Сверхъестественный фильм ужасов

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Сверхъестественный фильм ужасовкинематографический жанр, сочетающий элементы фильма ужасов и сверхъестественного кино. Сверхъестественные события в таких фильмах часто включают призраков и демонов, и многие сверхъестественные фильмы ужасов имеют элементы религии. Общими темами в жанре являются загробная жизнь, дьявол и демоническое владение. Не все сверхъестественные фильмы ужасов сосредоточены на религии, и они могут иметь «более яркое и ужасное насилие»[1].

Сравнения

Критики отличают сверхъестественные ужасы от психологических. Матиас Класен пишет в «Why Horror Seduces»: «Сверхъестественный фильм ужасов включает в себя какую-то приостановку или нарушение физического закона, обычно воплощённое или вызванное каким-либо сверхъестественным существом, таким как сверхъестественный монстр или призрак... психологические ужасы, с другой стороны, не связан с нарушениями физического закона[2]. Пол Михан также отличает сверхъестественные фильмы ужасов от психологических: «Угроза общественному порядку исходит от чего-то сверхъестественного или аномального: дома с привидениями, проклятия или монстра, такого как вампир или волк-оборотень»[3].

Чарльз Дерри, пишущий в «Dark Dreams 2.0», противопоставил сверхъестественный ужас и псевдонаучный ужас как «два основных метода объяснения вещей» в историях ужасов. Дерри написал: «В сверхъестественную группу можно поместить всех монстров и ужасов, которые каким-то образом связаны с религиями и ритуалами», подчеркнув колдовство, египтологию и реинкарнацию, а также зомби[4]. Аарон Смэтс считает ужасы «жанром с двумя основными подтипами: сверхъестественными и реалистическими» и что у них «есть разные прелести»[5].

История

Сверхъестественный фильм ужасов стал преобладать в 1920-х и начале 1930-х годов в немецких экспрессионистских фильмах; Пол Михан сказал, что этот стиль создал «кошмарный преисподнюю сверхъестественного страха». Жанр стал более коммерчески популярным в 1930-х годах, когда Universal Studios снимала фильмы Universal Monsters, а фильмы «разворачивались в мифической Трансильвании или другом восточноевропейском регионе, в нереальном фэнтезийном мире, далеком от повседневности». Михан сказал: «Это послужило для того, чтобы существа ночи, которые заселили эти фильмы, в безобидные химеры, комфортно укорились в далёком прошлом». В начале 1940-х годов сверхъестественные фильмы ужасов имели более современные декорации, но жанр в конечном итоге был заменён психологическими фильмами ужасов. К концу Второй мировой войны жанр сверхъестественных фильмов ужасов «упал свою кончину», был омрачён зверствами войны. К 1950-м годам научно-фантастические фильмы ужасов заменили сверхъестественные фильмы ужасов, а психологические фильмы ужасов также стали более популярными в том же десятилетии, в конечном итоге затмив сверхъестественные фильмы ужасов[3]. Несколько сверхъестественных фильмов ужасов, которые были сняты в 1950-х годах, часто снимались в домах с привидениями, что является продолжением фильмов о домах с привидениями, распространенных в 1940-х годах[4].

В 1960-х годах такие фильмы ужасов, как «Невинные» (1961), «Призрак дома на холме» (1963) и «Ребёнок Розмари» (1968), использовали сверхъестественные элементы, но не были непосредственно о паранормальных явлениях. Другие фильмы ужасов использовали сверхъестественные темы для кодирования элементов, подвергаемых цензуре Кодексом кинопроизводства (или Кодексом Хейса). В фильме «The Haunting» была главная героиня, заинтересованная в другой женщине, и она была странным персонажем. Такие персонажи были обычным явлением в истории сверхъестественных фильмов ужасов[6]. Сью Мэтисон написала о «Ребёнке Розмари»: «[Он] популяризировал изображения колдовства, демонической активности и дьявола на экране и породил волну сверхъестественных фильмов ужасов»[7]. К 1970-м годам фильмы «Изгоняющий дьявола» (1973) и «Омен» (1976) возродили жанр сверхъестественных фильмов ужасов. Литература использовалась в качестве исходного материала, как и в самых ранних фильмах, а письменные произведения Стивена Кинга были адаптированы в «Кэрри» (1976) и другие фильмы. Фильм «Полтергейст» (1982) также был изюминкой жанра в 1980-х годах[8].

В 2000-х годах были популярны жестокие фильмы ужасов под названием «порно с пытками». К концу десятилетия жанр восстановил свою популярность. Фильм «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» получил известность в 1999 году, а в конце 2000-х годов Паранормальное явление преуспел с той же техникой фильма, что привело к серии фильмов, которая продолжалась до середины 2010-х годов[9].

Кассовые сборы

Самый кассовый сверхъестественный фильм ужасов с учётом инфляции — «Изгоняющий дьявола» (1973). Он имеет сборы более 441 миллиона долларов США с оригинальным релизом и переизданием 2000 года вместе взятых;[10] предполагаемые скорректированные сборы в 2019 году составляет более 1,04 миллиарда долларов США[11]. Самый кассовый сверхъестественный фильм ужасов, без учёта инфляции, — «Оно» (2017) с мировым сборами в 701 миллион долларов[12].

В 2013 году Эндрю Стюарт из «Variety» сказал, что сверхъестественные фильмы ужасов собрали больше в прокате, чем другие поджанры ужасов. Стюарт сказал: «Вообще говоря, играбельность этого подмножества фильмов ужасов — что означает слэшер и порно с пытками — гораздо менее надежна... Вот почему кинематографисты, которые хотят заработать на часто прибыльном бизнесе создания малобюджетных фильмов ужасов, должны пропустить жанр слэшера и придерживаться старого доброго спектрального повествования»[13].

Использование музыки

Джо Томпкинс написал, что после 1950-х годов многие «готические и сверхъестественные фильмы ужасов используют диссонанс, атональность и необычные конфигурации инструментов для обозначения всевозможных аномальных, паранормальных явлений». Он писал, что «Маска Сатаны» (1960) и Призрак дома на холме (1963) «используют атональные скопления, которые действуют в резком контрасте с тональной музыкой и, таким образом, обеспечивают антагонистические символы сверхъестественного зла и добра (соответственно)». Он также подчеркнул, что «Ужас Амитивилля» (1979) и «Полтергейст» (1982) «используют различные тематические материалы, начиная от мягко звучащих колыбельных и заканчивая атональными вспышками»[14].

По словам Джанет К. Полуярд, сверхъестественные комедии ужасов, используют различные стратегии использования музыки, «чтобы одновременно найти фильм в жанре ужасов или, по крайней мере, рядом с ним, в то же время поощряя аудиторию смеяться, а не кричать»[15].

Примечания

  1. Buffam, Noelle Supernatural-Horror. scriptlab.com. The Script Lab (March 26, 2011). Дата обращения: 19 ноября 2017. Архивировано 1 декабря 2017 года.
  2. Clasen, Mathias. Why Horror Seduces. — Oxford University Press, 2017. — P. 3–4. — ISBN 978-0-19-066651-4.
  3. 3,0 3,1 Meehan, Paul. Horror Noir: Where Cinema’s Dark Sisters Meet. — McFarland, 2010. — P. 4–6. — ISBN 978-0-7864-6219-3.
  4. 4,0 4,1 Derry, Charles. Dark Dreams 2.0: A Psychological History of the Modern Horror Film from the 1950s to the 21st Century. — McFarland, 2009. — P. 23–29. — ISBN 978-0-7864-3397-1.
  5. Smuts, Aaron. "Cognitive and Philosophical Approaches to Horror". In Benshoff, 2017, pp. 6, 18
  6. Chappell, Caitlin. From the Psychological to the Supernatural: Horror in the 1960s, Comic Book Resources (May 2, 2020). Архивировано 23 апреля 2022 года. Дата обращения 23 апреля 2022.
  7. The Fall of a Domestic Angel: Horror and Hierophany in Rosemary's Baby (1968) // Divine Horror: Essays on the Cinematic Battle Between the Sacred and the Diabolical. — McFarland, 2017. — P. 64. — ISBN 978-1-4766-2984-1.
  8. Staff. How Horror Movies Have Changed Since Their Beginning, nyfa.edu, New York Film Academy (October 21, 2015). Архивировано 13 апреля 2022 года. Дата обращения 23 апреля 2022.
  9. Blicq, Tom. 15 Great Supernatural Horror Movies Worth Your Time, Taste of Cinema (December 7, 2014). Архивировано 29 июля 2021 года. Дата обращения 23 апреля 2022.
  10. Mendelson, Scott. Box Office: 'It' Is Now The Highest-Grossing R-Rated Horror Movie Ever, Forbes (September 22, 2017). Архивировано 23 апреля 2022 года. Дата обращения 23 апреля 2022.
  11. Whitten, Sarah. Hollywood doesn’t adjust the box office for inflation, but if it did, these would be the top 10 highest-grossing films of all time in the US, CNBC (July 22, 2019). Архивировано 23 апреля 2022 года. Дата обращения 21 апреля 2021.
  12. Supernatural Horror Movies. The Numbers. Дата обращения: 21 апреля 2021. Архивировано 23 апреля 2022 года.
  13. Stewart, Andrew (September 16, 2013). «Five Examples of Why You Should Stick to the Supernatural When Making a Horror Movie».
  14. Tompkins, Joe. "Mellifluous Terror". In Benshoff, 2017, p. 199
  15. Mischief Afoot: Supernatural Horror-comedies and the Diabolus in Musica // Music in the Horror Film: Listening to Fear. — Taylor & Francis. — P. 21. — ISBN 978-1-135-28044-4.

Литература

  • A Companion to the Horror Film. — 2017. — ISBN 978-1-119-33501-6.