Сверхъестественное

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Сверхъесте́ственное — категория, обозначающая реальность, воспринимаемую сознанием как принципиально отличную от обычной действительности и в пределах «потустороннего» каузального понимания необъяснимую. Онтологически сверхъестественное — запредельное обыденной действительности, сверхприродное и сверхэмпирическое; гносеологически — непознанное и требующее специальных форм познания; феноменологически — необыкновенное, таинственное; психологически — опыт аффекта; аксиологически — ценность высокого порядка.[1]

Супранатурали́зм (от лат. supra — сверх, и naturalis — природный, естественный) — мировоззренческая концепция, утверждающая существование особого духовного мира; вера в особый духовный мир.

В отличие от антропопатизма и антропоморфизма, одушевляющих предметы и явления природы, супранатурализм представляет фантастический мир сверхъестественных образов, обитающих за пределами чувственного мира. Например, солнце или река как живые, разумно и целесообразно действующие существа есть реальные объекты анимизма; боги Гелиос или Варуна как личности, стоящие выше человека, как божества есть мифические образы супранатурализма[2].

Многозначность понятия

В понятие сверхъестественного вкладываются также такие значения, как гротескное, фантастическое. В средние века схоластика в терминах сверхъестественного, взятого в значении супранатуралистического, сверхприродного, описывала божественное.

Вера в сверхъестественное

Социально-культурный антрополог Э. Э. Эванс-Причард после изучения народа азанде Северного Судана в 1937 году пришёл к выводу, что у первобытных народов нет разделения на «естественное» и «сверхъестественное», и колдовство для них — часть «нормы», а не экстраординарное событие[3].

Исследование 2016 года показало, что вера в сверхъестественное, свойственная религиозным и паранормальным верованиям, коррелировала у испытуемых со всеми изучаемыми переменными — с низким уровнем систематизации, слабыми интуитивными физическими навыками, плохими техническими способностями, слабыми способностями к мысленному вращению объектов, низкими школьными оценками по математике и физике, низким общим уровнем знакомства с физическими и биологическими явлениями, интуитивным способом мышления и, в особенности, со свойством присваивать ментальность нементальным явлениям. Регрессионный анализ показал, что наиболее значительными предикторами веры в сверхъестественное были низкий уровень общего понимания физического мира и интуитивный способ мышления[4].

См. также

Примечания

  1. А. П. Забияко. «Сверхъестественное». // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». 2009.
  2. Кареев Н. И. Мифологические этюды Архивная копия от 31 декабря 2016 на Wayback Machine // Филологические записки. Воронеж, 1873.
  3. Hunter, 2016, pp. 52—53.
  4. Lindeman M., Svedholm-Häkkinen A. M. Does Poor Understanding of Physical World Predict Religious and Paranormal Beliefs? // Applied Cognitive Psychology. — 2016. — № 30. — P. 736—742. — doi:10.1002/acp.3248.

Литература

  • Вебер М: Избранные произведения, 1990.
  • Вебер М: Образ общества, 1994.
  • Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении, 1994, ISBN 5-7155-0747-2
  • Hunter J. Intermediatism and the Study of Religion // Paranthropology: Journal of Anthropological Approaches to the Paranorma. — 2016. — Vol. 7, no. 1. — P. 51—56.
  • Penzoldt P. The Supernatural in Fiction. L., 1952

Ссылки