Свирь (станция)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Станция
Свирь
Лодейное Поле — Петрозаводск
Октябрьская железная дорога
Станция Свирь(2).JPG
ДЦС Волховстроевский центр организаци работы железнодорожных станций
Регион ж. д. Волховстроевский регион
Оператор ОАО «РЖД», АО «СЗППК»
Дата открытия 1916[1]
Прежние названия Сивяри
Дата переименования 1944
Характер работы участковая
Количество платформ 2
Прилегающие перегоны Свирь — Токари, Свирь — Свирь (перев.)
Электрифицирована 2005
Ток станция стыкования. В сторону Санкт-Петербургского железнодорожного узла постоянный 3 кВ, в сторону Петрозаводска переменный 25 кВ
Выход к ул. Преображенской
Расположение

Ленинградская область, Подпорожский муниципальный

район
Расстояние до Санкт-Петербурга 287 км Яндекс.Расписания
Код в АСУЖТ 049407
Код в «Экспресс-3» 2004679
Перейти к шаблону «Лодейное Поле — Медвежья Гора» 
Лодейное Поле — Медвежья Гора
 На Волховстрой I, Санкт-Петербург-Главный 
243
Лодейное Поле
 На Янисъярви 
река Пуданка
М18
река Янега
251
Янега
259
Тениконда (259 км)
река Мунгала
271
Яндеба
река Яндеба
Р37
274
274 км
река Лепручей
280
Подпорожье
река Погра
284
284 км
река Свирь
285
Волховстроевский регион
Петрозаводский регион
287,1
Свирь
Подпорожский порт
река Челма
302
Челма
314,9
Токари
320
Ленинградская область
Республика Карелия
321,9
Ревсельга
327,2
Пай
334,9
Таржеполь
342
342 км
344,1
Ладва
река Ивина (Ивенка)
346
б/п 346 км
353,4
Нырки
361,1
Пяжиева Сельга
367
о.п. 367 км
река Деревянка
371,9
Деревянка
погрузочный пункт карьера
379
379 км
381,9
Орзега
386
о.п. 386 км
390
б/п 390 км
проезд Строителей
393,5
Онежский
 На Каменный Бор 
Вытегорское шоссе
улица Лыжная
399,5
Голиковка
Комсомольский проспект
река Лососинка
Гоголевский мост
90 м
402,4
Петрозаводск-Пассажирский
улица Чапаева
река Неглинка
Локомотивное депо Петрозаводск
404,5
Петрозаводск-Товарный
Новосулажгорская улица
Пряжинское шоссе
411,6
Томицы
 На Суоярви I 
река Томица
Шуйское шоссе
417
о.п. Шуйский Мост (б/п 417 км)
река Шуя
423
Шуйская
427
о.п. 427 км
434
Лучевой
437
о.п. 437 км
река Суна
442
Суна
449
Заделье
454
о.п. 454 км
457
Кондопога
462
Нигозеро
р. Нурмежа
468
468 км
р. Чапа
472
Мянсельга
р. Чебинка
478
Илемсельга
486
Кедрозеро
489
489 км
493
Лижма
502
Новый Посёлок
510
510 км
515
Викшеозеро
522
522 км
525
Кяппесельга
р. Гарвия
р. Парфеев
р. Уница
534
Уница
р. Макушиха
544
Пергуба
550
Предмедгорский
553
Лавасгуба (554 км)
Р17
557
Медвежья Гора
 На Сегежу, Мурманск 

Свирь — участковая железнодорожная станция Октябрьской железной дороги. Расположена в Подпорожском районе Ленинградской области, на территории Никольского городского поселения.

Описание

Свирь является станцией стыкования двух родов электрической тяги — здесь производится смена электровозов постоянного и переменного тока. В сторону Санкт-Петербурга осуществляется движение поездов на постоянном токе напряжением 3 кВ, а в сторону Петрозаводска — на переменном токе напряжением 25 кВ. Меняются пассажирские электровозы ЭП1 на ЧС2Т (ЧС6, ЭП2К), грузовые — ВЛ80 и Э5К (2ЭС5К и 3ЭС5К), на ВЛ10 и ВЛ15.

На станции можно выделить три района:

  • пассажирский парк — включает в себя четыре пути, по которым осуществляется прием и отправление преимущественно пассажирских поездов. Между первым и вторым путями от здания вокзала расположена первая пассажирская платформа, между третьим и четвёртым — вторая.
  • грузовой парк — состоит из восьми путей, по которым производится движение грузовых поездов.
  • район оборотного депо — на его территории расположено здание ПТОЛ (пункт технического осмотра локомотивов) и подъездные к нему пути, по которым локомотивы следуют к месту проверки их технического состояния.

К станции Свирь примыкают 3 направления:

  • однопутный перегон Свирь — Подпорожье — осуществляется приём и отправление поездов в сторону Санкт-Петербурга. На перегоне расположен разводной мост через реку Свирь.
  • двухпутный перегон Свирь — Токари — по этому участку производится движение поездов в сторону Петрозаводска.
  • соединительный путь между парком станции Свирь и парком Важины — по этому пути осуществляется маневровая работа с Подпорожским портом.

Южнее станции, перед мостом через одноимённую реку, проходит граница между Петрозаводским и Волховстроевским регионами ОЖД.

Движение поездов

На станции останавливаются все пассажирские поезда . В связи с тем, что происходит размен локомотивов, стоянка поезда составляет не менее 30 минут (за исключением поездов 804/803, 806/805 Санкт-Петербург — Петрозаводск, стоящего 6 минут). В зависимости от сезона, через станцию ежедневно следует от 4 до 10 пар пассажирских поездов дальнего следования. Наибольшая интенсивность движения наблюдается в летний период.

Круглогодичное обращение поездов
№ поезда Маршрут движения № поезда Маршрут движения
11 ПетрозаводскСанкт-Петербург 12 Санкт-ПетербургПетрозаводск
15 "Арктика" МурманскМосква 16 "Арктика" МоскваМурманск
17 "Карелия" ПетрозаводскМосква 18 "Карелия" МоскваПетрозаводск
21 МурманскСанкт-Петербург 22 Санкт-ПетербургМурманск
65 МурманскМинск 66 МинскМурманск
91 МурманскМосква 92 МоскваМурманск
803 "Ласточка" ПетрозаводскСанкт-Петербург 804 "Ласточка" Санкт-ПетербургПетрозаводск
805 "Ласточка" ПетрозаводскСанкт-Петербург 806 "Ласточка" Санкт-ПетербургПетрозаводск
819 "Ласточка" ПетрозаводскВеликий Новгород 820 "Ласточка" Великий НовгородПетрозаводск
Сезонное обращение поездов
№ поезда Маршрут движения № поезда Маршрут движения
225 МурманскАдлер 226 АдлерМурманск
241 МурманскМосква 242 МоскваМурманск
285 МурманскНовороссийск 286 НовороссийскМурманск
293 МурманскАнапа 294 АнапаМурманск
Вид на составы с пешеходного моста, 2017.

Пригородное сообщение менее интенсивное, в сутки приходит три пары пригородных электропоездов:

  • Санкт-Петербург-Ладожский — Свирь;
  • Волховстрой I — Свирь;
  • Петрозаводск — Свирь.

Кроме этого, есть три ежедневные пары так называемых рабочих поездов (локомотив и один вагон, для доставки работников):

История

В 1914 году началось строительство Олонецкой железной дороги. Ещё в 1912 году было образовано акционерное общество, которое оплачивало её строительство. Основными акционерами являлись Азовско-Донской коммерческий банк и группа французских банков[2]. С началом Первой мировой войны темпы строительства дороги резко ускорились. В 1916 году была основана станция Свирь, недалеко от реки с таким же названием. Станция имела всего два пути и несколько служебных зданий.

Указом императора Николая II от 21 июля 1916 года для сооружения железной дороги общего пользования широкой колеи от станции Свирь до села Важины было отчуждено 36 десятин земли[3].

К началу 1916 года строительство Олонецкой железной дороги в основном было закончено, и по ней началось регулярное движение поездов. Она соединила станцию Званка (современный Волховстрой) и Петрозаводск. Длина железной дороги была около 400 км[4]. В 1917 году Олонецкая железная дорога была передана в руки государства и вошла в состав Мурманской железной дороги.

С 1941 по 1944 год в период Великой Отечественной войны большой участок Кировской железной дороги (до 1935 года Мурманская железная дорога), от станции Свирь на юге и до станции Масельская на севере оказался в зоне оккупации финской армией. В этом период станция Свирь была переименована в Syväri.

В 2000 году на станцию со стороны Санкт-Петербурга пришла электрификация постоянным током. Спустя четыре года был электрифицирован на переменном токе перегон Свирь—Токари, станция стала стыковой.

Галерея

Примечания

  1. Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР : Справочник. — М. : Транспорт, 1981. — 100 000 экз.
  2. Олонецкой Железной Дороги Общество. Облигация в 187.5 рублей, 1914 год. (недоступная ссылка). Дата обращения: 24 марта 2011. Архивировано 4 мая 2011 года.
  3. Олонецкие губернские ведомости. 1916. 23 августа
  4. Цветные фотографии С. М. Прокудина-Горского (1902—1916). Дата обращения: 24 марта 2011. Архивировано 25 февраля 2011 года.