Симеон Верхотурский

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Симеон Верхотурский
Икона «Симеон Верхотурский в молении Спасу», 1903 годИкона «Симеон Верхотурский в молении Спасу», 1903 год
Почитается в Русской православной церкви
Прославлен(а) 1694
В лике праведных
Главная святыня мощи в Верхотурском Николаевском монастыре
День памяти 12 (25) мая, 10 (23) июня, 12 (25) сентября, 18 (31) декабря, 29 января (11 февраля)
Икона «Симеон Верхотурский с житием»
Икона «Симеон Верхотурский», хранится в Новосибирской картинной галерее

Симеон Верхотурский (Симеон Меркушинский; 1607—1642, Меркушино, Тобольский разряд) — святой Русской православной церкви, почитается в лике праведных.

Память совершается:

Симеон Верхотурский почитается как небесный покровитель уральской земли[1].

Жизнеописание

Сведения о жизни Симеона очень краткие и известны только из его жития, составленного в конце XVII века на основе рассказов его современников — «Повесть известная и свидетельствованная о проявлении честных мощей и отчасти сказание о чудесах святаго и праведнаго Симеона новаго сибирскаго чудотворца». Составил эту повесть митрополит Тобольский и Сибирский Игнатий, после того как освидетельствовал в 1695 году обретенные мощи праведника.

Согласно житию, Симеон родился около 1607 года в знатной боярской семье в Европейской России, но имена родителей неизвестны. После смерти родителей в Смутное время пришёл на Урал и сначала поселился в Верхотурье. В 1620 году перебрался в село Меркушино (около 53 км к востоку от Верхотурья). Именно в Меркушине и его окрестностях он провёл бо́льшую часть жизни, скрывая своё происхождение. Главной чертой его христианского подвига было «социальное опрощение»[2].

В селе посещал местную церковь Святого Архангела Михаила. В десяти верстах от Меркушина, на берегу реки Туры Симеон летом уединялся для молитвы, добывая себе пропитание рыбной ловлей; сохранился камень, на котором любил сидеть, ловя рыбу. Зимой он занимался пошивом шуб для крестьян в сёлах Верхотурского уезда. Обыкновенно деревенские портные шили одежду не у себя дома, как в городах, а в домах своих заказчиков, куда они являлись по приглашению. Симеон шил в основном «шубы с нашивками», занимался работою на бедных людей, с которых по большей части отказывался брать плату за свои труды. Он считал вполне достаточным для себя вознаграждением кров и пищу, которыми пользовался у хозяев во время работы. Отличался нестяжанием и, чтобы не получать платы, оставлял одежду недошитой и уходил из села. Проповедовал покорность и ещё при жизни заслужил подвижничеством и честностью славу праведного. Праведный Симеон явил собою новый тип святости — «опрощения». Вёл проповедь христианства среди вогулов.

Симеон скончался между 1642 и 1659 годами[3], в рукописных святцах указывают, что скончался в лето 7150 (с сентября 1641 по август 1642 года) в Меркушине (ныне село входит в Верхотурский городской округ Свердловской области), был похоронен на кладбище при Михаило-Архангельской церкви Меркушина.

Обретение мощей

В 1692 году гроб Симеона поднялся из могилы, так что в нём стали видны его останки. Местные жители расценили это как признак святости умершего, но его имя вспомнить не смогли. После этого появились сообщения о чудесных исцелениях, связанных с Симеоном (в основном исцеление кожных заболеваний с помощью земли из могилы святого). В 1693 году в Меркушино сибирским архиереем был направлен клирик Матфей для изучения сообщений о чудесах. Он сделал сообщение митрополиту и дал указание построить над могилой небольшой голбец.

18 (28) декабря 1694 года по указанию митрополита Сибирского и Тобольского Игнатия игуменом Далматовского монастыря Исааком с прочими клириками было совершено освидетельствование мощей и опрос о имевших место исцелениях. На следующий день в Меркушино прибыл сам митрополит, но, выслушав донесение Исаака, что «в гробе нашли совершенно целое тело, исключая истлевших пальцев у одной руки и платья, и что при свидетельствовании они ощутили от тела благовонный запах», отнёсся к данному факту скептически[4]. Житие сообщает, что после этого у митрополита заболел глаз и он, решив, что это кара за его сомнение, сам освидетельствовал мощи. В гробе, поднятом из могилы, были найдены костные останки, плотно покрытые плотью, и истлевшая одежда. Игнатий объявил их нетленными и спросил у собравшегося народа, об имени и житии. Семидесятилетний старец Афанасий и сказал о праведнике следующее: «Житие его было доброе, и муж добродетельный, из российских городов отечество его, и дворянской породы, пришельцем странствовал в Верхотурском уезде; ремесло же его было шитье портное и шубы с нашивками хамьянными, или ирхами; притом послушлив и услужлив, и к Богу прилежен, и в церковь на молитву и службу Божию в обыкновенное время ходил, болен же был чревом, а имени его сказать не упомню…». Отъехав верст на семь от Меркушино, владыка заснул и увидел такой сон: стоит пред ним множество народа, и все рассуждают об имени святого праведника. «Симеоном зовут его! Симеоном зови его!» Игнатий остановился в Николаевском монастыре и тут рассказал свой сон архимандритам Сергию и Александру и игумену Исааку. Выслушав рассказ иерарха, настоятели пришли к тому заключению, что видение сие есть Божие откровение. С их взглядом согласился и сам владыка и повелел именовать новоявленного угодника Божия Симеоном.

30 декабря 1694 года (9 января 1695 года) Игнатий вновь посетил Меркушино, вторично освидетельствовал мощи, перенёс их в церковь и покрыл гроб шёлковой пеленой, а также дал указание собрать сведения о жизни святого. На их основе было составлено житие и акафист праведного Симеона.

Почитание

Рака с мощами Симеона Верхотурского работы Фёдора Верховцева
Рака с мощами Симеона Верхотурского в Николаевском монастыре, 1910 год

Верхотурский воевода Алексей Иванович Калетин и таможенный голова Петр Худяков от лица верхотурских граждан просили у митрополита Филофея разрешения перенести мощи праведного Симеона из Меркушина в Верхотурье. Перенесение было назначено на 8 (19) сентября 1704 года, но была ненастная погода и перенесение мощей отложили. По решению архимандрита Израиля мощи праведного переложили в новый гроб из кедрового дерева в форме большого ящика с выдвижною крышкой. Снаружи рака была украшена резьбой, а внутри обложена кожей и лебяжьим пухом. Старый гроб оставили в Меркушине, и он сгорел вместе с Михаило-Архангельской церковью 17 (28) января 1777 года. Почитали и место погребения Симеона в Меркушине, из которого забил родник. Над ним была деревянная часовня, которую в 1808 году верхотурский житель Феодор Курбатов с разрешения митрополита Иустина перестроил в каменную.

12 (23) сентября 1704 года мощи Симеона из Меркушина были перенесены в Николаевский монастырь города Верхотурье, где их поместили в монастырской церкви Покрова Пресвятой Богородицы у правого клироса. С перенесением мощей предание связывает чудесную остановку крестного хода по молитве хромого юродивого Космы, желавшего отдохнуть[5]. В 1716 году церковь была уничтожена при пожаре, но рака с мощами не пострадала.

В 1798 году титулярный советник Алексей Турчанинов с супругою Фелицатою заказали на Троицком Соликамском заводе медную раку с крышкою. В некоторых местах она была посеребрена, украшена резьбою и пятью клеймами, в которых вычеканены были различные надписи: даты явления святых мощей и их перенесения, имя императора, в царствование которого совершилось перенесение, а также имя верхотурского градоначальника того времени и имена соорудителей раки. Мощи праведного Симеона в том же самом кедровом гробе, в котором они перенесены были из Меркушина, положили в новую раку и оставили на прежнем месте, на возвышенном, с двумя ступенями, помосте, под аркою, особо устроенной в стене, которая отделяла Николаевский храм от Симеоно-Аннинского придела.

В 1838 году после восстановления храма её установили в приделе Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, который в 1863 году был переименован во имя Симеона Верхотурского. В 1846 году выполнена новая серебренная рака на шести серебряных вызолоченных ножках, работы Фёдора Верховцева[6], за счёт пожертвований купцов из Екатеринбурга и Верхотурья; стоимость раки равнялась 14 573 рублям серебром. На крышке изображён во весь рост Симеон и два ангела, держащие в руках свиток с надписью: «Святый Симеон, Верхотурский чудотворец». На четырёх сторонах раки вычеканены различные изображения: перенесение мощей из Меркушина в Верхотурье; Симеон, молящийся в чаще леса, сети и неводы, закинутые для ловли рыбы; надпись: «Сие честные мощи святаго праведнаго Симеона Верхотурского чудотворца, обретены нетленными, Верхотурскаго уезда, в селе Меркушине, 1682 года»; надпись: «Сие честные мощи угодника Божия Симеона праведного, Верхотурского чудотворца, принесены в обитель верхотурскую в 1704 году, сентября 12 дня, при царе Петре Алексеевиче и настоятеле архимандрите Израиле». Переложение мощей в раку было 12 (24) сентября 1848 года.

В Екатеринбурге в 1886 году было организовано Братство Святого праведного Симеона, Верхотурского чудотворца, имевшее целью духовное просвещение[7]. При нём в 1901 году был образован миссионерский фонд для поддержки обездоленных и лиц, вернувшихся из раскола и сектантства[8].

Крестный ход с мощами праведного Симеона 27 мая 1914 года

Мощи святого привлекали в монастырь многочисленных паломников, число которых в начале XX века достигало 60 000 человек в год[9]. В связи с этим в 1913 году в Николаевском монастыре был построен Крестовоздвиженский собор, рассчитанный на 8-10 тысяч человек. Освящение собора и перенос в него мощей уральского праведника состоялось 11 (24) сентября 1913 года, когда отмечалось 300-летие дома Романовых. В этот день в монастырь пришла телеграмма из Ливадии, от царской семьи[10]:

Верхотурье. Николаевский монастырь
Настоятелю о. Ксенофонту

От души приветствуем Вас и братию с высокоторжественным днём освящения нового храма, дорогой нашему сердцу обители и с завтрашним великим праздником. Просим ваших молитв перед ракой Преподобного.

Николай. Анастасия

В 1914 году императорская семья пожертвовала резную серебряную сень для раки с мощами Симеона. Сень была сделана по эскизу «царского места» (молитвенного трона под сенью) царя Иоанна Грозного из Успенского собора Московского Кремля[11]. Её торжественно перенесли из Екатеринбурга в Верхотурье крестным ходом, который продолжался 20 дней. В нём приняли участие несколько тысяч паломников, прошедших пешком более 350 км[9]. 27 мая (9 июня) 1914 года мощи Симеона Верхотурского были торжественно перенесены из Николаевского храма в Крестовоздвиженский собор Николаевского монастыря.

Вскрытие, изъятие и возвращение мощей

После революции 1917 года власть в Верхотурье перешла к большевикам, и 17 августа 1918 года по требованию председателя Чрезвычайной следственной комиссии Сабурова было проведено первое вскрытие мощей праведного Симеона. Примирительная позиция настоятеля Николаевского монастыря архимандрита Ксенофонта позволила избежать выступления верующих, возмущённых кощунством, и вскрытие ограничилось только снятием с мощей покровов[12][13]. В сентябре 1918 года город перешёл под контроль Русской армии Александра Колчака.

Крестовоздвиженский собор Верхотурского Николаевского монастыря

В июне 1919 года Белая армия начала отступление из Верхотурья. Архимандрит Ксенофонт принял решение об эвакуации насельников вместе с белогвардейцами. Церковные ценности и реликвии, включая мощи Симеона Верхотурского, были спрятаны в монастыре и в его скиту, с собой монахи забрали только серебряную раку из-под мощей[12]. Сам архимандрит не смог далеко уехать от монастыря, как он позднее писал, «какие-то хулиганы из белых солдат, невзирая на мой чин архимандрита, моих лошадей отобрали, оставив свои клячи, на которых ехать было невозможно». Путь с ракой продолжили семеро монахов во главе с игуменом Аверкием, но на границе Ирбитского уезда, видя, что белогвардейцам нет дела до них, остановились в Красносельском женском монастыре, а в феврале 1920 года вернулись вместе с ракой в Верхотурье, уже находившееся под контролем советских властей.

25 сентября 1920 года в день памяти Симеона Верхотурского в монастыре собралось до 15 тысяч паломников, и в этот день в рамках советской антирелигиозной кампании состоялось вскрытие раки с мощами праведного Симеона. Толпа верующих была взволнована, и её успокоил архимандрит Ксенофонт, который объяснил, что вскрытие мощей не нарушит их святость, и вместе с братией вынес раку из церкви, открыл её и выложил мощи на стол[12]. Через два часа после этого было получено разрешение вернуть мощи на прежнее место, но драгоценную раку изъяли «в пользу голодающих»[14]. 2 июня 1924 года мощи обследовала комиссия областного отдела здравоохранения и, найдя обряд приложения к мощам негигиеничным, опечатала гроб и строго ограничила к нему доступ[14].

30 мая 1929 года мощи изъяли из монастыря и передали в Тагильский музей для антирелигиозной работы[15]. В 1935 году в журнале «Советское краеведение» был опубликован материал о состоянии этой музейной экспозиции:

Слабо оформлен и антирелигиозный аспект в музее. Когда заходишь в комнату, где выставлены остатки костей «нетленного» Симеона Верхотурского, невольно чувствуешь, что вошёл в какую-то молельню. Здесь собрана вся священная утварь, паникадила, громадное Евангелие. Во всей системе этой выставки нет ничего антирелигиозного[16].

Рака с мощами праведного Симеона в Крестовоздвиженском соборе

После публикации этого материала директор музея Александр Словцов был арестован в октябре 1934 года и скончался через десять лет в Хабаровском исправительно-трудовом лагере[17]. В конце 1935 года мощи передали в Уральский антирелигиозный музей, располагавшийся в Екатеринбурге в Ипатьевском доме. После расформирования фондов музея 7 октября 1946 года мощи Симеона передали в запасники Областного краеведческого музея, где они хранились как «экспонат № 12125»[18]. 29 сентября 1947 года Товия (Остроумов), епископ Свердловский и Челябинский, обратился с письмом к уполномоченному по делам религии по Свердловской области Смирнову с просьбой о возвращении церкви мощей праведного Симеона, которое осталось без ответа[19].

11 апреля 1989 года мощи вернули Русской православной церкви и поместили в свердловском храме Спаса Всемилостивого. 25 сентября 1992 года основную часть перенесли в отреставрированный и вновь освящённый Крестовоздвиженский собор Николаевского монастыря города Верхотурье.

Примечания

  1. Екатеринбургская епархия торжественно празднует память небесного покровителя Урала — святого праведного Симеона Верхотурского. Архивировано 22 июля 2015 года.
  2. Манькова И. Л., Медведев А. В. Симеон Верхотурский (конец XVI — сер. XVII, с. Меркушино, Верхотурского у.) // Уральская историческая энциклопедия. — Екатеринбург, 2000.
  3. Святой праведный Симеон Верхотурский.. Дата обращения: 7 июля 2022. Архивировано 7 июля 2022 года.
  4. Софонов В. Митрополит Сибирский и Тобольский Игнатий (Римский-Корсаков) и Симеон Верхотурский. Архивная копия от 27 июня 2008 на Wayback Machine // Сибирская православная газета. 2002. — март-апрель. № 2 (54).
  5. На Урале появился ещё один монастырь, связанный с памятью Симеона Верхотурского Архивировано 11 сентября 2012 года..
  6. Баранов, В. С. Летопись Верхотурского Николаевского мужского общежительного монастыря (Екатеринбургской епархии) в связи с историческим сказанием о житии, чудотворениях и св. мощах св. праведного Симеона, Верхотурского чудотворца. — Нижний Новгород: Типо-лит. т-ва И. М. Машистова, 1910. — С. 134—136. — 294 с. Архивная копия от 26 августа 2021 на Wayback Machine
  7. Екатеринбургские епархиальные ведомости. — 1886. — № 48. — С. 1090.
  8. Екатеринбургские епархиальные ведомости. — 1901. — № 12. — С. 218.
  9. 9,0 9,1 Паломничество к святому Симеону. Архивная копия от 16 февраля 2020 на Wayback Machine.
  10. Православная газета Екатеринбургской епархии. — апрель 2008. — № 16 (481).
  11. Ахалашвили Д. Святой праведный Симеон Верхотурский: «маленький» святой «маленьких» людей. Архивировано 7 июля 2022 года.
  12. 12,0 12,1 12,2 Нечаева М. Ю. Верхотурские монастыри в XX веке. // Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института: Материалы 1999 г. — М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского богословского института, 1999. — С. 332—349. Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine
  13. Новомученики Екатеринбургской епархии. Архивная копия от 10 июня 2013 на Wayback Machine.
  14. 14,0 14,1 Богданова Е. Груз «специального назначения» (Посмертные мытарства Симеона Верхотурского Праведного). Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine.
  15. Краткая история Свято-Николаевского монастыря Архивировано 24 сентября 2015 года..
  16. «Сопричастность». Вспоминает Нина Александровна Гончарова, старший научный сотрудник областного краеведческого музея, последняя хранительница мощей святого Симеона Верхотурского. Архивная копия от 5 июня 2013 на Wayback Machine.
  17. Тайна нетленного экспоната № 12125. Архивировано 7 июля 2022 года.
  18. Экспонат № 12125, или Вернувшийся святой. Ко второму обретению мощей праведного Симеона Верхотурского. Архивная копия от 7 марта 2016 на Wayback Machine. Православие.Ru.
  19. Семененко-Басин И. В. Возвращение мощей святых Русской Православной церкви в 1940-х годах. // Страницы: Богословие. Культура. Образование. 2004. — Т. 9. — Вып. 1. — С. 74—88.

Литература

  • Житие Святого праведного Симеона Верхотурского. — М.: Изд. книгопродавца И. А. Морозова, 1885. — 36 с.
  • Мангилёв П. И. Ещё раз о дате прославления святого праведного Симеона Верхотурского Чудотворца // Современные проблемы теологического образования (культурологический, богословский, педагогический и лингвистический аспекты): Материалы международной первой богословской научно-практической конференции 9−10 декабря 2003 г.: Росс. гос. проф.-пед. ун-т. — Екатеринбург, 2003. — С. 141−145.
  • Мангилёв П. И. Житие, прославление и почитание святого праведного Симеона Верхотурского в трудах церковных и светских исследователей // Четыре века православного монашества на Восточном Урале: Материалы церковно-исторической конференции, посвящённой 400-летию Верхотурского Николаевского монастыря, 360-летию Далматовского Успенского монастыря, 300-летию переноса мощей св. праведного Симеона Верхотурского (Екатеринбург — Меркушино, 17—20 сентября 2004 г.). — Екатеринбург, 2004. — С. 162−170.
  • Мангилёв П. И. Источники по истории почитания Святого Праведного Симеона Верхотурского // Археография и источниковедение истории России периода феодализма: Тез. докл. научн. конф. студентов и молодых учёных: Урал. гос. ун-т. — Свердловск, 1991. — С. 37—38.
  • Мангилёв П. И. К вопросу об акафисте праведному Симеону Верхотурскому (предварительные наблюдения) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. — 2019. — № 4 (28). — С. 15—48 (в соавторстве с Е. А. Полетаевой)
  • Мангилёв П. И. К истории текста Жития Симеона Верхотурского // Проблемы истории России. — Екатеринбург, 2001. — Вып. 4: Евразийское пограничье. — С. 293−301.
  • Манькова И. Л., Медведев А. В. Симеон Верхотурский (конец XVI — сер. XVII, с. Меркушино, Верхотурского у.) // Уральская историческая энциклопедия. — Екатеринбург, 2000.
  • Сергий (Соколов), еп. Жития Сибирских святых. — Новосибирск: Новониколаевск, 2007. — С. 13—32. — 288 с. — ISBN 5-88013-010-X.

Ссылки