Севастопольская военно-морская база

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Севастопольская военно-морская база
СевВМБ
Эмблема Черноморского флота ВМФ России.Эмблема Черноморского флота ВМФ России.
Страна  Россия
Подчинение Командующий Черноморским флотом
Входит в Черноморский флот
Тип военно-морская база
Дислокация Севастополь, Республика Крым

Севастопольская военно-морская база — главная военно-морская база Черноморского флота ВМФ ВС России.

История военно-морской базы

Русская эскадра на Севастопольском рейде. Айвазовский, 1846 год
Севастополь в 1918 году

Севастопольская военно-морская база - это важный военный объект, расположенный на черноморском побережье Крымского полуострова. История военно-морской базы восходит к концу XVIII века, когда Российская империя присоединила Крым и построила порт, чтобы установить сильное военно-морское присутствие в регионе.[1]

Строительство Севастопольского порта началось в 1772 году во время русско-турецкой войны (1768-1774) и было завершено в 1783 году. 13 мая 1783 года первые одиннадцать кораблей Российского императорского флота прибыли в Севастопольскую бухту, положив начало долгой и богатой истории военно-морской базы.[1]

Во время Крымской войны (1853-1856 гг.) Черноморский флот вёл активные боевые действия на море — обеспечивал переброску, снабжение и артиллерийскую поддержку русских войск на Кавказском побережье, успешно боролся с турецким военным и торговым флотом, вёл бои с отдельными паровыми кораблями коалиции, проводил обстрелы их лагерей и артиллерийскую поддержку своих войск. В июне — июле 1854 года превосходящие силы флота союзников (Англия, Франция, Турция и Сардиния) — 34 линейных корабля и 55 фрегатов (в том числе большинство паровых) блокировали русский флот (14 линейных парусных кораблей, 6 фрегатов и 6 пароходо-фрегатов) в бухте Севастополя. 9 (21) сентября 1854 года на военном совете, было принято решение: затопить на входе в бухту самые старые корабли — 5 линейных кораблей и 2 фрегата — и употребить их артиллерию и команду для усиления гарнизона. Оборона Севастополя длилась 349 дней. Хотя в результате русские войска отошли на Северную сторону, они оставили противнику одни развалины. Город частично был оккупирован союзными войсками с 30 августа 1855 по 23 июня 1856 года.

В первый день Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года город подвергся бомбардировке немецкой авиации[2], целью которой было минировать с воздуха бухты, блокировать флот. План был сорван зенитной и корабельной артиллерией Черноморского флота. Налеты на город и корабли продолжались в Севастополе ежедневно. Немецкие войска вторглись в Крым 20 октября 1941 года и уже 30 октября подошли к окраинам Севастополя. Сухопутных частей в городе не оставалось, защита осуществлялась силами морской пехоты Черноморского флота, береговыми батареями, отдельными (учебными, артиллерийскими, зенитными) подразделениями при огневой поддержке кораблей. 9—10 ноября вермахту удалось полностью окружить город с суши. Оборона города продолжалась 250 дней до 4 июля 1942 года[3].

9 мая 1944 года в результате Крымской наступательной операции, город был освобожден от немецко-фашистских войск. В июле-ноябре 1944 года велось сплошное траление бухты (ликвидировано 12 мин), в это же время 2 корабля подорвались на минах и отмечен 1 самоподрыв мины. Затем проводилось контрольное бомбометание, от которого сдетонировала ещё 1 мина. С поступлением на вооружение новых противоминных и водолазных средств с 1950 по 1953 года проводилось новое сплошное обследование всех бухт Севастополя, выявившее 24 мины.[4]

Акватория

Севастопольская военно-морская база полностью расположена на административной территории города-героя Севастополя. Имеет несколько причалов, расположенных в нескольких бухтах Севастополя — Северной, Южной, Карантинной и другие.

Боновое заграждение

Вход в Северную бухту с моря до 1990-х годов защищался противолодочным и противокатерным боно-сетевым заграждением (БСЗ) для защиты от торпед, выпущенных с подводной лодки, и против прорыва в бухту торпедных катеров. Первая линия противокатерных бон с двумя концевыми противоторпедными сетями была поставлена в 1954 году; вторая линия состояла из 15 противоторпедных сетей, но не доходила полностью до берегов бухты, а крайние полотнища сетей, протяжённостью 70 метров, не достигали дна бухты — у южного берега (Александровский мыс) на 3—6 метров при глубине в этом месте 6—9 метров, у северного берега (Константиновский мыс) — на 4—6 метров при глубине 6—11 метров. Первая линия боно-сетевого заграждения состояла из чередующихся шпал и рейдовых бочек. Секции сетевого заграждения второй линии, составленные из колец малого диаметра, имели массу 2—3 тонны, длину 70 метров и глубину до 15 метров каждая. Общая протяжённость сетевого заграждения во второй линии составляла 1220 м[5].

В середине сетевого заграждения были предусмотрены ворота шириной 140 метров (при глубине моря в этом месте 18 м). Ворота первой линии также имели ширину 140 метров и закрывались боковыми воротами при помощи дежурного буксира (ворота открывались и закрывались с разрешения оперативного дежурного штаба флота по приказанию оперативного дежурного дивизии кораблей охраны водного района (ОВР) через командный пункт управления районом. В светлое время суток ворота заграждения должны были находиться открытыми. Их закрытие должно было производится: полностью — по приказанию командира дивизии ОВРа, частичное (только ворота первой линии в светлое время суток) — по приказанию оперативного дежурного штаба дивизии ОВРа. Закрытие на «малый проход» для катеров в тёмное время суток выполнялось только по приказанию оперативного дежурного штаба дивизии ОВРа с разрешения оперативного дежурного штаба флота. В тёмное время суток ворота боковых и сетевых заграждений должны были быть закрытыми и открываться полностью только с разрешения оперативного дежурного штаба флота, согласно приказу по флоту. Однако по причине большого движения кораблей и плавсредств и слабого контроля со стороны оперативно-дежурной службы боковые ворота часто оставались открытыми. Наблюдения за заграждением производились днём и ночью с Константиновского рейдового поста, при штормовой погоде ночью линии заграждения освещались прожекторами[6].

Система базирования

Севастопольская бухта

Минная стенка

Минная стенка или Минный причал расположена на северо-западном берегу Южной бухты Севастополя, южнее Графской пристани. Ещё до Революции 1917 года здесь швартовались эскадренные миноносцы Минной бригады Черноморского флота. В начале 1950-х годов на месте дощатого Минного причала был построен новый причал с твёрдым покрытием. Причальную линию новой Минной стенки (причалы № 84 и 85[7]) заняли корабли 187-й бригады эскадренных миноносцев эскадры ЧФ. К Минной стенке ведёт широкая лестница-спуск со стороны улицы Ленина[8].

Бочки

Причалы Северной стороны

12-й, 13-й, 14-й, 15-й причалы

После Великой Отечественной войны в связи с численным увеличением корабельного состава Эскадры Черноморского флота, потребовались новые места для стоянки кораблей. Для этого на участке скалистого берега Северной стороны между Севастопольским доком и бухтой Голландия флот приступил к строительству 12-го, 13-го и 14-го причалов. Были построены причалы и создана необходимая инфраструктура: портальный кран (для погрузки ракет), здание ремонтной мастерской, музей, оборудованы подъездные пути. Корабли 2-го ранга 21-й бригады противолодочных кораблей швартовались у 14-го причала, ракетные корабли из состава 150-й бригады ракетных кораблей швартовались у 12-го причала[9].

Нефтяная гавань

Куриная стенка

Между Инженерной и Доковыми бухтами находятся причалы № 7 и № 8 так называемой Куриной стенки или пристани. Здесь ранее базировались малые ракетные корабли 166-го Краснознамённого Новороссийского дивизиона малых ракетных кораблей[10]. .

Килен-бухта

Угольная пристань

Другие бухты

Карантинная бухта

В Карантинной бухте на четырёх причалах базируются ракетные катера проекта 1241.

Стрелецкая бухта

Балаклавская бухта

До 1990-х годов в Балаклавской бухте базировались дизель-электрические подводные лодки 27-й и 155-й бригад подводных лодок ЧФ.

Корабли и суда, дислоцированные в Севастополе

Северная бухта

30-я дивизия надводных кораблей
11-я бригада противолодочных кораблей
197-я бригада десантных кораблей
400-й дивизион противолодочных кораблей
166-й Новороссийский дивизион малых ракетных кораблей
  • РКВП «Бора». Бортовой номер — 615
  • РКВП «Самум». Бортовой номер — 616
  • МРК «Штиль». Бортовой номер — 620
  • МРК «Мираж». Бортовой номер — 617

Южная бухта

418-й дивизион тральщиков
247-й отдельный дивизион подводных лодок

Карантинная бухта

295-й Сулинский дивизион ракетных катеров
  • РКА «Р-60». Бортовой номер — 955
  • РКА «Р-239». Бортовой номер — 953
  • РКА «Р-109». Бортовой номер — 952
  • РКА «Р-71». Бортовой номер — 962
  • РКА «Ивановец». Бортовой номер — 954
  • КВМ-332
  • КВМ-702
  • БУК-645. Бортовой номер — 645
  • ТЛ-857 (торпедолов). Бортовой номер — 857

Командиры базы

Базой в различное время командовали[11]:

Примечания

  1. 1,0 1,1 Flottenstützpunkt Sewastopol (нем.) ?. Дата обращения: 26 ноября 2018.
  2. Сетевое издание «ТВ Центр — Москва» (www.tvc.ru)/ «Севастополь одним из первых встретил врага: как началась война в Крыму».. Дата обращения: 23 июня 2020. Архивировано 26 июня 2020 года.
  3. "Нас не слышит земля": 250 дней и ночей обороны Севастополя. ТАСС (4 июля 2017). Дата обращения: 18 мая 2023.
  4. Шубочкин Е., Колпаков А., Коржавин Б. Гибель ЛК «Новороссийск»: мина маловероятна. // Морской сборник. — 1992. — № 10. — С.57—61.
  5. Каржавин, Б. А., 1991, с. 28.
  6. Каржавин, Б. А., 1991, с. 28—29.
  7. Загорский, В. В., 1997, с. 42.
  8. Касатонов, И. В., 2009, с. 299—302.
  9. Касатонов, И. В., 2009, с. 302, 304.
  10. Костриченко В. В. 41-я бригада ракетных катеров // Тайфун : альманах. — 2000. — Вып. 28, № 9. — С. 24—28.
  11. Российский Черноморский флот, 2008, с. 433.

Литература

  • Загорский, В. В. 1. Навигационные аварии (Спецвыпуск альманаха «Очерки военно-морской истории») // Аварии и катастрофы ВМФ СССР (1975—1996). — Харьков, 1997.
  • Каржавин, Б. А. Тайна гибели линкора «Новороссийск». — СПб.: Политехника, 1991. — 271 с. — 2500 экз. — ISBN 5-7325-0086-3.
  • Касатонов, И. В. Сорок лет 30-й дивизии Черноморского флота: через все эпохи и потрясения. — М.: Вагриус, 2009. — 352 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9697-0754-2.
  • Костриченко, В. В., Айзенберг, Б. А. 3. Пожары и взрывы // ВМФ СССР и России. Аварии и катастрофы. — Харьков, 1998. — 1000 экз.
  • Российский Черноморский флот. Исторический очерк / вице-адмирал А. Д. Клецков. — Симферополь: ДИАЙПИ, 2008. — 728 с. — 4000 экз.

Ссылки