Символика танца

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Минойская вотивная статуэтка. Жест адорации. Крит, XVI век до н. э.
Изображение танца в античной Греции

Подобно музыке с её ритмичной структурой, танец выступает как символ мироздания. Ритмичному движению приписывают императивные функции, действующие в космическом масштабе; оно также подразумевает накопление и концентрацию силы или высвобождение энергии. Греческий писатель Лукиан Самосатский пишет, что «одновременно с происхождением первых начал вселенной возникла и пляска, появившаяся на свет вместе с ним, древним Эросом. А именно: хоровод звезд, сплетенье блуждающих светил…»[1]. Древние танцы зарождались как базовая форма магии на заре культурной эволюции человечества[2]. Изначально танец носил далеко не развлекательный характер. Это был некий способ общения, самовыражения, просвещения и даже способ массового внушения. Эти коллективные пляски несли в себе основные мифологические сюжеты, воплощали главные события из жизни людей, танец часто выступал в роли посредника между человеком и Богом, был молитвенным со священным действом, во время которого человек сливался с силами природы.

Эволюция танца

  • В древности, в эпоху Палеолита танцы были коллективные, массовые, отсутствовало понятие «зритель», так как участвовали все. Танец не воспринимался как развлекательное мероприятие, это было нечто неразделимое с течением жизни человека и несло ритуальные, коммуникационные, образовательные функции. Во время танца, путём копирования окружающего, подражанию различным животным, растениям и явлениям, человек познавал строение мира.
  • В Древней Греции с появлением театра, и возросшей самоидентификацией человека, танец перестаёт быть чем-то естественным, переносится на сцену. У каждого появляется выбор — смотреть/не смотреть, возникает деление на зрителя и артиста.
  • Средневековье дарит нам парные танцы, зародившиеся из культа Богоматери, культа прекрасной дамы. Символизировали собой священный брак, объединённые руки партнёров подразумевают скрепляющие их узы.
  • В эпоху барокко появляется балет. Многократно усложняется форма, ритм и музыка, но в то же время акцент с духовно-ритуального содержания перемещается на внешнее совершенство и эстетику. Классовая система влияет на танец, появляется танец для избранных.
  • 19-ый век — Возникновение вальса. Ускорение ритма, усложнения формы, танец превращается в светское развлечение.
  • 20-ый век — Европейские танцы обогащаются латинскими и африканскими культурами, танцами с мощными и быстрыми ритмами, появляются твист, рок-н-ролл, линди хоп.
  • Современный мир — Человек танцует один, наедине со своим внутренним миром. Массово — отношение к танцу поверхностное, танец утратил свою символическую силу и глубину. Ориентация современного танца на внешнюю эстетику, а не на духовного авторитета, обитающего извне и призываемого вовнутрь, привела к исчезновению почти всех символов.

Основные фигуры и жесты.

Первые шесть фигур Усть-Цилемского хоровода
  • Круг (или хоровод) — выраженная космическая символика, относится к культу Луны и Солнца, а также культу плодородия — цикличной смене времён года, движению небесных светил, рождению и смерти. Также, так как главной характеристикой древнейших танцев была массовость, отсюда и проистекает необходимость кругового движения. По своей функции связан с защитой и ограждением.
  • Волна — опять же воплощали культ плодородия, брачный период, любовные игры, дуальность мира, способствовали накоплению и концентрации энергии. Подобные ритмичные повторяющиеся движения вводили человека в особое трансовое состояние.
  • Спираль раскручивающаяся — расширяющееся, дающее начало, символизирует одухотворяющую и оплодотворяющую энергию.
  • Спираль закручивающаяся — символизирует воплощающую силу, исполнение желаний, концентрацию и накопление энергии.
  • Кружение вокруг своей оси — через кружение вокруг своей собственной оси, в фигурах восьмерки или вокруг солнца человек воссоединяется с движениями вселенной, планет и атомов, галактик и электронов. Во время танца суфиев дервиши то закручиваются по часовой стрелке, символизируя творящую энергию, то наоборот — против, олицетворяя деструктивные вселенские силы.
  • Жесты адорации — воздетые к небу или опущенные к земле руки, жест призывающий, просящий благости у богов и природы. Например, папуасы Новой Гвинеи используют подобные жесты во время танцев плодородия, воздевая руки к небу, а затем опуская их к земле, направляя таким образом солнечную энергию, даря земле силы.

См. также

Примечания