Секуляризм

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Секуляри́зм — концепция, согласно которой правительство и другие источники норм права должны существовать отдельно от любого типа религий. С одной стороны, секуляризм может означать свободу от религиозных законов и учений, и отсутствие принуждения к религиозному вероисповеданию со стороны государства и общества, которые должны быть нейтральными в вопросах религии. С другой стороны, секуляризм может означать концепцию о том, что деятельность людей, особенно политическая, должна быть основана на доказательствах и фактах и быть непредубеждённой вследствие религиозного вмешательства[1].

Современный секуляризм берёт начало в сочинениях античных философов, таких как Эпикур и Марк Аврелий, средневековых исламских и европейских мыслителей (Ибн Рушд, Марсилий Падуанский), философов эпохи Просвещения (Дидро, Вольтер, Томас Джефферсон, Бенджманин Франклин и др.).

Секуляризм не следует путать с атеизмом и индифферентизмом. Процесс секуляризма часто называют секуляризацией.

Причина возникновения секуляризма

Считается, что «научное объяснение феноменов, которые когда-то приписывались сверхъестественным силам» и «устранения влияния организованной религии» из таких сфер человеческой деятельности, как медицина, образование и искусство, дало толчок к секуляризму. Кроме того, бытует мнение, что конечным толчком к стремительному росту светскости стали сами церкви общепризнанного христианства. Некоторые латиноамериканские теологи развили теологию освобождения, смешивая католицизм с революционным марксизмом[2].

Секуляризм на практике существовал с древних времен. В таких обществах, как Древняя Греция, практиковался ограниченный секуляризм, в котором религия не участвовала в управлении, хотя она все еще была распространена в общественной жизни. Светские государства с мусульманским большинством существовали во времена Золотого века ислама.

В 1636 году Роджер Уильямс основал плантации Провиденса как поселение с полной свободой вероисповедания на территории современного Род-Айленда. Светским идеям был брошен решительный вызов религиозными лидерами и католической церковью в частности, что вызвало войну религиозной культуры. Во время Американской революции Томас Джефферсон и Джеймс Мэдисон внедрили идеи Джона Локка в правительство Соединенных Штатов, включая его секуляризм, хотя подлинно светское государство было создано только в 20 веке. Французский секуляризм в эпоху Просвещения был основан на галликанизме, который подчеркивал верховенство государства, а также антиклерикализм и материализм. Революционная Франция выступила против католического влияния в стране, и она ненадолго заменила христианство деистическим культом Разума.

Вариации

Секуляризм принимает различные формы с различными взглядами на то, где и как религия должна быть отделена от других аспектов общества. Люди любой религиозной конфессии могут поддерживать светское общество, но принятие секуляризма как идентичности обычно ассоциируется с нерелигиозными индивидами, включая атеистов. Политический секуляризм охватывает философские школы в секуляризме, которые рассматривают регулирование религии светским государством.[8] Религиозные меньшинства и нерелигиозные граждане в стране, как правило, поддерживают политический секуляризм, в то время как представители религии большинства, как правило, выступают против него. Светские националисты - это люди, которые поддерживают политический секуляризм внутри своего собственного государства.

Ученые выделяют по меньшей мере четыре разновидности политического секуляризма в обществе. Фундаменталистская форма враждебна религии и открыто выступает против нее. Гуманистическая форма безразлична к религии, и политические государства, "придерживающиеся принципов материализма, натурализма, гуманизма", следуют этому подходу. Считается, что либеральная форма более благожелательно относится к религиозным чувствам в целом, но не выступает ни против, ни предвзято по отношению к какому-либо конкретному. Некоторые ученые также рассматривают псевдосекуляризм, хотя этот термин используется в уничижительном смысле, как разновидность политического секуляризма, проявляющаяся в случаях, когда государство утверждает, что оно светское и безразлично или беспристрастно по отношению к религиям, но его политика отдает предпочтение определенной религии перед другими.

Есть много принципов, которые связаны с политическим секуляризмом. Как правило, это способствует юридическому равенству между людьми разных религий, выступая против правовой иерархии на основе религиозных убеждений или отсутствия религиозных убеждений. Это также связано с разделением церкви и государства, рассматривая их как две различные сущности, к которым следует относиться отдельно. Верховенство государства - это светский принцип, который поддерживает подчинение правительственному закону над религиозным законом, в то время как внутреннее принуждение - это светский принцип, который выступает против государственного контроля над личной жизнью человека. При политическом секуляризме правительство может навязывать людям то, как они действуют, но не то, во что они верят. Точно так же свобода мысли поддерживается секуляризмом. Секуляристы поддерживают порядок, в частности, в том, что нельзя позволять чьим-либо убеждениям нарушать гражданский мир. Религиозная терпимость поддерживается как по отношению к людям других религий, так и по отношению к недостатку благочестия, демонстрируемому представителями своей собственной религии. Политический секуляризм также поддерживает разум как добродетель. Секуляристы также поддерживают свободу от религии как расширение свободы вероисповедания.

Государственный секуляризм

В политическом плане секуляризм - это движение к отделению религии от правительства, часто называемое отделением церкви от государства. Это может относиться к сокращению связей между правительством и государственной религией, замене законов, основанных на Священных Писаниях (таких как Галаха, Дхармашастра и шариат) гражданскими законами и ликвидации дискриминации по признаку религии. Говорят, что это способствует укреплению демократии за счет защиты прав религиозных меньшинств. Отделение церкви от государства - одна из возможных стратегий, которую могут использовать светские правительства. От демократических до авторитарных, такие правительства разделяют стремление ограничить религиозную сторону в отношениях. Каждое государство может найти свои собственные уникальные политические предписания. Они могут включать разделение, тщательный мониторинг и регулирование организованной религии, как, например, во Франции, Турции и других странах.

В соответствии с верой в отделение церкви от государства, секуляристы, как правило, предпочитают, чтобы политики принимали решения по светским, а не религиозным причинам. В этом отношении политические решения, касающиеся таких тем, как контрацепция, исследования эмбриональных стволовых клеток, однополые браки и половое воспитание, находятся в центре внимания американских секуляристских организаций, таких как Исследовательский центр. Религиозные фундаменталисты часто выступают против светской формы правления, утверждая, что это противоречит характеру исторически религиозных наций, или ущемляет их права на самовыражение в публичной сфере. В Соединенных Штатах, например, благодаря таким усилиям слово "секуляризм" стало эквивалентом "антирелигиозности". Религиозные меньшинства, однако, часто поддерживают секуляризм как средство защиты своих прав от большинства.

Государственный секуляризм чаще всего ассоциируется с эпохой Просвещения в Европе, и он играет важную роль в западном обществе. Одними из наиболее известных примеров государств, считающихся "конституционно светскими", являются Соединенные Штаты, Франция.

По странам

Франция

Секуляризм во Франции берет начало в XVIII веке в годы борьбы с засильем католической Церкви[3]. Принцип секуляризма закреплен в Конституции Франции. С конца XVIII столетия запрещено преподавание религии в начальной школе[4]. Закон от 1881 года утверждает право на богохульство[a]. В начале XXI в. запрещено ношение в госучреждениях, включая школы, религиозных символов, таких как большого размера христианские кресты, еврейские кипы и мусульманские платки[3].

В министр образования Франции Жан-Мишель Бланке назвал секуляризм синонимом свободы и основой главных ценностей Французской республики, таких как свобода, равенство и братство[5].

Великобритания

По данным статистики, в Великобритании «в XIX веке почти все супружеские пары вступали в церковный брак», однако в 1971 году в церкви венчалось лишь 60 % молодых, а в 2000 году — всего 31 %[6].

См. также

Примечания

Комментарии

  1. Законом разрешено поносить и оскорблять любую религию, но запрещено вызывать вражду к верующим[3].

Сноски

  1. Kosmin, Barry A. Contemporary Secularity and Secularism. / Secularism & Secularity: Contemporary International Perspectives. Ed. Barry A. Kosmin and Ariela Keysar. Hartford, CT: Institute for the Study of Secularism in Society and Culture (ISSSC), 2007.
  2. Еволюція релігійної філософії XX ст — Refine. Дата обращения: 11 января 2013. Архивировано 27 апреля 2012 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 The beheading of a teacher will harden France’s belief in secularism. Дата обращения: 19 октября 2020. Архивировано 19 октября 2020 года.
  4. Ford, Caroline C. (2005), Divided houses: religion and gender in modern France, Cornell University Press, с. 6, ISBN 0801443679, <https://books.google.com/books?id=ZW5eFfumuYMC&dq>. Проверено 10 февраля 2012.  Архивная копия от 20 августа 2020 на Wayback Machine
  5. France teacher attack: Suspect 'asked pupils to point Samuel Paty out' Архивная копия от 21 октября 2020 на Wayback Machine, BBC, 18.10.2020
  6. God is Dead — Secularization in the West

Литература

Ссылки