Северное железнодорожное полукольцо Киева

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Северное железнодорожное полукольцо Киева — участок Киевского железнодорожного узла.

Перейти к шаблону «Северное ж/д полукольцо Киева» Северное ж/д полукольцо Киева
Нежинское (122 км), Гребёнковское (136 км) направления
30
0
Дарница
Харьковское шоссе
Южное полукольцо
Проспект Соборности
27
3
Киевская Русановка
ЛевобережнаяЛевобережная (станция метро)
Броварской проспект
24
6
Киев-Днепровский
22
8
Троещина
Троещина-2 BSicon TRAM.svg
20
10
Петровский железнодорожный мост через р. Днепр
Набережно-Рыбальская дорога
18
12
Оболонь
16
14
ПочайнаПочайна (станция метро)
Проспект Степана Бандеры
15
15
Зенит
На Вышгород
ул. Семёна Скляренко
12
18
Вышгородская
ул. Вышгородская
ул. Щусева
21
9
СырецСырец (станция метро)
ул. Жамбыла Жабаева
ул. Авиаконструктора Игоря Сикорского
23
7
РубежовскийБерестейская (станция метро)
Проспект Победы
6 Грушки
Коростенское направление (149 км)
Проспект Победы
144
5
СвятошиноСвятошин (станция метро)
Проспект Космонавта Комарова
145
4
Борщаговка BSicon TRAM.svg
146
3
Алмаз
146
3
Борщаговка-Техническая
Фастовское направление (57 км)
Южное полукольцо

История и описание

Длина 31 км. Первая очередь Северного железнодорожного полукольца была сооружена в начале XX века от станции Пост-Волынский, находящейся в начале ветки Коростеньского направления, до Киевского речного порта и промышленного района севернее Подола (ныне — Подольско-Куренёвский промрайон). Примечательно то, что, как и Южное железнодорожное полукольцо Киева, проложенное в долине реки Лыбедь, Северное прошло долиной реки Сырец, лежащей вдали от жилой застройки, среди лесопарков и оврагов; в районе Куренёвки ветка выходит в городскую застройку, по Куренёвскому (через Вышгородскую улицу) и Старозабарскому (через Автозаводскую улицу) путепроводам и насыпи пересекает Куренёвку, далее следует через Подольско-Куренёвский промрайон к станции Почайна и ответвлениям в сторону речного порта и промышленных предприятий на севере Подола.

Вторая очередь Северного железнодорожного полукольца была сооружена уже при советской власти к 1929 году, в едином комплексе с Петровским железнодорожным мостом. Линия была построена вначале однопутной, а в 1931—1932 годах[1][2] был проложен второй путь практически на всём участке, за исключением моста через Днепр. От станции Почайна ветка проходит через юг Оболони, пересекает Днепр и Десёнку по Петровскому железнодорожному мосту, следует через Русановские сады (в которых с 1930-х по 1960-х планировалось сооружение разъезда и строительство ветки на северо-восток, следы строительства остались в планировке улиц дачного посёлка[3]), по прямой продолжается на юг, где смыкается с Южным полукольцом и завершается пассажирской и сортировочной узловой станцией Дарница.

Все перегоны на полукольце двухпутные, за исключением Петровского моста, электрифицированы в 1969 году. В настоящее время северное полукольцо используется исключительно для грузового транзита через основной киевский железнодорожный узел — так, поезда, следующие с Фастовского и Коростеньского направлений по Северному полукольцу обходят перегруженный участок Киев-Волынский — Дарница, попадая сразу на станцию Дарница. По состоянию на 2017 год движение пассажирских поездов дальнего следования полностью отсутствует.

Северное полукольцо.gif

Список остановочных пунктов

Пересадочные узлы

Интересные факты

  • До 1932 года полукольцо было однопутным;
  • Платформа Сырец до 1972 года располагалась севернее нынешней, около пересечения железной дороги и Сырецкой улицы. Была перенесена к современному месту после прокладки второго пути, разъезд был демонтирован. На старом месте остались технические строения платформы;
  • До 1960-х годов в месте пересечения железной дороги и Тираспольского шоссе (ныне — улица Сальского) существовал железнодорожный переезд. После прокладки в 1950-х улиц Академика Щусева и Стеценко был закрыт.

См. также

Ссылки

Официальный сайт Юго-Западной железной дороги

Примечания

  1. Схема Юго-Западных ж. д. — 1931.
  2. Карта Юго-Западных жел. дорог. Чертёжная отдела пути. — 1932. — сентябрь.
  3. Интересный Киев — Захоплюючий Київ — Старые генеральные планы Киева. Дата обращения: 15 января 2011. Архивировано 25 августа 2010 года.