Сеанс (журнал)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Сеанс
Seance logo.png
Специализация киноведческий журнал
Периодичность ежеквартальный
Язык русский
Адрес редакции 197101, Санкт-Петербург,
Каменноостровский проспект, 10
Главный редактор Василий Степанов
Страна  СССР
 Россия
Издатель «Сеанс»
Дата основания 1990
ISSN печатной версии 0136-0108
Веб-сайт seance.ru

«Сеанс» — чёрно-белый журнал о кино, издаётся в Санкт-Петербурге. Основан в 1989 году Любовью Аркус и Александром Голутвой. Выходил два раза в год с 1990 года, с 1997 по 2004 год выпуск издания был приостановлен. С 2017 года выходит ежеквартально. С 2020 года главным редактором является Василий Степанов.

История

Журнал «Сеанс» был создан в 1989 году по инициативе Любови Аркус при поддержке директора киностудии «Ленфильм» Александра Голутвы[1][2].

Первый номер вышел в мае 1990 года[1]. С 1994 года «Сеанс» начал издательскую, а с 1997 года — научно-исследовательскую деятельность. Издание журнала было приостановлено на 6 лет и возобновилось в 2004 году.

По предложению Константина Эрнста с 2006 по 2013 год «Сеанс» являлся соавтором и консультантом программы «Закрытый показ» Александра Гордона[3].

С 2008 года «Сеанс» совместно с продюсером Артёмом Васильевым инициировал работу над проектом «Кино открытого действия» — серией роликов социальной рекламы, посвященной детям, находящимся в различных группах риска. Были проведены съёмки трех пилотов[неизвестный термин], которые осуществили продюсер Артём Васильев, режиссёры Сергей Бодров-старший, Павел Костомаров и Александр Расторгуев, операторы Алишер Хамидходжаев и Фёдор Лясс, звукорежиссёр Максим Беловолов, актеры Артур Смольянинов и Максим Лагашкин[4].

В апреле 2014 года «Сеанс» провёл первую в Санкт-Петербурге Ретроспективу Стэнли Кубрика, в рамках которой в кинотеатре «Аврора» было показано четыре фильма Кубрика, а гостем Ретроспективы стал продюсер Ян Харлан[5]. В сентябре 2014 года «Сеанс» совместно с CoolConnections организовал в рамках кинофестиваля «Амфест» первую в России Ретроспективу Уэса Андерсона, которая прошла в пяти городах[6].

Главный редактор «Сеанс» Василий Степанов в Ельцин-центре, 9 октября 2022 года

В июле 2020 года был выпущен юбилейный 75-й номер журнала[7]. Параллельно с печатной версией в формате толстых черно-белых тематических двойных номеров «Сеанс» существует в режиме онлайн: Seance.ru — ежедневный портал о кино и культуре. В качестве приложения к сайту и печатному номеру с 2012 года начали активно развиваться паблики журнала «Сеанс» в социальных сетях.

Темы и авторы

По характеристике кинокритика Зинаиды Пронченко, «если в середине 2010-х „Сеанс“ казался слишком хитро устроенным для здравого смысла», то в 2020-х он оказался на передовой борьбы за здравый смысл[8].

Статьи в журнале посвящены актуальным событиям в российском и мировом кино, а через их интерпретацию — в современном обществе и культуре[1].

Авторы журнала — Аркадий Ипполитов, Олег Ковалов, Татьяна Москвина, Константин Мурзенко, Андрей Плахов, Дмитрий Савельев, Авдотья Смирнова, Михаил Трофименков, Илья Осколков-Ценципер, Алексей Гусев, Константин Шавловский, Василий Степанов, Лилия Шитенбург, Мария Кувшинова, Борис Нелепо, Алексей Васильев. Среди авторов не только профессиональные киноведы и кинокритики, но и философы, искусствоведы, литературоведы и писатели. Статьи для «Сеанса» писали Михаил Ямпольский, Виктор Топоров, Александр Секацкий, Наталья Трауберг, Екатерина Андреева, Елена Фанайлова, Самуил Лурье, Дмитрий Быков и другие[2].

Журнал быстро зарекомендовал себя как серьёзное искусствоведческое издание. Подводя итоги последнего десятилетия XX века, Дмитрий Быков назвал «Сеанс» «главным синефильским журналом 90-х» и охарактеризовал позицию его авторов как «исключительно эстетскую», поскольку «для них жизнь — только тема искусства и существует в их сознании лишь в той степени, в какой этим искусством запечатлена»[9]. По мнению Глеба Морева, «Сеанс» «объединил новую кино- и арт-критику с новой литературой и журналистикой» и оказался «едва ли не единственным журнальным проектом 90-х, сочетавшим петербургскую разборчивость с доскональным знанием контекста и ясным пониманием задач»[10].

Издательство

В 1993 году при журнале было основано издательство «Сеанс», выпускающее сборники сценариев (серия «Библиотека кинодраматурга»), монографии о режиссёрах, книги о кино.

В 1994 году вышла первая книга — «Сокуров»[11] — сборник творческих материалов и критических статей, посвящённый работам режиссёра Александра Сокурова.

В 2000—2005 годах усилиями «Сеанса» была создана семитомная энциклопедия «Новейшая история отечественного кино», охватывающая «переходный период от Горбачёва до Путина»[1].

С 2004 по 2014 год издательством «Сеанс» было выпущено более 50 книг о кино, искусстве и истории[12]. К 2020-му число опубликованных изданий превысило 100[13].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Елена Фанайлова. Сеанс длится 20 лет. Радио «Свобода» (14 марта 2010). Дата обращения: 17 мая 2012. Архивировано 12 сентября 2012 года.
  2. 2,0 2,1 Редакция журнала «Сеанс». «Сеанс». Дата обращения: 17 мая 2012. Архивировано 12 сентября 2012 года.
  3. Телеведущий Александр Гордон: «Хватит доставлять зрителю удовольствие!». Дата обращения: 3 июля 2012. Архивировано 11 мая 2013 года.
  4. Кино открытого действия. Дата обращения: 3 июля 2012. Архивировано 19 декабря 2011 года.
  5. Официальный сайт Ретроспективы Стэнли Кубрика (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 октября 2014. Архивировано 20 июля 2014 года.
  6. Официальный сайт Ретроспективы Уэса Андерсона (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 октября 2014. Архивировано 6 октября 2014 года.
  7. «Мы делаем “Сеанс” для себя». Lenizdat (23 августа 2020). Дата обращения: 2 декабря 2022.
  8. Анисимова, Е., Пронченко, З. «Без "Сеанса" не было бы любви» — кинокритик Зинаида Пронченко о лучшем черно-белом журнале о кино. «Собака» (5 августа 2021). Дата обращения: 1 декабря 2022.
  9. Дмитрий Быков. 90-е. Сады скорпиона. «Искусство кино» (№ 1, январь 2001). Дата обращения: 17 мая 2012. Архивировано 12 сентября 2012 года.
  10. Глеб Морев. На фоне глянца. «Русский журнал» (24 апреля 2000). Дата обращения: 17 мая 2012. Архивировано 9 июня 2011 года.
  11. Книга «Сокуров», 1994. Дата обращения: 2 июля 2012. Архивировано 20 сентября 2012 года.
  12. Книги издательства «Сеанс». «Сеанс». Дата обращения: 17 мая 2012. Архивировано 12 сентября 2012 года.
  13. «Искусство кино» VS «Сеанс»: кто стал главным киножурналом в России?. SygMa (18 июня 2020). Дата обращения: 1 декабря 2022.

Ссылки