Симонов, Юрий Иванович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Юрий Иванович Симонов
Основная информация
Дата рождения 4 марта 1941(1941-03-04) (83 года)
Место рождения Саратов, РСФСР, СССР
Страна  СССР Россия
Профессии дирижёр, музыкальный педагог
Инструменты скрипка, альт
Жанры опера, балет, симфоническая музыка
Коллективы ГАБТ,
Московская филармония
Награды
Орден «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени — 2017 Орден «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени — 2011
Орден Почёта — 2001
Командор ордена Звезды Румынии Офицер ордена Заслуг POL Odznaka honorowa Zasluzony dla Kultury Polskiej.png
Народный артист СССР — 1981 Народный артист РСФСР— 1976 Заслуженный артист РСФСР — 1971 Премия Ленинского комсомола — 1977

Ю́рий Ива́нович Си́монов (род. 4 марта 1941, Саратов, РСФСР, СССР) — советский и российский дирижёр, педагог[1], профессор. Народный артист СССР (1981). Лауреат премии Ленинского комсомола (1977). Художественный руководитель и главный дирижёр Академического симфонического оркестра Московской филармонии.

Биография

Родился 4 марта 1941 года в Саратове в семье оперных певцов и уже в детстве проявлял интерес к дирижированию.

Обучался в музыкальной школе по классу скрипки, в двенадцать лет впервые встал за пульт школьного оркестра, продирижировав Сороковой симфонией В. А. Моцарта. В 1956 году переехал в Ленинград, где поступил в Среднюю специальную музыкальную школу при Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, а по её окончании — в саму консерваторию в классы альта Ю. М. Крамарова (окончил в 1965) и оперно-симфонического дирижирования — Н. С. Рабиновича (1968).

С 1958 года — дирижёр-педагог оркестровых классов в музыкальных школах и училищах Ленинграда, в 19621969 — главный дирижёр симфонического оркестра Народной филармонии при Выборгском дворце культуры.

В 19671969 годах руководил оркестром Кисловодской филармонии. После победы на международном конкурсе дирижёров Академии «Санта-Чечилия» в Риме был приглашён работать с Ленинградским филармоническим оркестром (под руководством Е. А. Мравинского), но проработал там лишь около года.

В 1969 году дебютировал в Большом театре постановкой оперы «Аида» Дж. Верди, а уже через год получил место главного дирижёра этого театра, которое занимал до 1985 года.

Под его управлением состоялась премьера балета Р. К. Щедрина «Анна Каренина» (1972) и первая после долгого перерыва постановка балета Д. Д. Шостаковича «Золотой век» (1982, в постановке Ю. Н. Григоровича), а также других произведений.

Гастролировал за границей — в Европе, Японии и США — как с оперной и балетной труппой (руководил постановкой оперы С. С. Прокофьева «Война и мир» в Метрополитен-Опера в 1975 году), так и с Камерным оркестром Большого театра, основанным им в 1979. В том же году по его инициативе в репертуаре Большого театра впервые после длительного перерыва появились оперы Р. Вагнера (в частности, «Золото Рейна»). В 1982 дебютировал в Лондоне с оперой П. И. Чайковского «Евгений Онегин» в театре «Ковент-Гарден», а четыре года спустя там же дирижировал «Травиатой» Дж. Верди. За ней последовали «Аида» Дж. Верди в Бирмингеме, «Дон Карлос» Дж. Верди в Лос-Анджелесе и Гамбурге, «Сила судьбы» Дж. Верди в Марселе, «Так поступают все женщины» В. А. Моцарта в Генуе, «Саломея» Р. Штрауса во Флоренции, «Евгений Онегин» П. И. Чайковского в Далласе, «Пиковой дамы» П. И. Чайковского в Будапеште и Праге.

Уйдя с поста главного дирижёра Большого театра, несколько лет руководил созданным им Малым государственным симфоническим оркестром СССР (1985—1989). В 1989 году в результате конфликта с оркестром оставил его.

После распада СССР продолжил активно работать в России и за границей, выступая с ведущими мировыми оркестрами и оперными театрами: в 1991 году стал главным приглашённым дирижёром Филармонического оркестра Буэнос-Айреса (Аргентина), в 1991 дирижировал «Хованщиной» М. П. Мусоргского в Опере Сан-Франциско (США), в 1993 руководил постановкой «Пиковой дамы» П. И. Чайковского в Парижской опере, с 1994 по 2002 занимал пост музыкального руководителя Национального оркестра Бельгии, а в 19951998 в Будапештской опере дирижировал «Кольцом Нибелунга» Р. Вагнера.

С 1998 года руководит Академическим симфоническим оркестром Московской государственной филармонии.

В репертуаре дирижёра — русские и зарубежные классические сочинения, а также музыка советских композиторов XX века. За годы его работы с коллективом сыграно более двухсот программ в Москве, состоялись многочисленные гастроли по России, США, Великобритании, Германии, Испании, Китаю, Южной Корее, Японии и другим странам.

С 1978 по 1991 годы преподавал в Московской консерватории им. П. И. Чайковского1985 — профессор). С 2006 года преподает в Санкт-Петербургской консерватории. Проводит мастер-классы в России и за рубежом: в Лондоне, Тель-Авиве, Алма-Ате, Риге.

С 1994 по 2008 год проводил летние международные мастер-курсы (Будапешт и Мишкольц), которые посетило более 100 молодых дирижёров из 30 стран мира.

В 2001 году основал Liszt-Wagner оркестр в Будапеште[2]. В 2008 году возглавлял Молодёжный симфонический оркестр СНГ.

В 2009 году принял участие в V ежегодном международном фестивале «Crescendo» с Академическим симфоническим оркестром Московской государственной филармонии[3].

Участвовал в работе жюри дирижёрских конкурсов во Флоренции, Токио, Будапеште. В 2011 и 2015 годах возглавлял жюри по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» на Первом и Втором Всероссийских музыкальных конкурсах в Москве[4].

Дискография дирижёра представлена записями на фирмах «Мелодия», EMI, Collins Classics, Cypres, Hungaroton, Le Chant du Mondе, Pannon Classic, Sonora, Tring International, а также видеофильмами его спектаклей в Большом театре (американская фирма Кultur).

Член КПСС с 1973 года.

Ученики

Сорокин Павел, Димитрис Ботинис, Верховен Алексей, Венгеров Максим[5]

Награды и звания

Участие в постановках Большого театра

Оперы

  • 20.02.1971 — Н. Римский-Корсаков «Псковитянка»
  • 22.06.1972 — М. Глинка «Руслан и Людмила»
  • 22.05.1976 — Н. Римский-Корсаков «Садко» (возобновление постановки 1949 года)
  • 03.03.1978 — В. А. Моцарт «Так поступают все»
  • 27.02.1979 — Р. Вагнер «Золото Рейна»
  • 22.04.1979 — Э. Лазарев «Революцией призванный» («Лениниана»)
  • 25.12.1981 — Ж. Бизе «Кармен»
  • 29.04.1985 — С. Прокофьев «Семён Котко» (возобновление постановки 1970 года)

Балеты

  • 10.06.1972 — Р. Щедрин «Анна Каренина»
  • 13.06.1973 — Г. Малер «Гибель розы»
  • 26.03.1981 — Б. Барток «Деревянный принц»
  • 25.06.1982 — И. Ставинский «Жар-птица»
  • 25.06.1982 — И. Стравинский «Петрушка»
  • 04.11.1982 — Д. Шостакович «Золотой век»

Примечания

  1. СИМОНОВ в энциклопедии музыки. Дата обращения: 10 марта 2011. Архивировано 2 апреля 2015 года.
  2. Юрий Иванович Симонов (Yuri Simonov) | Belcanto.ru. Дата обращения: 30 ноября 2012. Архивировано 21 октября 2012 года.
  3. Официальный отчёт Министерству культуры Российской Федерации о фестивале «Crescendo»
  4. Юрий Симонов — Персоны — Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д. Д. Шостаковича. Дата обращения: 6 февраля 2019. Архивировано 7 февраля 2019 года.
  5. Диплом для Венгерова | Belcanto.ru. Дата обращения: 31 августа 2021. Архивировано 31 августа 2021 года.

Ссылки