Симон Киринеянин

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Симон несёт Крест на Голгофу
(фреска Феофана Стрелидзаса)

Симон Киринеянин (ивр.שמעון‏‎, греч. Σίμων ο Κυρηναίος) — персонаж Нового Завета, который часть крестного пути нёс Крест для распятия Иисуса Христа.

О персонаже

О Симоне Киринеянине сообщают:

  • евангелист Матфей: «Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его» (Мф. 27:32);
  • евангелист Марк: «И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его» (Мк. 15:21);
  • евангелист Лука: «И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом» (Лк. 23:26).

Основываясь на отсутствии у Иоанна Богослова упоминания о Симоне, Августин Блаженный пишет: «до восхождения на Голгофу Иисус Сам нес крест Свой; Симон же, как вспоминают предыдущие три (евангелиста), был принужден к этому уже в пути, при поднятии (креста) на (лобное) место»[1].

Никаких других сведений о Симоне Священное Писание не содержит. Предполагают, что он принадлежал к еврейской общине ливийского города Киринеи и пришёл в Иерусалим на Пасху как и другие иудеи, жившие в рассеянии[2]. Выдвигается версия, что он мог быть последователем Иисуса Христа так как по мнению Иоганна Бенгеля «ни иудей, ни римлянин не захотели бы нести тяжести креста»[3].

Дополнительную информацию о Симоне содержит Священное Предание. Согласно ему, он со своим семейством впоследствии переселился в Рим и там пользовался у римских христиан особенным уважением. Согласно Евангелию от Марка имел двоих сыновей (Мк. 15:21)[4]:

В Католической церкви Симону Киринеянину посвящено пятое стояние богослужения Крестного пути — «Симон Киринеянин помогает Христу нести крест». Изображение соответствующей сцены помещается в числе 14-ти композиций Крестного пути на стенах католических храмов.

Один из первых гностиков, Василид, утверждал, что Иисус не страдал и не был распят, но обманул иудеев, позволив, чтобы за него приняли Симона Киренейского, распятого в его образе, в то время как сам посмеивался над палачами[5]. Известный арабский историк XIV века и толкователь Корана Ибн Касир писал со слов Ибн Аббаса, что вместо Исы был распят другой человек[6]: «В тот момент Иса был вместе с двенадцатью-тринадцатью своими сподвижниками. Говорят, что это происходило в пятницу, ближе к заходу солнца, то есть в вечер на субботу. Они окружили дом, и когда он (Иса) почувствовал, что либо они неизбежно ворвутся, либо он должен выйти к ним, он сказал своим сподвижникам: „Кто хочет стать похожим на меня и быть моим спутником в раю?“ Один юноша добровольно вызвался, однако Иса счел его молодым для этого. Он повторил свои слова во второй раз, и в третий, но никто, кроме этого юноши, не отзывался. Тогда Иса сказал: „Ты будешь им!“. И Аллах изменил его облик на облик Исы так, что они стали совершенно похожи. Затем в крыше дома открылось отверстие, и Иса впал в дремоту. В таком состоянии он вознёсся на небеса, как сказал об этом Всевышний: „О, Иса! Я возвращу тебя и вознесу к Себе…“ (Аль Имран: 55). Когда он вознесся, его ученики вышли. Евреи, увидев этого юношу, приняли его за Ису, схватили его, надели ему на голову венок из колючек и распяли». Подобная точка зрения отражена и в апокрифическом Евангелии от Василида, преподававшего в Александрии в 117—138 годах н. э., где указывается, что в действительности вместо Исы был распят Симон Киринеянин[7][8][9].

Образ в кино

Примечания

  1. Августин Блаженный. О согласовании евангелистов. — Творения. СПб., 1998, т. 2, с. 261—262
  2. Иов (Гумеров). Суд над Иисусом Христом. Богословский и юридический взгляд. Дата обращения: 24 января 2010. Архивировано 28 ноября 2009 года.
  3. Евангелие от Матфея // Толковая Библия Лопухина. Дата обращения: 12 мая 2018. Архивировано 23 февраля 2018 года.
  4. Святой апостол Руф // Архиепископ Димитрий (Самбикин). Собор св. 70-ти апостолов
  5. Рoбeртсон А. Происхождение христианства. — М.: Издательство иностранной литературы, 1959. — С. 248—249.
  6. Али-заде, 2007.
  7. Cross, Livingstone, 1997.
  8. Ehrman, 2005.
  9. Kelhoffer, 2014.
  10. Уильям Бойд (англ.) на сайте Internet Movie Database

Литература

Ссылки