирского звериного стиля связано с памятниками карасукской культуры (XIII—IX вв. до н. э.) (см. ), его расцвет с тагарской культурой (IX—III вв. до н. э.).

Этот стиль представлен изображениями на скалах (петроглифы) и находками в погребениях. Объектом для изображения являются четыре группы животных:

Для скифского звериного стиля характерен строго ограниченный набор канонических поз животных. В качестве образцов, определяющих его специфику, исследователи приводят изображения свернувшегося кошачьего хищника, оленя с подогнутыми ногами и откинутыми на спину рогами, копытных животных, стоящих на кончиках копыт («на цыпочках»). Общепризнанным среди исследователей является утверждение о сакральном значении этих образов, поскольку подавляющая часть известных вещей, выполненных в скифском зверином стиле, найдена в погребениях и связана с погребальными и поминальными культами. Образы скифо-сибирского искусства (олень, горный баран, сцены борьбы и др.) несли в себе идеи, понятные всему обществу, они одновременно лаконичны и многозначны. Наиболее выразительными образцами стиля в памятниках тагарской культуры являются изображения следующих животных: фигурок баранов (на колоколовидных навершиях, «штандартах — факельницах», на рукоятках ножей и обушках чеканов), оленные бляхи, скульптурки оленей, помещенные на обушках чеканов и ножей, иногда на зеркалах. Образ свернувшегося кошачьего хищника в памятниках тагарской культуры встречается редко.

Семантика образов

Наибольшие споры среди ученых (археологов, историков, искусствоведов) вызывает вопрос о смысловом значении скифо-сибирского изобразительного канона. Высказаны различные точки зрения, порой противоположные. В свернувшемся кошачьем хищнике видели и спящее животное, и отражение некой идеальной формы и именно этим объясняли подобную его каноническую позу. В олене с подогнутыми ногами предполагали лежащее животное, приготовленное к жертве. Трактуется образ оленя и как воплощение определённых представлений людей тагарской культуры об окружающем мире — о происхождении людей и всей вселенной, идея культа солнечного божества (олень — золотые рога) — источника света и жизни на земле. Весьма вероятно, что в основных канонических образах стиля, через удачно найденные художественные приемы, передано двоякое состояние животных: с одной стороны, движение, экспрессия, а с другой, гармония и уравновешенность. Именно так в изобразительных традициях стиля было передано, как считает Е. Д. Паульс, осознанное людьми единство противоположных начал — жизни и смерти, одновременно преодоление смерти.

Галерея

Примечания

  1. Скифо-сибирский звериный стиль // БРЭ [1] Архивная копия от 9 мая 2022 на Wayback Machine

Литература

  • Меотская археологическая культура // БРЭ. Т. 20. М.,2012.
  • Луристанские бронзы // БРЭ. Т. 18. М.,2011.
  • Грязнов М. П. Саяно-Алтайский олень (этюд на тему скифо-сибирского звериного стиля) // Проблемы археологии вып. 2. Л., 1978;
  • Завитухина М. П. Тагарское искусство на Енисее. Л., 1983;
  • Мартынов А. И. Тагарская лесостепная культура. Новосиб., 1979;
  • Паульс Е. Д. О происхождении скифского канона в изобразительном искусстве // Степи Евразии в древности и в средневековье. К 100 летию со дня рождения М. П. Грязнова. Книга II. СПб, 2002;
  • Переводчикова Е. В. Язык звериных образов. Очерки искусства евразийских степей скифской эпохи. М., 1994;
  • Самашев З., Ермолаева А, Кущ Г. Древние сокровища казахского Алтая. Алматы, 2007. - 200 с.
  • Членова Н. Л. Тагарская культура // Степная полоса Азиатской части СССР в скифо-сарматское время. М. 1992.
  • Головченко Н.Н. Золотые изображения козлов на головных уборах населения Верхнего Приобья эпохи раннего железа // Вестник Томского государственного университета. История : журнал. — 202. — № 80. — С. 190-200. — doi:10.17223/1998613/80/22.

Ссылки