Септаккорд
Септакко́рд — аккорд, состоящий из четырёх звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям. Интервал между двумя крайними звуками септаккорда равен септиме, отсюда его название.
С точки зрения классической музыки, добавление к трезвучию четвёртого звука делает весь аккорд неустойчивым и диссонирующим, поэтому септаккорды часто использовались для придания музыке динамизма. В современной музыке септаккорды используются гораздо шире.
Звуки, или тоны, образующие септаккорд, именуются следующим образом: основной тон или «примовый» равен нижнему звуку септаккорда, терцовый равен звуку после основного тона, образует терцию. Квинтовый тон равен звуку после терцового тона, образует квинту вкупе с основным тоном, септимовый тон равен звуку после квинтового тона, вместе с основным тоном образует септиму, которая может быть малой, большой, и уменьшенной в зависимости от септаккорда.
Виды
По строению
Септаккорды различаются по типам трезвучий, лежащих в их основе, и по виду септимы между двумя крайними звуками. По этому признаку различаются следующие основные виды септаккордов:
Название | Трезвучие | Септима | Терции | Обозначение | Лад | Ступень извлечения в мажорном ладу | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1-я | 2-я | 3-я | ||||||
<score>\new Staff \with { \remove "Time_signature_engraver" } {
< c' e' g' b' >1 < c' es' g' b' >1 < c' e' gis' b' >1 < c' e' g' bes' >1 < c' es' g' bes' >1 < c' es' ges' bes' >1 < c' es' ges' beses' >1 } \addlyrics {"1" "2" "3" "4" "5" "6" "7"}</score> |
||||||||
1. Большой мажорный | мажорное | большая | Б | м | Б | Cmaj7, CM7, CΔ, CΔ7 | Тональный диатонический натуральный лад | 1, 4 |
2. Большой минорный | минорное | большая | м | Б | Б | Cmmaj7, CmM7, CmΔ, CmΔ7, C-Δ7 | Тональный диатонический натуральный лад | 6 |
3. Большой Увеличенный септаккорд | увеличенное | большая | Б | Б | м | C5+/maj7, Cmaj7 (♯5), C+M7, C+Δ7 | Тональный условно - диатонический гармонический лад | 1, 6 |
4. Малый мажорный (доминантсептаккорд) | мажорное | малая | Б | м | м | C7 | Тональный диатонический натуральный лад | 5 |
5. Малый минорный | минорное | малая | м | Б | м | Cm7, Cmin7, C-7 | Тональный диатонический натуральный лад | 2, 3, 6 |
6. Малый уменьшенный септаккорд | уменьшённое | малая | м | м | Б | CmØ, C-7 (♭5) Cm7-5 Cm7(b5) | Тональный условно - диатонический дважды гармонический лад | 2, 3, 4 |
7. Уменьшённый | уменьшённое | уменьшённая | м | м | м | C°7, Cdim7 | Тональный условно - диатонический дважды гармонический лад | 2 |
По расположению в ладу
Название | Терции | Обозначение | ||
---|---|---|---|---|
1-я | 2-я | 3-я | ||
<score>\new Staff \with { \remove "Time_signature_engraver" } {
< d' f' a' c >1 < g' b' d f >1 < b' d f a >1 }</score> | ||||
Септаккорд II ступени ― один из основных аккордов субдоминантовой функции. Этот аккорд и его обращения допускают разнообразные альтерации. В натуральном мажоре септаккорд II ступени по структуре «малый минорный», в гармоническом миноре и мажоре ― «малый с уменьшенной квинтой» | м | б | м | II7 |
Септаккорд V ступени (доминантсептаккорд) ― основной аккорд доминантовой функции, на разрешение которого опирается вся мажоро-минорная система ладов. Имеет структуру «малого мажорного септаккорда» | б | м | м | V7 |
Септаккорд VII ступени (вводный септаккорд) ― аккорд доминантовой группы, но более слабый, чем доминантсептаккорд. В гармоническом мажоре и миноре имеет структуру «уменьшенного септаккорда». В натуральном мажоре звучит как «малый с уменьшенной квинтой септаккорд» и
используется гораздо реже. Обозначения в гармоническом мажоре и миноре: умVII. Обозначение в натуральном мажоре: мVII. |
м | м | б | VII7 УмVII7 |
Септаккорды I, III, IV (в мажоре и в миноре без альтерации), а также VII натуральной в миноре и VI ступеней в классической гармонии используются редко и носят название «побочных»[1] или «секвенцаккордов».
Обращения
Обращение | Название аккорда | Состав | Обозначение |
---|---|---|---|
<score>\new Staff \with { \remove "Time_signature_engraver" } {
< c' e' g' b' >1 < e' g' b' c >1 < g' b' c e >1 < b' c e g >1 }</score> | |||
Основной аккорд | Септаккорд | б. 3 + м. 3 + б. 3 | Cmaj7 |
Первое | Квинтсекстаккорд | м. 3 + б. 3 + м. 2 | C65 |
Второе | Терцквартаккорд | б. 3 + м. 2 + б. 3 | C43 |
Третье | Секундаккорд | б. 2 + б. 3 + м. 3 | C2 |
См. также
Примечания
- ↑ Алексеев, Мясоедов, 1986, с. 162.
Литература
- Алексеев Б., Мясоедов А. §§ 70—71, 78—80 // Элементарная теория музыки. — М.: Музыка, 1986. — С. 144—148, 160—171. — 240 с.
- Септаккорд // Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4. — С. 926—927. — 976 с.
- Соловьёв Н. Ф. Септ-аккорды // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.