Святогорская лавра

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Монастырь
Святогорская лавра
Svjatogorsk, Lavra 3.jpg
Страна  Россия
Город Святогорск
Конфессия православие
Епархия ставропигия Украинской православной церкви
Тип мужской
Первое упоминание 1526 (письменное)
Дата основания XV век
Дата упразднения 1787, 1922
Известные насельники Иларион (Григорович)
Реликвии и святыни Святогорская икона, мощи святых насельников
Настоятель митрополит Онуфрий (Березовский)
Наместник митрополит Арсений (Яковенко)
Статус Лавра
Состояние действующий монастырь
Сайт svlavra.church.ua

Координаты: 49°01′42″ с. ш. 37°34′05″ в. д.HGЯO

Успе́нская Святого́рская ла́враставропигиальный монастырь Украинской православной церкви в городе Святогорске Донецкой Народной Республики. Из числа монахов, подвизавшихся в монастыре, 17 были прославлены в лике святых. В 2004 году получил статус лавры.

До 1918 года — Святогорская Успенская пустынь, общежительная Харьковской епархии. С 2007 года после разделения Донецкой епархии лавра, хотя и стоит на территории Горловской епархии, приписана к Донецкой епархии.

Монастырь на правом высоком меловом берегу Северского Донца (на т. н. Святых горах). Кроме наземных строений, имеются меловые пещеры.

История

Первый монастырь и его упразднение

Святогорский монастырь в бывшем Славяногорске над Северским Донцом берёт начало со времён перед татарским нашествием, когда Бату-хан разрушал «мать городов русских» — Киев. Хотя первые письменные упоминания о монастыре датируются 1526 годом, Дмитрий Багалей в труде «Из прошлого Святогорского монастыря» писал: «Монастырь, или церковь, существовал ещё в предмонгольский период». Первые христианские поселения, а возможно и монастырь, появились на этих горах ещё до Крещения Руси, когда почитатели икон были вынуждены покидать охваченную иконоборчеством Византию и искать убежища за пределами империи. Часть из них скрывалась в Южной Италии, часть на Кавказе, а часть через Крым поднялась по Дону и Северскому Донцу. Об этом свидетельствуют древние пещерные обители по берегам этих рек и находки современных археологов.

Чтобы добраться до вершины скалы, нужно пройти более километра пещерами, которые были вырублены в меле более тысячи лет назад.

Именно в этих краях в середине IX века проповедовали хазарам православную веру Кирилл и Мефодий. О древних христианских поселениях в этой местности свидетельствует и Ипатьевская летопись, в которой говорится, что в 1111 году местные христиане встречали здесь великого князя Владимира Мономаха. В течение почти всей истории монастыря эти пещеры были убежищем для иноков во время гонений. В XIII веке христиане пытались здесь спастись от монголо-татарских орд Батыя, в XVI—XVII веках монастырь был форпостом на границе с татарской степью и католической Польшей. Именно сюда в те времена переселялась братия с увлеченной унией Почаевской лавры. Позже княжество Московское, которое в 1547 году стало царством, использовало «Святые горы» для расположения в монастыре своей стражи.

Монастырь защищали, с одной стороны, пучины реки, а с другой — глухие леса. Это позволяло Изюмскому полку, на территории которого находился монастырь до 1764 года, успешно отражать вражеские атаки. В частности, крымская армия пять раз (в 1664, 1679, 1680, 1691 и 1737 годах) нападала на него, но не уничтожила. Каждый раз после нападения он возобновлялся. После вхождения Крыма в состав России в 1788 году монастырь потерял военное значение.

В 1787 году по указу российской императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднён, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 году новым владельцем Святогорья стал князь Григорий Потемкин-Таврический. По указу Святейшего синода монастырские храмы Успения Божией Матери и Святителя Николая на скале обращены в приходские, а прочие разобраны и увезены. В упразднённом состоянии обитель находилась почти 57 лет.

Второй раз открыт монастырь только в 1844 году. Через 15 лет началось строительство монументального Успенского собора высотой 53 м и длиной 42 м. Напротив него уже с 1851 года возвышалась Покровская церковь с колокольней, которая имела 8 колоколов. Самый большой из них весил 6354 кг. В Покровской церкви содержалась ризница, библиотека и архив монастыря. Он уже не имел старинных предметов, потому что их разворовали царские чиновники, закрывавшие монастырь в 1788 г.

Возрождение в XIX веке

Хромолитография 1912 года

В 1844 году по ходатайству землевладелицы Татьяны Потёмкиной указом императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии.

Монастырь имел кирпичные мастерские, мельницы, разные мастерские, торговые лавки, был известен замечательными видами и притягивал много богомольцев.

В конце XIX века у места крушения поезда с императорской семьёй в селе Борки в Харьковской губернии был устроен Спасов скит с храмом Христа Спасителя; действовали также пещерный Арсеньев скит, Ахтырский скит (больничный хутор).

Перед Первой мировой войной в монастыре подвизались около 600 монахов.

Закрытие в советское время и возрождение после распада СССР

С января 1918 года начались конфискации имущества, отобрание земли, принудительное выселение большинства монастырской братии, обыски и грабежи. Большевики, появляясь в монастыре, врывались в храмы в шапках, с папиросами в зубах, сквернословили, переворачивали престолы, распивали церковное вино и увозили с собою церковную утварь. Когда в одно из таких посещений эконом скита при деревне Гороховке отказался от выдачи денег, его вывели за ограду и тут же у ворот расстреляли. Тогда же при попытке бежать был убит монах Израил. Когда в октябре того же года переносили из села в село особо чтимую Святогорскую икону Божией Матери, и крестный ход расположился на ночлег, то большевики напали на помещение, занимаемое духовенством, и убили иеромонахов Модеста и Иринарха, иеродиакона Федота и приютившего их хозяина дома с дочерью. Пять трупов легли у подножия иконы, стоявшей в луже крови.

Исключительно грубые кощунства проявлены большевиками в монастыре в начале 1919 года. 2 января днём ворвались в ворота до 60 красноармейцев. Избив прикладами первого попавшегося на их пути монаха, они все рассеялись по разным корпусам монастыря и принялись за грабёж, сопровождаемый невероятными издевательствами. Несколько человек вбежали в Покровскую церковь, где шло богослужение, и стали требовать у настоятеля архимандрита Трифона выдачи ключей от монастырских хранилищ. Сплошной грабёж шёл по всем кельям. У монахов отнимали всё имущество до последней рубахи включительно. В то же время грабители оскверняли иконы, заставляли монахов под угрозами расстрела курить и танцевать. К ночи бесчинства несколько стихли, и около двух часов избитая, ограбленная, поруганная братия стала собираться в храме на литургию. Служил архимандрит. Во время службы ворвалась толпа красноармейцев. Один из них вбежал на амвон и с криком «довольно вам молиться, целую ночь топчетесь, долой из церкви», — повернул за плечи провозглашавшего ектению иеродиакона. Но, вняв всеобщим настойчивым просьбам, разрешили окончить литургию. Не покидая храма, большевики входили в алтарь в шапках, курили, а к концу службы один из них схватил монаха и ножницами отрезал ему волосы, крича при этом, что будет стричь всех по очереди. И действительно, нескольким монахам были обрезаны волосы на голове и бороды. В это время другой красноармеец вбежал в алтарь, открыл Царские врата и, стоя в них, кричал: «Не выходи, стрелять буду!». Братия, ожидая дальнейших страданий, причастилась Святых Таин. Между тем повальный грабёж продолжался по всем помещениям монастыря. Продолжались и глумления над монахами, которых заставляли, как и раньше, курить, плясать и даже пить чернила. Утром, когда вновь должна была начаться обедня, службы уже не допустили. Ворвавшаяся в церковь толпа большевиков набросилась на священнослужителей и стала их вытаскивать в ризах из храма. С архимандрита сняли сапоги. Затем, несмотря на мороз, выстроили монахов в ряды и среди побоев, площадной брани и грубых издевательств стали их обучать маршировке и военным приёмам. Одновременно в соседнем храме другая толпа красноармейцев кощунственно представляла богослужение: один из них, надев ризу и митру, сел на престол и перелистывал Евангелие, а другие, тоже в облачениях, открывали и закрывали Царские врата на потеху своим товарищам. Добыча двухдневного грабежа была вывезена на 38 подводах[1].

В 1922 году монастырь был ликвидирован, а на его месте образован дом отдыха.

Вид на Николаевскую церковь и мост

Святогорская обитель была вновь открыта в 1992 году. Первыми насельниками были монах, священник (в будущем архимандрит) Серафим и четверо молодых послушников из Донецка. В том же году монастырю вернули здание Успенского собора.

В 1995 году, когда увеличилось количество братии, начали реставрацию и восстановление храмов и корпусов обители.

28 ноября 2003 года Святогорскому монастырю передали жилые и хозяйственные строения, находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и санатория «Святые Горы».

9 марта 2004 года Священный синод Украинской православной церкви присвоил монастырю статус лавры[2].

12 июля 2008 года в Успенском соборе лавры за литургией был совершён чин прославления Собора святых отцов, во Святых Горах на Донце просиявших[3][4]. В Собор святогорских отцов вошли 17 святых: один святитель, 11 преподобных, четверо преподобноисповедников и один Христа ради юродивый[5]. Решение о канонизации 16 из них было принято на заседании Священного синода Украинской православной церкви 8 мая 2008 года (журнал № 38)[6]. Преподобный Иоанн, затворник Святогорский, был прославлен 24 августа 1995 года[7].

7 июля 2009 года братией монастыря были обретены мощи первого настоятеля Святогорской пустыни по её возобновлении в 1844 году архимандрита Арсения (Митрофанова) и мощи подвижника и прозорливца преподобного Исаакия (Головина)[8].

Летом 2014 года в монастыре нашли приют 800 эвакуированных из зоны военных действий, в том числе 300 детей[9].

Специальная военная операция России на Украине

Георгиевский храм Георгиевского скита лавры после обстрела

В период специальной военной операции России на Украине обитель стала убежищем для эвакуированных из зоны военных действий.

12 марта 2022 года рядом с лаврой произошёл взрыв, от которого были выбиты окна в Успенском соборе и Покровском храме и пострадала гостиница лавры, где на тот момент проживало несколько сот беженцев; некоторые получили ранения от осколков оконного стекла[10]. Митрополит Святогорcкий Арсений (Яковенко) сообщил, что по лавре «был нанесён авиационный удар» («бомба упала непосредственно рядом, возле моста, который соединяет правый и левый берег Северского Донца и лавру с городом Святогорском»)[11].

29 апреля Министерство обороны России сообщило, что украинские силы разместили в Святогорской лавре артиллерийские орудия[12].

4 мая в результате обстрела лавры были ранены семь человек. 7 мая был уничтожен Свято-Георгиевский скит лавры в селе Долина. 9 мая пострадал скит Иоанна Шанхайского в селе Адамовка, 12 мая — собор Святых мучениц в Святогорске, 17 мая разрушен скит в честь иконы «Всех скорбящих Радость» в селе Богородичном. 30 мая были обстреляны монашеские корпуса; погибли двое монахов и монахиня, трое монахов получили ранения[13].

1 июня было обстреляно главное здание лавры. 4 июня при отступлении украинские военные подожгли главный храм Всехсвятского скита в селе Татьяновке[14][15]. По свидетельствам очевидцев, очередь из зажигательных боеприпасов была произведена по деревянным стенам подкупольного пространства храма из украинского бронеавтомобиля «Козак», принадлежащего украинским войскам[16]. 6 июня был разрушен ведущий к лавре мост через реку. 7 июня министр обороны России Сергей Шойгу объявил об освобождении Святогорска.

25 сентября 2023 года на заседании Священного синода УПЦ было принято решение о подчинении Успенской Святогорской лавры митрополиту Киевскому и всея Украины в статусе ставропигиального монастыря[17].

Список настоятелей и наместников

Андреевская часовня, XIX век
Святогорская икона Божией Матери

Описание монастыря

Меловые пещеры с церковью святителя Николая над ними
Деревянная церковь Всех Святых (Всехсвятский скит) в 2010 году

Первые монахи выкопали храмы и кельи в верхнем ярусе. Через маленькие оконные проёмы в них проникал свет, освещавший фрамугу (нишу) для иконы, вырубленную в меловой скале лежанку, ступеньку, проёмы для дверей. Кельи соединяются с квадратным залом со сводом, опирающимся на массивный столб в центре. В восточной стене ещё видны следы от иконостаса первой подземной церкви Святогорского монастыря до 1632 года. Сначала она называлась Успенской, затем Николаевской, а в XIX веке — Иоанна Предтечи.

От этой пещерной церкви разветвляются лабиринты тротуаров и келий. Один небольшой тротуар соединяет её с квадратной трапезной, севернее которой шёл проход на верхний третий ярус пещер, где была Успенская церковь. Второй проход ведёт к нижнему ярусу пещер с Алексеевской пещерной церковью высотой до 4 м. В 1753 году, во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны, сюда сослали раскольника Чекменьева, который «сеял между простым народом ереси». Алтарная часть Алексеевской церкви имела форму сегментной фрамуги и была отделена от основного пространства пилястрами, на которые опирается арка, где крепится иконостас.

В незаметном месте внутри меловой горы расположена церковь преподобных отшельников (затворников) Антония и Феодосия. Небольшой коридор, вырубленный в меловой породе, ветвится на три коридора, ведущих к главному месту в церкви. Основали её последователи киевских монахов, бежавших сюда от Батыевых орд. Неподалёку от неё археологи нашли посуду VIII—X веков.

На площадке мелового утёса торчат остатки трёхкамерной Николаевской церкви, построенной в стиле слободского барокко. Согласно рисунку монастыря, в 1679 году на том месте поднимались три массивных меловых конуса с прорубленными окошками. Очевидно, пещерная Успенская церковь под влиянием природы или человека частично обрушилась и обнажила часть интерьера (внутреннего пространства). Церковь не только дополнила утраченную часть меловой скалы, но и стала её украшением. Как в других украинских церквях, её купола расположены по оси восток-запад. Украинские мастера XV—XVI веков, пытаясь придать своим строениям стройный вид, обычно ставили на восьмигранник большего объёма восьмигранник меньшего объёма. Над алтарём церкви возвышается пирамидальная башня с небольшим барабаном и грушевидным куполом. Подобным куполом увенчан западный алтарь. Западную башню украшает декоративный орнамент из кирпича по окружности (периметру) башни.

Святые

Святители

преподобные

преподобноисповедники

юродивые

Монастырские храмы

Храмы и часовни, находящиеся на территории Святогорской лавры:

  • собор Успения Пресвятой Богородицы (1859—1868);
  • церковь Покрова Пресвятой Богородицы (с нижним храмом праведного Филарета Милостивого; 1850);
  • церковь святителя Николая Чудотворца (1851);
  • пещерный храм Рождества Иоанна Предтечи (до XVI в.);
  • пещерный храм преподобного Алексия, человека Божия (1861 г.);
  • пещерный храм преподобных Антония и Феодосия Печерских (до XVIII в.);
  • часовня апостола Андрея Первозванного (сер. 1850-х гг.)
Новые постройки
  • церковь Рождества Богородицы (2011 г.);
  • церковь святого пророка царя Давида (2011 г.);
  • церковь в честь всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (2011 г.);
  • часовня водосвятная (2004 г.);
  • часовня преподобных Арсения и Германа Святогорских (2009 г.);
  • часовня преподобных отцов Киево-Печерских (2013 г.);
  • часовня надкладезная (идёт строительство);
  • Кирилло-Мефодиевская лестница (восстановлена в 2013 г).
Приписные храмы и часовни в окрестностях

Ранее в монастыре также были церкви: Петропавловская, Преображенская (c нижним храмом в честь Казанской иконы), Ахтырская (в больничном хуторе или больничном скиту), трапезная церковь Рождества Богородицы, прп. Арсения Великого в Арсеньевом скиту, Храм Христа Спасителя в Спасо-Святогорском скиту.

В художественной литературе

Примечания

  1. Черная книга: («Штурм небес») : сборник документальных данных, характеризующих борьбу советской коммунистической власти против всякой религии, против всех исповеданий и церквей / сост. А. А. Валентинов; с вводной ст. Петра Струве. — Париж : Изд. Рус. нац. студ. об-ния, 1924. — С. 31—32. — 294 с.
  2. Донбасс украсился Лаврой. Дата обращения: 30 марта 2008.
  3. В Святогорской лавре состоялось прославление Собора преподобных отцов, во Святых горах на Донце просиявших. Патриархия.ru (15 июля 2008).
  4. Торжества прославления Святогорских святых (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 июля 2008. Архивировано 28 февраля 2013 года.
  5. Жития святых подвижников благочестия, «иже во Святых Горах на Донце подвизавшихся» (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 июля 2008. Архивировано 14 апреля 2014 года.
  6. Священный Синод принял решение о канонизации подвижников Святогорской Лавры (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 июля 2008. Архивировано 28 февраля 2013 года.
  7. Преподобный Иоанн Затворник Святогорский (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 июля 2008. Архивировано 20 октября 2012 года.
  8. В Святогорской Лавре обретены мощи прпп. Арсения и Исаакия Святогорских. Дата обращения: 13 июля 2009. Архивировано 30 ноября 2012 года.
  9. Беженцы в Святогорской лавре. Свято-Успенская Святогорская лавра (22 августа 2014). Дата обращения: 25 августа 2014.
  10. Внаслідок бойових дій у м. Святогірськ були ушкоджені будівлі Святогірської Лаври (укр.). Українська Православна Церква (12 марта 2022). Дата обращения: 13 марта 2022.
  11. Обращение митрополита Святогорcкого Арсения в связи с авиаударом на Святогорскую Лавру (видео)
  12. Украинские боевики разместили артиллерию на территории Святогорской лавры. Интерфакс (29 апреля 2022).
  13. В результате обстрела Святогорской лавры погибли три монаха. Patriarchia.ru (2 июня 2022).
  14. МО РФ: Украинские десантники при отступлении подожгли скит Святогорской лавры. Life (4 июня 2022).
  15. Від бомбардувань пожежа охопила Всіхсвятський скит Святогірської Лаври. Синодальний інформаційно-просвітницький відділ УПЦ (4 июня 2022).
  16. Минобороны обвинило ВСУ в поджоге Всехсвятского скита Святогорской Лавры. РБК. Дата обращения: 8 июня 2022.
  17. Синод принял решение о предоставлении Святогорской лавре статуса ставропигиального монастыря. Информационно-просветительский отдел УПЦ, 25.09.2023.

Литература

Ссылки