Святая святых

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Святая Святых»)

Святая святых, также устар. святое святых или святое-святых (др.-греч. ἅγιος αγίων, лат. sancta sanctorum) — калька с еврейского Кодеш ха-Кодашим (ивр.קֹדֶשׁ הַקֳּדָשִׁים‏‎) — самое сокровенное место Скинии собрания, а затем и Иерусалимского храма, где хранились Скрижали Завета[1].

Этим именем обозначалась внутренняя часть Скинии собрания, отделённая от внешнего помещения завесой (парохет), в которой находился Ковчег Завета[2]. Святость места определялась ещё и тем, что именно там, над ковчегом, Господь являлся первосвященнику для провозглашения своей воли и заветов еврейскому народу[3]. В Иерусалимском храме Святая святых называлась также двир (ивр.דְּבִיר‏‎, в русском Синодальном переводе — давир[4]) и в ней располагался Камень Основания (или Краеугольный камень) Храмовой горы, над которым сейчас стоит мусульманский Купол Скалы. Согласно Талмуду, с него Господь начал Сотворение мира[5].

Святая святых в иудаизме характеризовалась как место, где физически ощущается присутствие Божье (см. Шехина).

Ритуал

Как в Скинии собрания, так и в Иерусалимском храме входить в Святая святых разрешалось исключительно первосвященнику, и то раз в году в Судный день. Первосвященник окроплял помещение кровью жертвенных животных (быка и козла, принесённых в жертву на жертвеннике во внешнем дворе Храма) и воскуривал благовония перед Ковчегом Завета. Там же располагались золотые курильницы. Во время этого действа первосвященник произносил тетраграмматон, сокровенное имя Бога, и это было единственным моментом, когда имя Божье называлось вслух.

В христианстве

Христианский Храм также имеет своё Святое Святых, но в него могут входить и архиереи (как первосвященник), и иереи (как священники), и диаконы c иподиаконами (как левиты).

Современный смысл

«Святая святых» — в общем смысле — 1) самое дорогое, сокровенное[1]; 2) наиболее сокровенное, святое место в центральных культовых сооружениях различных религий, доступ к которому обычно строго табуирован и с которым традиционно связывается физическое присутствие божественных сил.

Примечания

  1. 1,0 1,1 НИЭ, 2003, с. 143.
  2. 3Цар. 8:6
  3. Исх. 29:42; 25:22
  4. 3Цар. 6:19
  5. Талмуд, Йома 54б; ср. Таргум Ионатана к Исх. 18:30

Литература