Система ценностей

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Систе́ма це́нностей — понятие теории ценностей, обозначающее совокупность сложившихся у людей мнений о значении в их жизни вещей и явлений, встречаемых в природе и обществе («социальных установок»).

Человек и общество опирается на систему ценностей при сравнении и выборе решений.

Набор ценностей

В своём обзоре Брэйтуэйт и Скотт[1] относят зарождение понятия о совокупности ценностей к достигнутому в 1950-е и 1960-е годы консенсусу об отнесении понятия ценности не к характеристике предметов, а к характеристике людей и их желаний — желаний самих людей, а не требований к тому, какие желания якобы должны быть у людей.

Несмотря на согласие исследователей по вопросам определений, по поводу количества и набора ценностей в системах, между психологами существуют глубокие расхождения[2] (см. также обзор Брэйтуэйт и Скотта[1]), хотя некоторые, например, Ш. Шварц  (англ.), пишут об «универсальном» характере «базовых» ценностей.

Согласно Брэйтуэйт и Скотту, практический прорыв в изучении систем ценностей осуществил М. Рокич, когда в своих работах 1968 и 1973 годов, используя ранее полученные результаты, разделил ценности на две группы:

  1. терминальные, или конечные, ценности, или ценности-цели, то есть убеждения в том, что достижение некоторых конкретных целей является смыслом человеческой жизни (или, по-другому, убеждения, что какая-то конечная цель индивидуального существования — например, счастливая семейная жизнь, мир во всём мире — с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться);
  2. инструментальные ценности, или ценности-средства, то есть таланты, связанные с методами достижения целей (убеждения в том, что какой-то образ действий — например, честность, рационализм — является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях).[3]

Например, по Рокичу, любовь является конечной ценностью, а способность любить — инструментальной. Рокич постулировал, что внутри обеих групп ценностей существует иерархия (ценности упорядочены), и, тем самым, система ценностей индивида представляет собой два упорядоченных списка. Рокич также провёл различие между ценностями и установками: ценность характеризует убеждения, охватывающие общее понятие, которое может относиться к нескольким конкретным объектам и ситуациям, в то время как установка — это набор убеждений, которые относятся к одному объекту или ситуации.

Система ценностей по Рокичу

Рокич выделил по 18 терминальных (конечных) и инструментальных ценностей[3]:

Тестовый материал для исследования ценностей Рокича

Список А (терминальные ценности):

  1. Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
  2. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
  3. Здоровье (физическое и психическое);
  4. Интересная работа;
  5. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
  6. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
  7. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
  8. Наличие хороших и верных друзей;
  9. Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
  10. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
  11. Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
  12. Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
  13. Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
  14. Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
  15. Счастливая семейная жизнь;
  16. Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
  17. Творчество (возможность творческой деятельности);
  18. Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

  1. Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
  2. Воспитанность (хорошие манеры);
  3. Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
  4. Жизнерадостность (чувство юмора);
  5. Исполнительность (дисциплинированность);
  6. Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
  7. Непримиримость к недостаткам в себе и других;
  8. Образованность (широта знаний, высокая общая культура);
  9. Ответственность (чувство долга, умение держать слово);
  10. Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
  11. Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
  12. Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов;
  13. Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
  14. Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
  15. Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
  16. Честность (правдивость, искренность);
  17. Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
  18. Чуткость (заботливость).

Система ценностей Рокича характеризовалась её критиками как произвольный и субъективный набор ценностей, сам Рокич считал свою работу «интуитивной». Однако исследования, использующие более широкий набор ценностей, в целом подтвердили результаты Рокича. Так, Брэйтуэйт и Ло в 1985 году использовали набор из 54 «целей жизни» и 71 «способа поведения», но после анализа смогли свести результаты к 19 измерениям, которые в целом хорошо согласуются с ценностями Рокича. К 1991 году типичные пробелы, найденные у Рокича, включали отсутствие ценностей «справедливость» и «здоровье» (последнее было позже добавлено Рокичем в его систему)[1].

Критиковался также подход Рокича, при котором каждой ценности соответствовал один элемент опроса. При таком англ. single issue подходе неизбежны ошибки из-за непонимания вопроса и других проблем, почему социологи и предпочитают опросники, в которых каждому понятию соответствует много вопросов. Однако, простота подхода Рокича позволяет проводить опросы быстро и повторять их. При проведении повторных опросов некоторые исследователи обнаружили плохую корреляцию результатов после перерыва в один год[1].

Абстрактность понятий, использованных Рокичем, приводит также к трудностям при сравнительном исследовании разных культур, многие исследователи показали чрезвычайную трудность сравнения результатов опроса в разных культурных контекстах[1].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 V. A. Braithwaite, W. A. Scott. Values. // J. P. Robinson, P. R. Shaver, L. S. Wrightsman (ред.), Measures of Personality and Social Psychological Attitudes. New York: Academic Press, 1991.
  2. Tim Kasser. The High Price of Materialism Архивная копия от 24 мая 2022 на Wayback Machine. MIT Press, 2003.
  3. 3,0 3,1 Исследование ценностных ориентаций М. Рокича. PSYCHOJOURNAL.RU — научно-популярный психологический портал. Дата обращения: 30 августа 2019. Архивировано 30 августа 2019 года.

Литература