Скандинавская мифология

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Иггдрасиль — мировое дерево в германо-скандинавской мифологии. Иллюстрация из английского перевода Младшей Эдды, 1847 г.

Скандинавская мифология — мифология древних скандинавов, часть древнегерманской мифологии.

Основным источником сведений о ней являются тексты поэтической «Старшей Эдды» и прозаической «Младшей Эдды» С. Стурлусона XII века н. э.

Примерно в то же время датский хронист Саксон Грамматик в «Деяниях датчан» передаёт многие мифологические сюжеты. Ценные сведения о древнегерманской мифологии имеются в «Германии» Тацита.

История создания мира

В начале была чёрная бездна Гиннунгагап, по оба края которой лежали царства: тумана — Нифльхейм (олицетворение холода и мрака) и огня — Муспельхейм. В Нифльхейме был родник Хвергельмир и двенадцать мощных потоков (Эливагар) брали из него своё начало. Мороз превращал воду в лёд, но источник бил не переставая, и ледяные глыбы продвигались к Муспельхейму. Когда лёд подошёл близко к царству огня, он стал таять, и искры, вылетевшие из Муспельхейма, смешались с растаявшим льдом и произвели великана Имира и телицу Аудумлу. Из пота Имира родилась пара — мужчина и женщина, а одна нога с другой зачала сына. Это были первые инеистые великаны.

Корова Аудумла лизала покрытые инеем солёные камни, чтобы питать Имира молоком из своих сосков, и от тепла её языка и холода камней родился Бури. Его сын Бор взял себе в жёны внучку Имира великаншу Бестлу, и она родила ему трёх сыновей-асов: Одина, Вили и Ве. Асы убили своего прадеда Имира, а из его тела сотворили Мидгард: из мяса — землю, из костей — горы, из волос — растения, из мозга — облака, из черепа — небосвод, каждый из четырёх углов которого они свернули в рог и посадили туда двергов Нордри, Судри, Аустри и Вестри. Из ран Имира вытекло столько крови, что в ней утонули все инеистые великаны (и даже Аудумла). Спасся лишь Бергельмир со своей женой, и они положили начало новому роду гримтурсенов.

Сотворив мир, Один и его братья задумали его населить. На берегу моря они нашли два дерева: ясень и ольху (по другим источникам — иву). Из ясеня сделали мужчину, а из ольхи — женщину.

Затем Один вдохнул в них жизнь, Вили дал им разум, а Ве — кровь и румяные щеки. Так появились первые люди: мужчина — Аск, и женщина — Эмбла (см. Аск и Эмбла).

За морем, к востоку от Мидгарда, асы создали страну Йотунхейм и отдали её во владение Бергельмиру и его потомкам.

Со временем асов стало больше, тогда они построили для себя страну высоко над землёй и назвали её Асгардом.

Песня «Прорицание вёльвы», одна из самых известных эпических песен «Старшей Эдды», описывает начало времен, когда ничего не было и лишь «бездна зияла». Тогда боги (сыны Бора), находясь в поле Идавёлль, начали строить Мидгард. Затем они встретили трёх великанш-ётунов. Из крови ётуна Бримира боги создали карликов. Затем трое богов-асов (Один, Хёнир, Лодур) на берегу моря увидели пару Аска и Эмблу, вылепленных карликами из глины, и оживили их. А три богини (Урд, Верданди, Скульд) нарезали на мистическом ясене Иггдрасиль руны, определяя судьбу людей.

Локи и Сигюн. Художник М. Э. Винге.

Затем следует первая война между асами и ванами, в которой погиб Бальдр, сын Одина.

После описываются волшебные страны: Хвералунд (Hveralund), где пребывает Сигюн; северная обитель карликов Нидавеллир (Niðavöllum); дальше — загробный Берег мёртвых (Náströnd), где расположено жилище змей, в том числе Нидхёгга, который пожирает души грешников. В железном лесу рождается Фенрир, который сыграет важную роль в конце света, когда жилище богов будет залито кровью, а солнце померкнет. В Гнипахеллире (Gnipahell) с цепи рвется Гарм. Тёмные силы (ётуны, огненные великаны) собираются с юго-востока и плывут на корабле Нагльфар. Ими предводительствуют Хрюм, Локи и Сурт.

Завершается песня обновлением мира. Из моря поднимается земля, асы возвращаются на поле Идавёлль, воскресает Бальдр.

У Локи, помимо Хель, Ёрмунганд и Фенрира, были ещё дети — двое сыновей от его супруги Сигюн. Их звали Нари и Нарви. Асы превратили Нарви в волка, и он загрыз своего брата Нари. Вали, сын Одина, сплёл из кишок Нари путы, и ими они привязали Локи к скале. Скади подвесила над ним ядовитую змею, и яд капал Локи на лицо. Сигюн осталась с ним. Она держит над ним чашу, чтобы яд не капал на него, но когда чаша наполняется, она отходит, чтобы опорожнить её. В этот момент яд капает на лицо Локи. Его судороги столь сильны, что вызывают землетрясения.

Мировая структура

Вальхалла — зал павших воинов. Художник Э. Дёплер.

Пространственная структура мира имеет «горизонтальную» и «вертикальную» составляющие. Горизонтальная проекция противопоставляет центральный мир, населённый людьми (Мидгард-земля), окраинным землям (Йотунхейму на востоке, Нифльхейму на севере, Муспельхейму на юге и Ванахейму на западе). Вокруг земли расположен Океан, где живёт мировой змей Ёрмунганд.

Основой вертикальной составляющей является Иггдрасиль, связывающий все миры между собой (Мидгард, Асгард, Муспелльсхейм, Нифльхейм и др.). В первой песне Старшей Эдды «Прорицание вёльвы» описано девять миров, находящихся на Мировом древе.

Девять миров «Эдды»

Эсхатология

В процессе мироустройства боги обуздали чудовищ — змея Ёрмунганда, волка Фенрира и др. Но с приближением конца мира эти чудовища вырвутся на волю, приплывёт корабль мертвецов Нагльфар, по мосту радуги Биврёст придут воины Муспелля и разрушат этот мост, от чего пойдет разрушение Мидгарда и Асгарда, и произойдёт последняя битва Рагнарёк, в которой на стороне богов будут выступать павшие воины.

Боги и чудовища уничтожат друг друга, и огненный великан Сурт уничтожит мир, после чего должен возникнуть новый мир. Лив и Ливтрасир — супружеская пара, которой суждено пережить Рагнарёк и гибель мира; они возродят человеческий род.

Ещё, по преданию, Рагнарёк переживут боги: Видар, Вали, Магни, Моди и Улль, а Бальдр и Хёд вернутся в мир живых.

Пантеон

Тор, сын Одина, один из главных асов. Художник Э. Дёплер.
Генеалогическое древо скандинавских богов

В германо-скандинавской мифологии старшим богом считался Один. Кроме Одина, было двенадцать богов: Тор, Бальдр, Тюр, Хеймдалль, Браги, Хёд, Видар, Вали, Улль, Ньёрд, Фрейр, Локи. Основные женские персонажи скандинавской мифологии — Фригг (жена Одина, ведающая судьбы), Фрейя (богиня любви), Идун (хранительница золотых молодильных яблок), златоволосая Сиф (жена бога-громовержца Тора, предположительно связанная с плодородием) и др.

  • Асы — главные боги во главе с Одином, живущие в Асгарде — стране богов-асов, находящейся на небе.
  • Ваны — боги, связанные с плодородием, в одно время враждовали с асами.
  • Турсы (великаны) — воплощение зла, противостоящее асам (воплощению добра).
  • Альвы — духи природы.
  • Норны — три богини человеческой судьбы.
    • Урд («судьба»).
    • Верданди («становление»).
    • Скульд («долг»).
  • Валькирии — двенадцать дев-воительниц из свиты бога Одина; они следят за битвами и забирают души погибших воинов в Вальхаллу.

Мифические существа

Валькирии. Рисунок Петера Арбо.
  • Аудумла — одно из первых живых существ, корова, вместе с великаном Имиром возникшая из инея и вскормившая Имира своим молоком.
  • Вайделоты — жрецы-хранители легенд и преданий.
  • Велтиезмир — животное-мир.
  • Гарм — чудовищный пёс, охранявший мир мёртвых.
  • Гульфакси — вороной жеребец Грунгнира, был подарен Тором своему сыну, Магни.
  • Гутгин — домовой, оказывающий мелкие услуги хозяевам дома.
  • Ёрмунганд — мировой змей, опоясывающий Мидгард (Мидгардский змей), порождение Локи.
  • Зелигены — духи — покровители лесов и их жителей; представлялись в виде светловолосых красавиц в белых платьях.
  • Квасир — карлик, родившийся из слюны асов и ванов, обладал необычайной мудростью.
  • Нидхёгг — чёрный дракон, подъедающий корни дерева Иггдрасиль.
  • Рататоск — белка, бегающая по стволу Иггдрисиля, посредник между Асгардом и Мидгардом.
  • Рюбецаль — горный дух-повелитель гномов, обладает даром перевоплощения.
  • Сехримнир — вепрь, которого каждый день забивают в Вальхалле и каждый день он возрождается снова.
  • Скинфакси — конь, запряжённый в колесницу Соль, возит солнце.
  • Слейпнир — волшебный восьминогий конь бога Одина, сын Локи.
  • Тангниостр и Тангриснир — два волшебных козла, которых запрягает в свою колесницу Тор; они никогда не устают и мчатся быстрее самых резвых лошадей.
  • Тьяльви — слуга Тора и его спутник в боевых походах.
  • Утбурд — злые духи младенцев, которых бросили умирать.
  • Фафнир — дракон, охранявший сокровища Нибелунгов; убит Зигфридом (Сигурдом).
  • Фенке — лесные великаны, владеющие магией и враждебно настроенные к людям.
  • Фенрир (Фенрис) — гигантский волк, дитя Локи и великанши Ангрбоды; асы сковали его, но во время Рагнарека он вырвется на свободу, проглотит солнце, убьёт Одина, но погибнет и сам.
  • Хейдрун — коза, которая доится мёдом, который пьют эйнхерии.
  • Хольда (фрау Холле) — старуха-волшебница, в йольские ночи принимающая участие в Дикой охоте, наказывающая плохих людей и приносящая подарки хорошим.
  • Хримфакси — конь, запряжённый в колесницу Мани, возит луну.
  • Хугин и Мунин — пара воронов в скандинавской мифологии, которые летают по всему миру Мидгарду и сообщают богу Одину о происходящем. На древнеисландском Huginn означает «мыслящий», а Muninn — «помнящий» (или «мысль» и «память» соответственно).
  • Эйктюрнир — олень, который вместе с козой Хейдрун обитает в Вальхалле. Его рога дают начало 36 рекам (по 12 рек на Асгард, мир людей и царство мертвых).
  • Эйнхерии — павшие воины, взятые в дружину бога Одина.

Герои, конунги и другие люди

Зигфрид и Брюнхильда. Иллюстрация Артура Рэкема к опере Р. Вагнера.
  • Гюльфи — легендарный шведский конунг, услышавший рассказы Гифеон об асах и отправившийся на их поиски; после долгих странствий в награду за своё рвение получил возможность поговорить с тремя асами (Высоким, Равновысоким и Третьим), ответившими на его вопросы о происхождении, устройстве и судьбах мироздания. Ганглери — имя, которым назвался конунг Гюльфи, принятый для беседы асами.
  • Гроа — волшебница, жена знаменитого героя Аурвандиля, лечила Тора после поединка с Грунгниром.
  • Виолектрина — явилась Тору перед его побегом.
  • Вольсунг — сын короля франков Рерира, данный ему асами.
  • Кримхильда — супруга Зигфрида.
  • Валькирия Эльрун — супруга Эгиля[en]
  • Манн — первый человек, прародитель германских племён.
  • Нибелунги — потомки цверга, собравшего неисчислимые сокровища, и все владельцы этого клада, несущего на себе проклятье.
  • Зигфрид (Сигурд) — герой, совершивший множество подвигов.
  • Хаддинг — герой-воин и волшебник, пользовавшийся особым покровительством Одина.
  • Хёгни (Хаген) — герой — убийца Зигфрида (Сигурда), затопивший в Рейне клад Нибелунгов.
  • Хельги — герой, совершивший множество подвигов.
  • Холт − древний воин, оберегавший племена скандинавов от гнева бога огня и хитрости Локи.
  • Аск — первый на земле мужчина, которого асы сделали из ясеня.
  • Эмбла — первая на земле женщина, сделанная асами из ивы (по другим данным — из ольхи).

Артефакты

  • Брисингамен — одно из сокровищ асов, волшебное ожерелье богини Фрейи.
  • Гунгнир — копьё Одина, никогда не пролетает мимо цели и убивает всякого, в кого попадёт.
  • Драупнир — золотое кольцо Одина.
  • Мьёллнир — молот Тора, который всегда возвращается в руку.
  • Нагльфар — корабль, сделанный из ногтей мертвецов; на нём в Рагнарёк выплывает из царства мёртвых Хель для битвы с асами.
  • Скидбладнир — корабль, выкованный гномом Двалином, был самым большим кораблём в мире, но складывался так, что его можно было заткнуть за пояс или положить за пазуху.
  • Гьяллархорн — золотой рог Хеймдаля. Его звук возвестит о начале Рагнарёка.
  • Грам — меч Зигфрида (Сигурда) и его отца Сигмунда.

Влияние на культуру

Большинство германских названий дней недели происходят от имён древнегерманских богов.

Например, в английском языке:

В немецком языке:

В финском языке это заимствования из германских языков[1][2]:

Источники

Литература

  • Ф. А. Браун. Северная мифология // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1901. — Т. XXXII. — С. 248—250.
  • Гуревич А. Я. История и сага. — М.: Наука, 1972.
  • Гуревич А. Я. «Эдда» и сага. — М.: Наука, 1979.
  • Скандинавская мифология: Энциклопедия. — М.: Эксмо, 2004. — 592 с. — ISBN 5-699-05245-3.
  • Мифологема женщины-судьбы у древних кельтов и германцев. — М., 2005.
  • Петрухин В. Я. Мифы древней Скандинавии. — М. : АСТ : Астрель, 2011. — 463 с.
  • Петрухин В. Я. Мифы викингов. — Абрис, 2018. — 256 с.
  • Грёнбек Вильгельм. Эпоха викингов. Мир богов и мир людей в мифах северных германцев. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2019. — 608 с. — ISBN 978-5-9524-5389-0.
  • Торп Бенджамин. Нордическая мифология / Пер. с англ. Е. С. Лазарева, Ю. Р. Соколова. — 2-е изд. — М.: Вече, 2021. — 560 с. — ISBN 978-5-4484-2539-4.

Ссылки

Примечания

  1. Kasperi Hasala. The first workday or the Moon’s day? Germanic and Slavic traditions in naming the days of the week in the Finnic languages. Дата обращения: 17 мая 2021. Архивировано 17 мая 2021 года.
  2. Boris Rosenfeld. Religions and the Seven-day Week. Дата обращения: 17 мая 2021. Архивировано 17 мая 2021 года.