Святочные рассказы (Лесков)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Святочные рассказы
Жанр сборник рассказов
Автор Николай Лесков
Язык оригинала русский
Дата первой публикации 1886

«Святочные рассказы» — цикл рассказов русского писателя Николая Лескова, написанных в 18821886 годах. Впервые книга вышла в 1886 году[1].

Состав

  • «Жемчужное ожерелье»
  • «Неразменный рубль»
  • «Зверь»
  • «Приведение в инженерном замке»
  • «Отборное зерно»
  • «Обман» («Ветренники»)
  • «Штопальщик» («Московский козырь»)
  • «Жидовская кувырколлегия»
  • «Дух госпожи Жанлис»
  • «Старый гений»
  • «Путешествие с нигилистом»
  • «Маленькая ошибка»

Художественные особенности

От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера – от рождества до крещения, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и наконец – чтобы он оканчивался неизменно весело. В жизни таких событий бывает не много, и потому автор неволит себя выдумывать и сочинять фабулу, подходящую к программе. А через это в святочных рассказах и замечается большая деланность и однообразие[2].

В одном из писем Лесков так писал о святочных рассказах: «Форма рождественского рассказа сильно поизносилась. Она была возведена в перл в Англии Диккенсом. У нас не было хороших рождественских рассказов с Гоголя до "Запечатленного ангела". В предисловии к сборнику Лесков писал: «Из этих рассказов только немногие имеют элемент чудесного — в смысле сверхчувственного и таинственного. В прочих причудливое или загадочное имеет свои основания не в сверхъестественном или сверхчувственном, а истекает из свойств русского духа и тех общественных веяний, в которых для многих, – и в том числе для самого автора, написавшего эти рассказы, заключается значительная доля странного и удивительного». Хотя Дмитрий Лихачёв из-за сборника Лескова называл его «русским Диккенсом», Сергей Дмитриенко отмечает, что хотя Лесков развивает Диккенса не менее остро передава<я> проблемы социального неравенства и несправедливости показыва<я> актуальные явления российского общества, Лесков часто отступает от канонов Диккенса и рождественского рассказа, игнорируя такие требования, как «совершенно неожиданный весёлый конец» и «чтобы <рассказ> оканчивался неизменно весело»[2].

По мнению Д. С. Мирского, цикл входит в число написанных в 1880-е годы «самых роскошных, самых оригинальных его рассказов», в которых наиболее ярко проявилось использование характерной для Лескова техники сказа[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Д. П. Святополк-Мирский. История русской литературы. — Новосибирск: Свиньин и сыновья, 2005. — ISBN 5-985-02019-3.
  2. 2,0 2,1 О святочных рассказах Н.С. Лескова — Орловский объединенный государственный литературный музей И.С. Тургенева