Серафим (Александров)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
В Руниверсалис существуют статьи о других людях с именем Серафим и фамилией Александров.
Митрополит Серафим
Митрополит Серафим
Митрополит Казанской и Свияжский
11 августа 1933 — 15 ноября 1936
Предшественник Ириней (Шульмин) в/у
Преемник Венедикт (Плотников)
Митрополит Саратовский
15 июня 1928 — 11 августа 1933
Предшественник Фаддей (Успенский)
Преемник Афанасий (Малинин)
Митрополит Тверской и Кашинский
17 сентября 1918 — 15 июня 1928
Предшественник Серафим (Чичагов)
Преемник Фаддей (Успенский)
Епископ Старицкий,
викарий Тверской епархии
22 апреля 1918 — 29 ноября 1919
Предшественник Иоанн (Поммер)
Преемник Борис (Соколов)
Епископ Полоцкий и Витебский
19 марта — 22 апреля 1918
Предшественник Иннокентий (Ястребов)
Преемник Иоанн (Поммер)

Имя при рождении Дмитрий Александрович Александров
Рождение
село Никитино, Карсунский уезд, Симбирская губерния

Митрополит Серафим (в миру Дмитрий Александрович Александров; 19 (31) октября 1867, село Никитино, Карсунский уезд, Симбирская губерния — 2 декабря 1937, Кокчетав) — епископ Русской православной церкви, митрополит Казанской и Свияжский.

Биография

Родился 19 октября 1867 года в семье чиновника.

Окончил Саратовское духовное училище и Саратовскую духовную семинарию (1889). Участвовал в полемике со старообрядцами. С сентября 1889 года — помощник саратовского епархиального миссионера при Братстве Святого Креста.

По вступлении в брак в 1890 году рукоположён во диакона. В 1891 году рукоположён во священника к Михаило-Архангельскому храму в селе Широкий Буерак Хвалынского уезда[1].

С 1894 года — самарский епархиальный миссионер.

Организатор первых в России епархиальных миссионерских курсов (1897), составитель популярного пособия для бесед со старообрядцами, участник ежегодных встреч с ними на Нижегородской ярмарке, член Самарского епархиального училищного совета (1901), благочинный единоверческих храмов (1903)[1].

В 1906 году член 4-го отдела Предсоборного присутствия.

В 1908 году делегат IV Всероссийского миссионерского съезда[1].

С марта 1909 года настоятель витебского Рынково-Воскресенского храма, сверхштатный член Полоцкой духовной консистории.

С 1910 года оренбургский епархиальный противораскольнический миссионер.

С 1911 года протоиерей. В 1912 году делегат I Всероссийского единоверческого съезда. В 1913 году овдовел, дети: Маргарита, Владимир[1].

14 декабря 1914 года в Оренбурге хиротонисан во епископа Кустанайского, второго викария Оренбургской епархии. Хиротонию совершили епископ Оренбургский Мефодий (Герасимов) и викарный епископ Дионисий (Прозоровский). С 1915 года редактор неофициальной части «Оренбургских епархиальных ведомостей».

С 24 марта 1916 года — епископ Челябинский, первый викарий Оренбургской епархии. В июне 1916 года участвовал в торжествах канонизации митрополита Иоанна Тобольского.

С марта по ноябрь 1917 года временно управлял Екатеринбургской епархией вместо уволенного Временным правительством епископа Серафима (Голубятникова), отказавшегося признать Февральскую революцию.

Член Поместного собора 1917—1918 годов в Москве, участвовал во всех трёх сессиях, секретарь Соборного епископского совещания, заместитель председателя IX и X, член II, III, IV, V, VII, XVII отделов[1]. Во время обсуждения вопроса, «кто должен стоять во главе епархии — епархиальный собор или епархиальный архиерей» стал глашатаем «консерваторов», отстаивавшим первый вариант, однако оговорился, что не ратовал за единоличное управление епископа: должно быть единое соборное начало, но во главе этого соборного управления стоит епископ «как носитель божественной власти и силы, но власти, не господства, „не яко обладающе“, но власти — проявляющейся в пастырско-отеческом руководстве решительно всею жизнью Поместной Церкви, при содействии ему в том клира и мирян»[2].

С 19 марта 1918 года — епископ Полоцкий и Витебский.

22 апреля 1918 года был назначен епископом Старицким, викарием Тверской епархии.

С сентября 1918 года — временный управляющий Тверской епархией. С 1919 года — епископ Тверской и Кашинский.

В 1920 году арестован Тверской ГубЧК, через несколько дней отпущен.

С 1920 года — член Священного синода.

4 апреля 1922 года в Москве был арестован за «сопротивление изъятию церковных ценностей» и помещён во внутреннюю тюрьму ГПУ, а с июня 1922 года по февраль 1923 года находился в Бутырской тюрьме. После освобождения проживал в Москве без права выезда в Тверскую епархию.

В 1922 году возведён в сан архиепископа. Согласно воспоминаниям епископа Геврасия (Малинина), в сентябре 1923 года в Донском монастыре произошло совещание по вопросам переговоров и сближения с обновленцами и подготовки совместного Поместного собора, на котором присутствовало 27 «тихоновских» епископов и ближайшее окружение патриарха Тихона, на котором архиепископ Серафим убеждал всех, что ради необходимого мира с обновленцами придётся пойти на их условия, чтобы Патриарх сам отказался от Патриаршества, а обновленцы, якобы, потом восстановят его в «сущем сане». В конце своего доклада архиепископ Серафим заявил, что «очень желательно было бы присутствие на этом совещании архиепископа Феодора (Поздеевского), как авторитетного учёного и популярного в Москве святителя»[3].

Был известен своими частыми и последовательными контактами с ГПУ. На этот факт указывал митрополит Петр (Полянский); в письме 14 января 1926 года Евгению Тучкову он писал, что частые посещения митрополитом Серафимом ГПУ истолковывались в народе не в его пользу, и его «народная молва прозвала даже „Лубянским митрополитом“»[4]. Ещё ранее, в мае 1924 года, бывший обер-прокурор и ближайший сподвижник патриарха Тихона Александр Самарин в письме руководству РПЦЗ утверждал, что введение такого запятнавшего себя сотрудничеством с ГПУ человека, как Серафим, было нужно для дискредитации патриарха Тихона: «Патриарху были указаны лица, которых желали бы видеть его ближайшими сотрудниками. Это — СЕРАФИМ, арх[иепископ] Тверской (Александров), которого Вы, конечно, помните по Собору, и прот[оиерей] В. П. Виноградов, профессор Московской Духовной Академии. Вся Москва убеждена, что эти два лица являются тайными агентами ГПУ и проводниками всех его замыслов в Патриаршем управлении. Их близость с Тучковым, главным следователем по церковным делам в ГПУ, их постоянные визиты к Тучкову и таинственные совещания с ним, их поведение в Патриаршем управлении подтверждают это. <…> К сожалению, подобные случаи у нас нередки. ГПУ достигает таких результатов очень простыми приемами: человека хватают, томят его месяцами в тюрьме, выматывают ему всю душу допросами и угрозами и, наконец, предлагают свободу под условием сотрудничества. И многие против этого искушения не могут устоять. Арх[иепископ] СЕРАФИМ и прот[оиерей] ВИНОГРАДОВ в свое время много пострадали и, вероятно, купили свою свободу и безопасность подобными обещаниями. Так как всякое лицо, которое Патриарх пожелал бы ввести в свое управление вопреки желанию ГПУ, немедленно было бы арестовано, ему поневоле пришлось вести об этих назначениях предварительные переговоры с Тучковым»[5].

С 24 марта 1924 года — митрополит Тверской и Кашинский. 21 декабря 1925 года был арестован в Твери, но вскоре отпущен.

С 18 мая 1927 года — постоянный член Временного патриаршего Священного синода при митрополите Сергии (до «самоликвидации» в мае 1935 года).

С 15 июня 1928 года — митрополит Саратовский.

С 11 августа 1933 года — митрополит Казанский и Свияжский.

В 1933—1934 годы вёл работу по фиксации изменений в среде архиереев; датируемый 1934 года список обладает значительной полнотой: не упомянуты пять православных российских епископов: Памфил (Лясковский), Августин (Беляев), Дамаскин (Цедрик), Стефан (Адриашенко), Василий (Беляев), причём последний, скорее всего, по причине смерти. Примечательно, что в «Список» включены «непоминающие» епископы, в том числе и настроенные очень радикально, отрицавшие благодатность совершаемых в «сергиевской» Церкви таинств, при этом в «Списке» отсутствуют находившиеся в расколе обновленцы и григориане, даже поставленные до уклонения в раскол. Отсюда следует, что создатели списка, несмотря на запрещения в отношении «отделившихся», де-факто признавали их полноценными, благодатными архиереями, в отличие от григориан и обновленцев. Такого понимания и сейчас придерживается Русская православная церковь[6].

26 декабря 1935 года награждён правом преднесения креста за богослужением.

15 ноября 1936 года уволен на покой.

20 ноября 1936 года арестован в архиерейской квартире. 27 февраля 1937 года постановлением Особого совещания НКВД за содействие ранее репрессированным священникам приговорён к 3 годам ссылки в Северный Казахстан, где его поселили в городе Кустанае. 26 ноября 1937 года постановлением тройки УНКВД по Северо-Казахстанской области за «антисоветскую агитацию» приговорён к расстрелу и 2 декабря расстрелян на территории нынешней Кокшетауской и Акмолинской епархии.

Реабилитирован в 1989 году.

Известные адреса

  • Казань, улица Калинина, дом 66, кв. 1.[7]

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 27. Члены и делопроизводители Собора: биобиблиографический словарь / отв. ред. С. В. Чертков. — М.: Изд-во Новоспасского монастыря, 2020. — 664 с. — ISBN 978-5-87389-097-2.
  2. Всероссийский Церковный Собор 1917—1918 гг. (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 февраля 2011. Архивировано 19 февраля 2009 года.
  3. Источник. Дата обращения: 6 октября 2017. Архивировано 6 октября 2017 года.
  4. «Завещательное послание» Патриарха Тихона и «Декларация» заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия Архивная копия от 12 мая 2016 на Wayback Machine. Православие.Ru.
  5. ПАТРИАРШЕЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОГПУ (1923–1924 ГГ.): Выдержка из письма А. Д. Самарина деятелям Зарубежной Церкви с изложением событий церковной жизни в России Архивная копия от 3 августа 2017 на Wayback Machine // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2010. — Вып. 4 (37). — С. 57-69
  6. Состав иерархии Русской Православной Церкви в преддверии большого террора. Список архиереев из архивно-следственного дела Митрополита Серафима (Александрова) 1937 г. Архивная копия от 17 августа 2016 на Wayback Machine // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. — Вып. 3 (58). — С. 114—146.
  7. НА РТ, ф.Р732, оп.6, д.70, л. 17

Сочинения

  • Выступления на съезде Челябинского викариатства // ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 554. Л. 34-36а.
  • Письмо к В. Г. Рубцову // Тверской центр документации новейшей истории. Ф. 7849. Д. 8083-с. Л. 9.
  • Послания пастве // ГА Волгоградской обл. Ф. Р-3083. Оп. 1. Д. 21-22.
  • Катехизические поучения на Символ веры — в ограждение чад Православной Церкви от раскольнического суемудрия. — К., 1898.
  • О клятвах соборов 1656, 1666—1667 годов и единоверии. — Самара, 1900.
  • О посланничестве митрополита Амвросия. — СПб., 1902.
  • Критический разбор раскольничьего сочинения Усова. — СПб., 1904.
  • К вопросу о единоличном рукоположении. — Самара, 1904.
  • О таинстве покаяния. — СПб., 1905.
  • Об епитимьях. — СПб., 1906.
  • К вопросу о так называемой Белокриницкой иерархии. Самара, 1906.
  • Речи // и протоколы заседаний высочайше учрежденного Предсоборного присутствия (1906 г.). Т. 1-4. — СПб., 1906—1907; М., 2014.
  • К вопросу об «австрийском» или «белокриницком» священстве // Самарские епархиальные ведомости. 1906. — № 24.
  • К нашей полемике с старообрядцами // Самарские епархиальные ведомости. 1907. — № 20.
  • Примирение окружников с противуокружниками; Извлечение из отчета о состоянии раскола в епархии; Какие ереси, по указанию старопечатанных книг, содержат беспоповцы?; Вниманию духовенства Самарской епархии // Самарские епархиальные ведомости. 1908. — № 6/7. — С. 13, 17, 24.
  • Очерки новейшей полемики с расколом старообрядчества. — СПб., 1911.
  • Исправление книг в XVII столетии. — Оренбург, 1911.
  • К вопросу о мерах борьбы с хлыстовщиной; Присоединение к православию старообрядческого священника; К нашей полемике со старообрядцами; Миссионерские курсы в Челябинске; Миссионерские беседы в г. Оренбурге и ст. Сакмарской // Оренбургские епархиальные ведомости. 1911. — № 1, 5, 42, 46; 1912. — № 8.
  • О церкви Христовой (Против беспоповства). — СПб., 1912.
  • Беседы о «персидских мощах» у старообрядцев, приемлющих белокриницкое священство. — Оренбург, 1913.
  • «Австрийское священство». — Оренбург, 1913.
  • Речь на панихиде // Оренбургские епархиальные ведомости. № 40/41. — С. 749—752.
  • Речь при наречении во епископа // Церковные ведомости. Приб. 1915. — № 3.
  • Слова // Оренбургские епархиальные ведомости. 1915. — № 16, 31/32, 35/39.
  • Речь при открытии Земского собрания // Оренбургские епархиальные ведомости. Прил. 1916. — № 13.
  • Опровержение воззвания обновленческого Синода // Следственное дело Патриарха Тихона. — М., 2000. — С. 772—779.
  • Телеграмма М. В. Родзянко // Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. — М., 2008. — С. 232.
  • Письмо архиепископов Серафима (Александрова) и Тихона (Оболенского) на имя Патриарха Тихона об отношении к Зарубежному ВЦУ" // Новые документы по истории взаимоотношений между Патриархом Тихоном и Карловацким Синодом // Вестник ПСТГУ II, 2008 вып. II: 3(28). стр. 122—124

Ссылки