Святополк Изяславич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Святополк Изяславич
Фреска с изображением Святополка Изяславича из композиции "Древо российских государей", Новоспасский монастырь, XVII в.Фреска с изображением Святополка Изяславича из композиции "Древо российских государей", Новоспасский монастырь, XVII в.
Seal of Sviatopolk II of Kiev (drawing).svg
1069 — 1071
Предшественник Мстислав Изяславич[1]
Преемник Всеслав Брячиславич Вещий
1078 — 1088
Предшественник Глеб Святославич
Преемник Мстислав Владимирович Великий
1088 — 1093
Предшественник Ярополк Изяславич
Преемник Вячеслав Ярополчич
1093 — 1113
Предшественник Всеволод Ярославич
Преемник Владимир Всеволодович Мономах

Дата рождения 8 ноября 1050(1050-11-08)
Дата смерти 16 апреля 1113(1113-04-16) (62 года)
Место смерти Вышгород
Род Рюриковичи
Отец Изяслав Ярославич

Святопо́лк (Михаи́л) Изясла́вич (8 ноября[2] 1050 — 16 апреля 1113) — князь полоцкий (10691071), новгородский (10781088), туровский (10881093), великий князь киевский (1093—1113). Сын великого князя киевского Изяслава Ярославича (возможно незаконнорождённый[3]).

Ранняя биография

В 1069 году отец посадил Святополка в Полоцке на место умершего Мстислава[1]. В 1071 году Всеслав Брячиславич, прежний князь Полоцкий, вернул себе волость. Можно предположить, что следующие два года Святополк провёл с отцом в Киеве, а потом разделил его изгнание. Уже после возвращения Изяслава в Киев зимой 1078 года Святополк ходил вместе с Владимиром Мономахом к Полоцку и сжёг его посады, а затем занял место убитого в Заволочье Глеба Святославича в Новгороде. В 1088 году перешёл в Туров, часть вотчины убитого Ярополка Изяславича, уступив место в Новгороде внуку Всеволода Ярославича, Мстиславу.

Великое княжение

Вокняжение Святополка II в Полоцке, Всеслав Чародей бежит из Полоцка[4]

После смерти великого князя Всеволода Ярославича (1093) его сын Владимир Мономах, первым оказавшийся у гроба умершего князя, решил не пытаться занять престол, чтобы избежать борьбы со Святополком. Святополк приехал из Турова, где до этого княжил, в Киев 24 апреля.

Узнавшие о смерти киевского князя половцы вторглись на Русь и направили к Святополку послов. Святополк захватил их, посоветовавшись лишь с младшими дружинниками, пришедшими с ним из Турова, не прибегая к советам киевских бояр, и вывел войска им навстречу на р. Стугну вместе с Владимиром Мономахом и его братом Ростиславом. Владимир советовал разместиться за водной преградой и выиграть время (Пока за рекою стоим, грозной силой, заключим мир с ними), но Святополк настоял на переправе через Стугну. В битве на Стугне 26 мая русские потерпели жестокое поражение, многие утонули в реке во время бегства, в том числе Ростислав Всеволодович. Святополк уже только киевскими силами вышел навстречу врагам и 23 июля сразился с ними на Желани, снова проиграл, но затем вместе с Мономахом ещё раз бился с половцами у Халепа. Итог сражения неизвестен, но после него в 1094 году заключил мир с половцами и взял в жёны дочь половецкого хана Тугоркана.

В 1096 году Святополк помогал Владимиру Мономаху в его борьбе против Олега Святославича. Совместными усилиями Олег был изгнан из Чернигова и Стародуба. Воспользовавшись отсутствием основных русских сил у южных границ, Боняк со множеством половцев атаковал земли вокруг Киева и сжёг княжеский двор в Берестове, Куря сжёг Устье на левобережье Днепра, затем Тугоркан 30 мая осадил Переяславль. 19 июля Святополк и Владимир разгромили его на Трубеже, погибли сам хан Тугоркан, его сын и многие другие ханы. 20 июля хан Боняк во второй раз пришёл к Киеву и сжёг всю низину и предгорье. После половцы бросились на киевские монастыри — Стефанов, Германов и Печорский — и, разграбив их, ушли обратно в степь.

В 1096—1097 годах завершилась ожесточённая борьба на востоке Руси между Олегом Святославичем и Владимиром Мономахом, за которого сражались новгородцы во главе с его старшим сыном Мстиславом и половцы. Любечский съезд в 1097 году вернул Святославичам наследство их отца и закрепил остальные земли за их текущими владельцами. Таким образом, непосредственная власть Святополка продолжала ограничиваться Киевом и Туровом.

Владения Святополка (зелёным) и Мономаха (розовым) в правление Святополка. Светлым оттенком показаны земли, потерянные Мономахом (1097) и приобретённые Святополком (1100)

Междоусобица на западе Руси началась почти сразу после Любечского съезда с ослепления Василька Ростиславича теребовльского Давыдом Игоревичем волынским. Когда Давыд и Олег Святославичи и Владимир Мономах собрались на съезд в Городце и потребовали от Святополка наказать Давыда, Святополк едва не лишился киевского престола (1098). Выгнав же Давыда с Волыни, Святополк попытался овладеть и землями Ростиславичей, но безуспешно: его войска были разбиты на Рожном поле, а его союзник, венгерский король Кальман I Книжник — в сражении на Вагре (1099). По решению съезда в Уветичах Святополк получил Волынь, Давыд — Дорогобуж. Вскоре в киевской тюрьме умер родной племянник Святополка Ярослав Ярополчич, попытавшийся претендовать на какие-то владения на Волыни.

В 1102 году Святополк захотел отправить на княжение в Новгород своего сына Ярослава, что соответствовало бы сложившейся двухвековой традиции. Однако новгородцы настояли на кандидатуре Мстислава, сына Владимира Мономаха, и ответили Святополку: если у твоего сына две головы, отправляй его к нам.

В 1104 году произошёл последний за период правления Святополка внутриполитический инцидент: киевский воевода Путята Вышатич, Ярополк Владимирович, Олег Святославич и Давыд Всеславич ходили на Глеба Всеславича минского.

Победы над половцами

Весной 1103 года Святополк и Владимир собрались на совет в Долобске, где было принято беспрецедентное[5] решение о первом походе против половцев в степь, ставшим первым в целой серии походов, переломивших ход русско-половецкого противостояния и перенёсших его на территорию степей. В 1103 году половцы были разгромлены на Сутени, в 1107 году были разбиты Боняк и Шарукан на Суле, в 1111 году Святополк, Давыд и Владимир вторглись в земли верховий Донца, взяли города Шарукань и Сугров, а затем разгромили половцев на Салнице.

Смерть

После Пасхи 1113 года Святополк по одной версии был отравлен, по другой разболелся и скончался 16 апреля. Дружина и бояре оплакали его и погребли в церкви св. Михаила в Киеве.

Татищев так характеризует Святополка:

Сей князь был ростом высок, сух, волосы черноватые и прямые, борода долгая, зрение острое. Читатель был книг и вельми памятлив… К войне не был охотник и хоть на кого скоро сердился, скоро и запамятовал. При том был восьми сребролюбив и скуп.

Святополк умер в Вышгороде и был похоронен в киевской церкви святого Михаила. После его смерти в Киеве произошло народное восстание, в ходе которого были ограблены дома должностных лиц и ростовщиков.

В «Слове о полку Игореве»

С такой же Каялы и Святополк бережно повез отца своего между венгерскими иноходцами к святой Софии, к Киеву. Тогда при Олеге Гориславиче сеялись и прорастали усобицы, гибло достояние Даждь-Божьих внуков, в княжеских распрях век людской сокращался. Тогда на Русской земле редко пахари покрикивали, но часто вороны граяли, трупы между собой деля, а галки по-своему говорили, собираясь лететь на поживу.[6]

Мать Святополка

Согласно традиционной точке зрения, матерью Святополка является законная жена Изяслава Ярославича Гертруда Польская. По реконструкции В. Л. Янина, она перекрестилась в православие, получив имя Елизавета (Олисава), и умерла в 1108 году[7]. Эта точка зрения была оспорена А. В. Назаренко[3]. Назаренко обращает внимание на кодекс Гертруды, в котором Гертруда называет брата Святополка Ярополка unicus filius meus, то есть своим единственным сыном. Кроме того, признание Святополка законнорождённым делает неканоническими согласно церковному праву браки детей Святополка с родственниками Гертруды. К тому же, можно предполагать, что на Руси Гертруду называли Еленой, а не Елизаветой[8]. В кодексе содержатся 90 молитв, вероятно, записанных самой Гертурдой, но примерно в 1086 году Гертруда прекращает записывать молитвы, что может свидетельствовать о том, что она вскорости после этой даты скончалась[9].

Тем не менее, позиция Назаренко не является общепризнанной. Гертруда могла называть Ярополка единственным в переносном смысле (уникальный, самый любимый). А неканонические браки все же иногда разрешались церковью (таким был брак Сбыславы Святополковны и Болеслава Кривоустого, но в источниках специально оговорено, что разрешение на именно этот брак было получено у папы римского). Аргументом против позиции Назаренко служит упоминание в летописи и граффити Софийского собора матери Святополка как русской княгини, что невозможно, будь она простой наложницей. Впрочем, обе записи были сделаны в то время, когда Святополк был великим князем киевским; возможно, из уважения к великому князю его мать именовали княгиней, а про незаконное происхождение великого князя не упоминали. Обращает на себя внимание и тот факт, что и в кодексе, и в летописи, и в граффити Гертруда и Олисава называются по сыновьям («Ярополча мати» и «Святополча мати»), но не по мужу.

Дискуссию нельзя считать оконченной. Что можно сказать про мать Святополка наверняка, так это то, что звали её Елизаветой (Олисавой) и что умерла она в 1108 году.

Брак и дети

В генеалогических справочниках упоминается дочь Святополка Анна[1] — жена Святоши Давыдовича. У Святоши действительно была жена Анна[12], но нигде в источниках не упоминается, что она была дочерью Святополка Изяславича, не встречается в литературе и обоснование такой гипотезы[13][14].

Кроме того, Святополку приписывают дочь Марию, жену Петра Власта (ум. 1153). Про Марию известно, что она была дочерью русского князя и греческой аристократки. Если принимать существование Варвары Комниной, то Святополк мог быть отцом Марии, но сейчас считается, что Мария была дочерью Олега Святославича и Феофано Музалон[15].

Предки

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Войтович Л. В. Ізяславичі. Турово-Пінські князі. Четвертинські. Сокольські // Князівські династії Східної Європи (кінець IX — початок XVI ст.): склад, суспільна і політична роль. Історико-генеалогічне дослідження (укр.). — Львів: Інститут українознавства ім. І. Крип’якевича, 2000. — 649 с. — ISBN 966-02-1683-1.
  2. Согласно летописным данным, Святополк родился в 1050 году. Точная дата указана только в «Истории Российской…» В. Н. Татищева и, возможно, является догадкой Татищева. 8 ноября отмечается Собор Архистратига Михаила.
  3. 3,0 3,1 Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. — М.: Языки Русской Культуры, 2001. — С. 550—570.
  4. Вокняжение в Полоцке Святополка — сына Изяслава Ярославича; бегство Вссслава Брячиславича из Полоцка. (?). runivers.ru. Дата обращения: 21 ноября 2021. Архивировано 21 ноября 2021 года.
  5. До этого русские ходили в степь только в 875 и 920 годах на печенегов и в 1060 году на торков.
  6. «Слово о полку Игореве». Дата обращения: 23 декабря 2015. Архивировано 24 декабря 2019 года.
  7. Янин В. Л. Русская княгиня Олисава-Гертруда и её сын Ярополк // Нумизматика и эпиграфика. — 1963. — № 4. — С. 142–164.
  8. Назаренко А. В. Зело неподобно правоверным (Межконфессиональные браки на Руси в XI—XII вв.) // Вестник истории, литературы, искусства: альманах. — М.: Собрание, 2005. — Т. 1. — С. 269—279. Архивировано 13 июля 2015 года.
  9. Назаренко А. В. Псалтирь Гертруды. Судьба Кодекса. (18 июня 2011). Дата обращения: 23 июля 2014. Архивировано 2 апреля 2016 года.
  10. Poland Архивная копия от 28 апреля 2012 на Wayback Machine (англ.)
  11. Корниенко В.В. Молитовний надпис Брячислава Святополковича з Софії Київської // Праці центру пам'ятникознавства. — 2010. — № 18. — С. 211—218. Архивировано 29 сентября 2017 года.
  12. Её имя установлено по Любецкому синодику, впрочем возможно запись в нём о Святославе-Николае и его жене Анне относится к Святославу Ольговичу (См.: Шеков А. В. О ранней части помянника черниговских князей типа Любецкого // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2016. — № 4 (66). — С. 29—30. Архивировано 23 января 2022 года.)
  13. Назаренко А. В. Древняя Русь и славяне. — М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2009. — С. 152.
  14. Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Внутридинастические браки между троюродными братьями и сестрами в домонгольской Руси // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2012. — № 3 (49). — С. 45—68.
  15. Перенесение руки св. Стефана Первомученика // Хроника Ортлиба Цвифальтенского. Дата обращения: 23 июля 2014. Архивировано 1 июля 2014 года.

Литература

Ссылки