Симфония № 4 (Прокофьев)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Симфония № 4, до мажор — симфония Сергея Прокофьева. Написана в 1930 году по заказу Бостонского симфонического оркестра; эта музыка под op. 47 известна как «первая редакция» Четвёртой симфонии. В 1947 году Прокофьев переработал партитуру симфонии; эта музыка, которой Прокофьев присвоил собственный номер (op. 112), известна как «вторая редакция» Четвёртой симфонии. Примерная продолжительность: 23 минуты (первая редакция) и 37 минут (вторая редакция).

История создания

В процессе создания балета «Блудный сын» в начале 1929 года композитор обнаружил, что многие темы могут выглядеть лучше в симфонической форме, а не балетном варианте. Таким образом, он начал сочинять новую симфонию, наряду с балетом. Две работы создавались из общего материала и имеют ряд общих тем нашедших различное воплощение. Получившаяся симфония № 4 соч. 47 началась из материала, изначально написанного для четвёртого номера балета. Прокофьев расширил материал в сонатную форму и в результате он составил музыку первой части Симфонии № 4 соч. 47. Остальная часть симфонии опирается на материал, который появится в балете или был отклонён Дягилевым, как не подобающий его видению балета.

И. И. Мартынов приводит слова Прокофьева из его «Автобиографии» о том, что не вошедшая в «Блудный сын» музыка отлично подошла «для первой части Четвертой симфонии (вступление я сочинил новое). Материал возвращения сына составил вторую часть, красавицы — третью; финал сложился труднее всего. <…> Над симфонией я работал с перерывами осенью 1929 года и первую половину 1930 года»[1]. И. И. Мартынов обращает внимание как на тесную связь театральной и симфонической музыки Прокофьева, так и на художественную независимость прокофьевских симфоний на концертной эстраде как чисто инструментальных произведений: «И третья и четвертая симфонии живут самостоятельно от оперы и балета, которые во многом определили их идейно-образное содержание»[1].

«В партитуре симфонии <…> явно преобладает спокойное движение и ясность эмоционального тонуса. Контрастов в музыке мало, даже в разработочных эпизодах композитор избегает конфликтности, предпочитая сопоставления широких мелодических пластов. Музыкальный язык ясен, почти все темы диатоничны, гармония и оркестровка — прозрачны. На всем лежит печать „смягчения стиля“ и, быть может, академической уравновешенности»[2].

Согласно И. И. Мартынову, как четвёртая симфония, так балет «Блудный сын» выделяются своей поэтичностью и мелодической изобильностью, изящностью очертаний, прозрачной манерой письма и той высокой простотой, которая отличает многие из позднейших произведений Прокофьева. К созданию следующей пятой симфонии композитор приступил лишь четырнадцать лет спустя[3].

Структура

В обеих версиях симфония состоит из 4-х частей:

  1. Andante — Allegro eroico
  2. Andante tranquillo
  3. Moderato, quasi allegretto
  4. Allegro risoluto

Премьера и вторая редакция

Впервые исполнена в Париже 14 ноября 1930 года Бостонским симфоническим оркестром под управлением Сергея Кусевицкого к 50-летнему юбилею этого оркестра. В «Автобиографии» Прокофьев писал о первом исполнении четвёртой симфонии в Бостоне 14 ноября 1930 года: «Симфония успеха не имела, но я люблю её за отсутствие шума и большое количество материала»[3].

В 1947 году создавая свою шестую симфонию, Прокофьев переработал партитуру четвёртой, добился большей прозрачности звучания и отказался от излишних подробностей, обозначив эту вторую её редакцию в списке своих сочинений как ор. 112. Композитор не услышал живого звучания второй редакции в концертном исполнении, так как впервые она была представлена лишь в 1957 году под управлением Геннадия Рождественского[4].

Аудиозаписи (выборка)

  • 1954 — Orchestre Colonne // Georges Sébastian
  • 1958 — Государственный академический симфонический оркестр СССР // Геннадий Рождественский (Мелодия Д—04592-3)[5]
  • 1967 — Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио // Г. Рождественский (Мелодия Д 020155-6)
  • 1971 — Национальный оркестр Французского радио и телевидения // Жан Мартинон (2-я редакция; Turnabout)
  • 1977 — Лондонский филармонический оркестр // Уолтер Веллер (2-я редакция; Decca)
  • 1985 — Шотландский национальный оркестр // Неэме Ярви (обе редакции; Chandos)
  • 1986 — Академический симфонический оркестр Московской государственной филармонии // Дмитрий Китаенко (Мелодия)
  • 1986 — Национальный оркестр Франции // Мстислав Ростропович (1-я редакция; Erato)
  • 1987 — Национальный оркестр Франции // Мстислав Ростропович (2-я редакция; Erato)
  • 1992 — Берлинский филармонический оркестр // Сейдзи Одзава (2-я редакция; DG)
  • 2004 — Лондонский симфонический оркестр // Валерий Гергиев (обе редакции; Decca)
  • 2015 — Gürzenich-Orchester Köln // Дмитрий Китаенко (обе редакции; Capriccio)

Примечания

  1. 1,0 1,1 Мартынов, 1974, Глава шестая. Поездка на Родину. Последние годы за границей, с. 288.
  2. Мартынов, 1974, Глава шестая. Поездка на Родину. Последние годы за границей, с. 289.
  3. 3,0 3,1 Мартынов, 1974, Глава шестая. Поездка на Родину. Последние годы за границей, с. 294.
  4. Мартынов, 1974, Глава девятая. Вечер жизни, с. 494.
  5. С. Прокофьев (1891—1953). Симфония № 4 до мажор, соч. 47/112 (2-я редакция) — Г. Рождественский. Каталог советских пластинок. Дата обращения: 19 марта 2017. Архивировано 20 марта 2017 года.

Литература

  • Мартынов И. И. Сергей Прокофьев. Жизнь и творчество. — М.: Музыка, 1974. — 560 с. — (Классики мировой музыкальной культуры).

Ссылки