Симон, Антон Юльевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Антон Симон
Основная информация
Имя при рождении Antoine Simon
Полное имя Антон Юльевич Симон
Дата рождения 5 августа 1850(1850-08-05)
Место рождения Париж
Дата смерти 6 (19) января 1916(1916-01-19) (65 лет)
Место смерти Москва
Страна Lesser Coat of Arms of Russian Empire.svg Российская империя
Профессии Композитор, дирижёр, инспектор оркестров императорских театров

Антон Юльевич Симон (фр. Antoine Simon; 5 августа 1850, Париж — 6 (19) января 1916, Москва) — российский композитор, дирижёр, пианист французского происхождения.

Антуан Симон учился в Парижской консерватории по классу фортепиано у А. Ф. Мармонтеля и по композиции у Ж. Л. Дюпрато[1].

С 1871 года Симон жил и работал в Москве, первоначально в качестве капельмейстера московского театра «Буфф», затем (с 1891) ― преподавал игру на фортепиано в музыкальных классах Московского филармонического общества. С 1897 года — инспектор оркестров императорских театров.

Сочинения

Симон был одним из немногих российских авторов, обращавшихся к академической музыке для духовых инструментов: ему принадлежат, в частности, Квартет в форме сонатины, op. 23, для двух корнетов, альтгорна и тромбона, и «22 маленькие пьесы для совместной игры», op. 26 (фр. 22 petits morceaux; 1887) для ансамбля медных духовых от четырёх до семи инструментов[2] (оба сочинения были в 2010 г. записаны венгерским Ансамблем духовых имени Эвальда). Кроме того, Симон написал три оперы и множество салонных фортепианных пьес, а среди его оркестровых и камерных сочинений — Концерт для фортепиано с оркестром ля-бемоль мажор, op. 19, Концертная пьеса для кларнета с оркестром, op. 31, Концертная фантазия для виолончели с оркестром, op. 42, Фортепианное трио ре минор, op. 16, Струнный квартет ля мажор, op. 24 и другие работы.

Отдельное значение имеют оркестровка Симона в балете Минкуса «Дон Кихот» танца Мерседес [3] и вариации [4] Повелительницы Дриад в картине «Сон» [5]. Принадлежат ему и оригинальные балеты: в частности, «Дочь Гудулы», Горского, «Звёзды» (1898, балетмейстер И. Н. Хлюстин, Большой театр) и «Оживлённые цветы» (1899, Большой театр), — серенаду [6] из первого из них аранжировал для кларнета и исполнял в концертах Семён Беллисон[7].

Архив рукописей Симона хранится в ГЦММК имени Глинки.

Творческий союз с Александром Алексеевичем Горским

А. А. Горский

Балет «Дочь Гудулы»

В конце 1901 года Горский начал работу над постановкой балета «Дочь Гудулы», по роману В. Гюго «Собор Парижской богоматери». Эта тема в балете не была новой. Уже существовал балет «Эсмеральда», поставленный Жюлем Перро. Но балет Горского сильно отличался от прежнего тем, что акцент в нём был сделан на массовых сценах, на сцене жила настоящая живая народная толпа. Балет состоял из 4 актов и 9 картин.

Горский провел большую подготовительную работу и ездил в Париж, чтобы изучить место действия балета.
24 ноября 1902 года в Большом театре состоялась премьера балета, музыку к которому написал Антон Симон, оформили постановку художники: Константин Коровин и Александр Головин, а дирижировал спектаклем А. Ф. Арендс. Роли исполняли: Эсмеральда — Э. Гримальди (затем С. В. Фёдорова), Клод Фролло — В. Ф. Гельцер, Феб — М. М. Мордкин, Квазимодо — Н. П. Домашёв, Гренгуар — К. А. Бек, Гудула — М. А. Другашева

Балет «Дон Кихот»

За два года до премьеры балета «Дочь Гудулы» союз Горского и Симона начался с работы над балетом «Дон Кихот», с оригинальной музыкой Минкуса.

Если симфоническая музыка была инструментально насыщена, то балетная музыка играла если не второстепенную роль, то была предназначена для хореографического рисунка, удобного для исполнения в балете. Такую музыку, по заказу балетмейстеров, и писали Минкус, Цезарь Пуни и Антон Симон. Современные артисты далеко не всегда знают, что в балетах было поставлено много вставных номеров, на музыку других композиторов. Зачастую упоминается лишь первый автор, например Людвиг Минкус[8].

В 1900 году на сцене Большого театра балетмейстер Александр Горский поставил балет «Дон Кихот» Мариуса Петипа в своей собственной редакции. Испанский был поставлен на музыку Антона Симона.[9]

История постановки
14 декабря 1869 года Дон Кихот Людвиг Минкус Мариус Петипа
6 декабря 1900 года Испанский Anton Simon Александр Горский

Антон Симон писал «испанскую» музыку с французским шармом, в стиле, который великолепно сочетался с балетом и замыслами Горского.

Примечания

  1. Музыкальный словарь — Жюль Лоран Дюпрато (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2870 дней])
  2. Edward H. Tarr. East meets west: The Russian trumpet tradition from the time of Peter the Great to the October Revolution — Pendragon Press, 2003. — P. 104.  (англ.)
  3. Танец Мерседес, музыкальный файл. Дата обращения: 5 января 2011. Архивировано 14 сентября 2016 года.
  4. Вариация Повелительницы дриад, музыкальный файл
  5. Ноты Вариации Повелительницы дриад. Дата обращения: 6 января 2011. Архивировано 9 октября 2007 года.
  6. Anton Simon. Serenade, The Stars Ballet в исполнении Семёна Беллисона
  7. Jonathan Woolf. Simeon Bellison — his arrangements for clarinet Архивная копия от 12 февраля 2010 на Wayback Machine // Musicweb International  (англ.)
  8. В балете «Дон Кихот», кроме основной музыки Минкуса, есть музыка Симона, Желобинского и Направника.
  9. на сайте Архив классической музыки — произведения Симона. Дата обращения: 6 января 2011. Архивировано 22 октября 2012 года.

Ссылки