Сеща (аэродром)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Сеща
ИАТА: нетИКАО: нетВнутр. кодЬУВД
Информация
Вид аэропорта военный
Страна Россия
Высота НУМ +211 м
Часовой пояс UTC+3
Карта
ЬУВД (Брянская область)
Точка
ЬУВД
аэродром на карте Брянской области
Взлётно-посадочные полосы
Номер Размеры (м) Покрытие
08/26 3100 × 56 бетон

Сеща — военный аэродром в Брянской области, расположенный вблизи посёлка Сеща.

История

Внешние изображения
Схема аэродрома

Строительство аэродрома для тяжёлой авиации было начато в 1931 году под руководством начальника строительства Аугуста Дусье, латыша, большевика с дореволюционным стажем).

С 1932 года на аэродроме базировалась 9-я тяжелобомбардировочная бригада (командир А. Я. Циэмгал (Цемгал) , комиссар Лосев Мендель Абрамович (с 1935 года), начальник штаба Шкурин Яков Степанович), к 1936 году укомплектованная крупнейшими довоенными бомбардировщиками ТБ-3Р. Полностью бригада называлась «9-я бригада имени 10-го Всесоюзного съезда Ленинского комсомола», пять входивших в неё эскадрилий носили имена Ворошилова, Кагановича, Кирова, Постышева и Косарева. С 1940 года на аэродроме размещалось управление 47-й смешанной авиационной дивизии и перебазирован 140-й скоростной бомбардировочный авиационный полк, вошедший в состав дивизии.

140-й скоростной бомбардировочный авиационный полк получил новые самолёты СБ и переучивался на них в течение года. В начале 1941 года полк получил Пе-2 и начал переучивание. Боевые действия в Великой Отечественной войне полк начал в составе 47-й смешанной авиадивизии с 23 июня 1941 года на западном направлении, в Белоруссии и Смоленской области[1].

В годы немецкой оккупации во время Великой Отечественной войны на Сещинском аэродроме действовало интернациональное подполье, о героях которого в 1964 году был снят четырёхсерийный художественный фильм «Вызываем огонь на себя». Благодаря деятельности подпольщиков аэродром был разрушен бомбовым ударом советской авиации осенью 1943 года.[2].

Аэродром имеет своеобразную форму: рулёжные дорожки построены по окружности диаметром около 2000 м. По состоянию на лето 1943 года аэродром имел две бетонные взлётно-посадочные полосы длиной 1670 и 820 м[3].

На аэродроме базируется 566-й военно-транспортный авиационный Солнечногорский Краснознаменный ордена Кутузова полк. На вооружении полка состоят самолёты Ан-124. Также на аэродроме базируется принадлежащая Министерству Обороны ОАО «Государственная авиакомпания „224 лётный отряд“», эксплуатирующая Ил-76 и самолёты 566-го военно-транспортного авиаполка.

В воздушной части Парада на Красной площади 9 мая регулярно принимают участие самолёты Ан-124-100 с аэродрома Сеща.

С 24.02.2022 с Аэродрома Сеща, взлетали истребители-бомбардировщики СУ-34 для бомбометания по территории Украины, в частности города Чернигов.

Происшествия

  • 21 декабря 1976 г. катастрофа самолёта Ан-22, аэродром Сеща, КК майор Ефремов В. А. При выполнении испытательного полёта с целью замера усилий в элементах проводки управления при максимальном отклонении рулей направления самолёт вошёл в глубокое скольжение. Пытаясь не потерять высоту, командир взял штурвал «на себя». Это привело к выходу самолёта на критические углы атаки и его перевороту. Самолёт падал с высоты примерно 6000 м на «спине», разрушаясь в воздухе. Экипаж погиб. Это был очередной этап войсковых испытаний без привлечения летчиков-испытателей. Экипаж подобрали сборный. Никто не мог предположить, как поведёт себя самолёт. Впоследствии угол отклонения рулей направления ограничили и лётчикам рекомендовали вообще при разворотах не пользоваться рулями направления, «Антею» вполне хватает элеронов.

Примечания

  1. 140 бап, гв. майор Кованев, майор Мекинян. Сведения о произведенной боевой работе 140 бап. Память народа. ЦАМО РФ (25 октября 1944). Дата обращения: 30 января 2021. Архивировано 3 февраля 2021 года.
  2. Аэродром Сеща, разрушенный бомбовым ударом. Аэрофотоснимок 11 октября 1943 года. (недоступная ссылка). Дата обращения: 10 февраля 2013. Архивировано 3 января 2014 года.
  3. Аэродром Сеща. Аэрофотоснимок 19 августа 1943 года. (недоступная ссылка). Дата обращения: 10 февраля 2013. Архивировано 1 февраля 2013 года.

См. также

Ссылки