Сверхъестественная фантастика

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Сверхъестественная фантастика[1] — поджанр спекулятивной фантастики, который эксплуатирует или сосредоточен на сверхъестественных темах, часто противоречащих натуралистическим предположениям о реальном мире.

Описание

В самом широком определении сверхъестественная фантастика пересекается с примерами weird fiction, фантастики ужасов, литературы о вампирах, истории с привидениями и фэнтези. Элементы сверхъестественной фантастики можно найти в письменной форме из жанра научной фантастики. Однако среди учёных, читателей и коллекционеров сверхъестественную фантастику часто классифицируют как дискретный жанр, определяемый устранением «ужасов», «фэнтези» и элементов, важных для других жанров[1]. Один из жанров сверхъестественной фантастики, который, по-видимому, охватывает в целом, — это традиционная история с приведениями[2].

Жанры фэнтези и сверхъестественной фантастики часто пересекаются и могут быть перепутаны друг с другом, хотя между этими двумя жанрами существуют некоторые важные различия. Фэнтези обычно происходит в другом мире, где фантастические существа или магия являются нормальными. Однако в сверхъестественной художественной литературе магия и чудовища не являются нормой, и тайна таких вещей обычно тесно переплетается в сюжете. Сверхъестественный жанр выделяет сверхъестественных существ или события в реальном мире. Кроме того, сверхъестественная фантастика также, как правило, фокусируется на саспенсе и тайне и меньше на экшене и приключениях.

Оккультная детективная фантастика сочетает в себе тропы сверхъестественной фантастики с тропами детективной фантастики. Сверхъестественная художественная литература и драма имеют сверхъестественные элементы, смешанные в историю о внутреннем конфликте персонажей и/или драматическом конфликте между главным героем, человеческим и/или сверхъестественным миром, обществом и между группами.

Происхождение

Автор книги "Восстание сверхъестественной фантастики 1762-1800" утверждает, что происхождение сверхъестественной фантастики происходит из Великобритании во второй половине 18-го века. Рассказы о коклэйнском призраке были опубликованы в газетах в 1762 году, и в настоящее время также распространен интерес к спиритуализму. Людям нужно было видеть настоящих призраков и испытывать их опосредованно через художественные произведения[3].

С. Л. Варнадо утверждает в «Haunted Presence: The Numinous in Gothic Fiction», что начало интереса к сверхъестественному исходит от тяги человечества к опыту божественного, так что даже старые мифологические сказки о рыцарях короля Артура дают читателю ощущение присутствия «святых» вещей. Затем автор продолжает отслеживать это влияние в будущем с помощью движения готической литературы[4].

Известный писатель ужасов Говард Лавкрафт ссылается на страх человека перед неизвестным как на происхождение сверхъестественной художественной литературы в своем эссе «Сверхъестественный ужас в литературе» (1927). Далее он описывает корни литературного жанра в готической литературе. Описание в романе «Грозовой перевал» (1847) естественного окружения, в котором происходит роман, и жуткого настроения, которое он вызывает, цитируется как один из первых случаев сверхъестественного ужаса, вызванного в литературе[5].

В XX веке сверхъестественная фантастика стала ассоциироваться с психологической фантастикой. В этой ассоциации описания происходящих событий не объясняются через призму природного мира, что приводит к выводу, что сверхъестественное является единственным возможным объяснением того, что было описано. Классическим примером этого может служить «Поворот винта» (1898) Генри Джеймса, который предлагает как сверхъестественную, так и психологическую интерпретацию описанных событий. В этом примере двусмысленность усиливает последствия как сверхъестественного, так и психологического[6]. Аналогичным примером является рассказ Шарлотты Перкинс Гилман «Жёлтые обои».

Примечания

  1. 1,0 1,1 Cavaliero G.  (англ.). The Supernatural and English Fiction. — Oxford, England : Oxford University Press, 1995.
  2. Wilson, Neil. Shadows in the Attic: A Guide to British Supernatural Fiction, 1820–1950. — London : The British Library  (англ.), 2000.
  3. Clery, E. J. The rise of supernatural fiction 1762–1800. — 1st pbk. — Cambridge : Cambridge University Press, 1999. — ISBN 0-521-66458-6. (копия)
  4. Varnado, S. L. Haunted Presence: The Numinous in Gothic Fiction. — Tuscaloosa : University of Alabama Press, 1987. — ISBN 0-8173-0324-3.
  5. Lovecraft, H. P. Supernatural Horror in Literature. www.hplovecraft.com. Дата обращения: 28 апреля 2020. Архивировано 9 апреля 2022 года.
  6. Bleiler E. F.  (англ.). The Guide to Supernatural Fiction. — Kent, Ohio : Kent State University Press  (англ.), 1983. — P. 277–278.