Симург
Симург | |
---|---|
перс. سيمرغ | |
Мифология | персидская мифология |
В иных культурах |
Симург (авест. 𐬨𐬆𐬭𐬆𐬖𐬋⸱𐬯𐬀𐬉𐬥𐬋 mərəγō saēnō «птица Саэна», откуда позднее пехл. 𐭮𐭩𐭭𐭬𐭥𐭫𐭥 sēnmurw и перс. سیمرغ, тадж. Симурғ, каз. Самрұқ, узб. Semurg')[3] — мифическое существо в иранской мифологии, царь всех птиц. Также известно в мифологии тюркоязычных народов Средней Азии и Поволжья.
Иногда отождествляется с другими мифологическими птицами, такими как феникс и хумай. Изображения и предания о симурге обнаружены в источниках всех периодов развития иранского искусства, а также в иконографии Грузии, средневековой Армении, Византии и других регионов, которые находились в пределах культурного влияния персидского царства.
Этимология
Персидское слово симург (سیمرغ) происходит от среднеперсидского 𐭮𐭩𐭭𐭬𐭥𐭫𐭥 sēnmurw[4][5] (и более раннего sēnmuruy). Среднеперсидское слово происходит из авестийского 𐬨𐬆𐬭𐬆𐬖𐬋⸱𐬯𐬀𐬉𐬥𐬋 mərəyō saēnō «птица Саена», первоначально хищник, вероятно, орёл, сокол или ястреб-перепелятник, как можно заключить из этимологически родственного санскритского śyenaḥ (श्रेनः) «хищник, орел, птица», также обозначающего божественную фигуру. Саена — это также личное имя. Слово «симург» было заимствовано армянским языком как сирамарг (սիրամարգ) «павлин».
Описание
В Авесте упоминания о Симурге довольно скудны. Согласно Яштам, Веретрагна окружает дом своего почитателя хварной (благодатью) так же, «как та великая птица Саэна, как дождевые облака окутывают высокие горы»[6]. Из этого делается вывод о том, что Саэна приносила дождь. В другом месте[7] говорится, что «Симург сидит под деревом посреди океана Воурукаша, на котором произрастают все семена мира, и взмахами крыльев рассыпает эти семена, которые дождь и ветер разносит по всему свету»; в более поздних легендах Древо и Симург отождествляются.
Симург обладал функцией благого покровителя отдельных людей и особенно человеческих коллективов. Эта функция ярко отразилась в «Шахнаме» авторства Фирдоуси, где Симург выступает как охранитель рода эпических героев Сама — Заля — Рустама. Признано, что отразившийся в «Шахнаме» цикл сказаний-былин об этих эпических персонажах сложился в среде близкородственных европейским скифам и сармато-аланам азиатских восточноиранских по языку сакских племен. Это даёт основания полагать, что Семаргл у скифов и сармато-алан, как и Симург в сказаниях саков, мог считаться покровителем отдельных людей и их коллективов (родов, племён), что и стало причиной значимости его почитания какой-то частью этой ветви восточных иранцев[8]. Исходя из функции благого покровителя, Симурга часто изображали на талисманах. Сенмурв (Симург) был династийным символом Сасанидов.
В «Шахнаме» Фирдоуси Симург играет важную роль в истории Заля и его сына Рустама. Гнездо Симурга расположено на горе Эльбурс. Симург упоминается в «Беседе птиц» суфийского мистика Фарид-ад-Дина Аттара. Существует также легенда, что Симург живёт около двух тысяч лет и, когда его детёныш подрастает, взрослая птица сгорает в огне, подобно фениксу.
Образ Симурга имеет различную трактовку. Чаще он воспринимается как вещая птица справедливости и счастья, но в некоторых мифах Симург является сторожем, восседающим на горе, отделяющей потусторонний мир.
У неиранских народов
Миф о Симурге заимствован у персов тюркскими народами Средней Азии, башкирами и татарами. У казахов она называется Самрұқ, у узбеков Семург, у татар — Семруг; у башкир — Самрау[9].
По распространённой гипотезе, к скифо-сарматской версии Симурга восходит имя древнерусского языческого бога Симаргла[8], функции которого до конца не ясны. Согласно «Повести временных лет», его идол, наряду с Перуном и другими божествами, был установлен в Киеве по указанию Владимира Святославича в рамках «языческой реформы» накануне крещения Руси. Х. Ловмяньский полагает, что в тексте летописи изначально было имя лишь Перуна, а остальных божеств приписал Никон Печерский, поскольку представлял себе Владимира идолопоклонником-политеистом. До того Никон жил в Тмутаракани, поэтому в пантеоне Владимира так много божеств иранского происхождения[10].
В современной культуре
- В 1972 году на киностудии Узбекфильм был снят художественный фильм «Семург»[11].
- Название романа «Гримус» Салмана Рушди — анаграмма к слову «Симург»[12].
- В книге В. О. Пелевина «Поколение Пи» обыгрывается тема мифа о Симурге[13].
- Архитектурный символ Астаны «Байтерек» в казахском языке означает «дерево жизни», то есть является деревом, на котором Симург свила своё гнездо.
- Казахстанский фонд благосостояния назван «Самрук-Казына».
- Симург изображён на гербе одноимённого азербайджанского футбольного клуба «Симург».
- Виктория Полевая, «Симург-квинтет» (2000—2010) — произведение для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано (Украина).
- В книге Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» обыгрывается образ Симурга в сказке про 30 птиц.
- Также имя Симург носит персонаж веб-романа «Червь» Джона Wildbow МакКрея.
Галерея
Симург (анка) из труда аль-Казвини «Чудеса творения ». — NLM MS P 2, fol. 187b.
Симург возвращается в гнездо к Залю и своим птенцам (деталь). «Заль, за которым наблюдает караван» («Шахнаме» шаха Тахмаспа , фол. 62v), Галерея Саклера LTS1995.2.46
Симург из трудов Аттара
Симурги на портале медресе Диван-беги (XVII в.), Бухара
Украшение с внешней стороны медресе Нодир-Диван-Беги, Бухара
Изображение Симурга периода Империи Великих Моголов
Императорский герб до революции, содержащий изображение Симурга
См. также
Примечания
- ↑ Zhivkov, Boris. Khazaria in the Ninth and Tenth Centuries (англ.). — BRILL, 2015. — P. 78. — ISBN 9789004294486. Архивная копия от 26 января 2020 на Wayback Machine
- ↑ (2015) «Ancient Iranian Decorative Textiles». The Silk Road 13.
- ↑ SIMORḠ — Encyclopaedia Iranica . Дата обращения: 7 мая 2010. Архивировано 8 декабря 2010 года.
- ↑ A. Jeroussalimskaja, «Soieries sassanides», in Splendeur des sassanides: l’empire perse entre Rome et la Chine (Brussels, 1993) 114, 117—118, points out that the spelling senmurv, is incorrect (noted by David Jacoby, «Silk Economics and Cross-Cultural Artistic Interaction: Byzantium, the Muslim World, and the Christian West», Dumbarton Oaks Papers 58 (2004): 197—240, esp. 212 note 82.
- ↑ Шмидт, Ханнс-Петер (2002). Simorgh Архивная копия от 9 июня 2022 на Wayback Machine. В Encyclopedia Iranica.
- ↑ Яшт 14.41
- ↑ Яшт 12.17
- ↑ 8,0 8,1 Васильев М. А. Особенности формирования и развития восточнославянского язычества Архивная копия от 27 ноября 2018 на Wayback Machine
- ↑ Самрау Архивная копия от 27 ноября 2018 на Wayback Machine // Башкирская энциклопедия
- ↑ Łowmiański H. Religia Słowian i jej upadek (w. VI—XII). — Warszawa: Państwowe Wydawnictwo Naukowe, 1986. — S. 113—118.
- ↑ Semruģ — Ózbekfilm . Дата обращения: 4 февраля 2022. Архивировано 11 января 2021 года.
- ↑ Dr Shaikh Suhel Samad. Postmodern Paradigm and Salman Rushdies Fiction. P. 45.
- ↑ Кириллов Г. М. Внутренняя и внешняя диалогичность поэмы Фарид ‘Аттара «Язык птиц». Архивная копия от 26 сентября 2017 на Wayback Machine С. 114.
Ссылки
- Encyclopaedia Iranica, SIMORḠ
- Краткая справка по Симургу
- Три образа Симурга
- Легенда о Симурге
- Анализ образа Симурга в иранской мифологии
- Алтайский Симург (Сенмурв) на «Живых дорогах Сибири»
- Фильм «Семург»
- Описание герба Узбекистана
- Альтернативный взгляд на роль Симург в Узбекистане (недоступная ссылка)
- Байтерек в Астане (недоступная ссылка)