Сарьян, Мартирос Сергеевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мартирос Сарьян
арм. Մարտիրոս Սերգեի Սարյան
Martiros Saryan.jpg
Имя при рождении Мартирос Сергеевич Сарьян
Жанр пейзаж, портрет, натюрморт, графика, иллюстрация, сценография
Учёба Московское училище живописи, ваяния и зодчества
Награды
Герой Социалистического Труда — 1965
Орден Ленина — 1945 Орден Ленина — 1950 Орден Ленина — 1965 Орден Ленина — 1970
Орден Трудового Красного Знамени — 1936 Орден «Знак Почёта»  — 1939 Медаль «За оборону Кавказа»  — 1944 SU Medal For Valiant Labour in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg
Звания
Народный художник СССР — 1960 Народный художник Армянской ССР — 1926
Премии
Ленинская премия — 1961 Сталинская премия — 1941 Государственная премия Армянской ССР — 1965

Мартиро́с Саргисович Сарья́н (арм. Մարտիրոս Սերգեի Սարյան; 16 [28] февраля 1880, Нахичевань-на-Дону, Екатеринославская губерния — 5 мая 1972, Ереван) — армянский, советский художник-живописец, мастер пейзажа, график, сценограф[1]. Народный художник СССР (1960). Герой Социалистического Труда (1965). Лауреат Ленинской (1961) и Сталинской премии второй степени (1941).

В основном работал в стилях символизма и фовизма[2]. Творчество художника сыграло ведущую роль в становлении национальной школы армянской советской живописи.

Биография

Родился в патриархальной армянской семье в Нахичевани-на-Дону (ныне часть города Ростова-на-Дону) Ростовского уезда Екатеринославской губернии[3].

В 1895 году окончил городское училище. С 1897 по 1904 годы учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (ныне Московский художественный институт имени В. И. Сурикова), в том числе в мастерских В. А. Серова и К. А. Коровина. В 1901—1904 годах предпринял поездку на историческую родину, посетив Лори, Ширак, Эчмиадзин, Ахпат, Санаин, Ереван и Севан.

Художник Мартирос Сарьян (второй снизу слева) рядом с хачкаром в армянском монастыре Санаин в 1902 году
Ростов-на-Дону. Дом, где в 1919—1921 годах жил М. С. Сарьян.

В 1900-х годах участвовал в выставках художественных объединений «Голубая роза», «Золотое руно», «Союз русских художников», «Мир искусства», «Четыре искусства». Сильное влияние на стиль художника оказала живопись Поля Гогена и Анри Матисса.

С 1910 по 1913 годы совершил ряд поездок в Турцию, Египет и Иран. В 1915 году приехал в Эчмиадзин, чтобы помогать беженцам из Турецкой Армении. В 1916 году приехал в Тифлис и женился на Лусик Агаян, дочери армянского писателя Г. Агаяна. Тогда же участвовал в организации Общества армянских художников и «Союза армянских художников». В том же году оформил изданную В. Брюсовым «Антологию армянской поэзии».

После Октябрьской революции 1917 года приехал с семьёй в Россию. В 1918—1919 годах жил в Нахичевани-на-Дону. Стал инициатором создания и первым директором Армянского краеведческого музея в Ростове-на-Дону. Сотрудничал с театром «Театральная мастерская».

В 1921 году по приглашению председателя Совета народных комиссаров Армении А. Мясникяна переехал в Армению. С тех пор посвятил жизнь изображению её природы. В числе работ в эти годы — создание герба Советской Армении и оформление занавеса первого армянского государственного театра.

В 1926—1928 годах жил и работал в Париже. Большая часть его работ, выставленных в 1928 году в парижской галерее Жерар, сгорела во время пожара на корабле при возвращении на родину.

В 1930-х годах главной темой художника остаётся природа Армении. Также писал многочисленные портреты («Р. Н. Симонов»; «А. Исаакян»; «Автопортрет с палитрой») и яркие натюрморты («Осенний натюрморт»). Работал также как книжный график («Армянские народные сказки», 1930, 1933, 1937) и как театральный художник (декорации и костюмы к опере «Алмаст» А. Спендиарова в Театре оперы и балета им. А. Спендиарова, 1938—1939, Ереван; «Храбрый Назар» А. Степаняна, «Давид бек» Тиграняна, «Филумена Мартурано» Э. де Филиппо и др.).

В начале 1937 года органами НКВД Армении было принято решение — изъять из музеев и сжечь 12 портретов «врагов народа» из числа видных государственных деятелей и представителей интеллигенции. Чекистам удалось предать огню 11 работ. 12-я пропала. С риском для жизни «Портрет поэта Егише Чаренца» спасли музейные работники, надёжно спрятав его[4].

Сыграл важную роль в сохранении церкви Сурб Хач в Ростове-на-Дону, когда в советские годы встал вопрос о её сносе.

Академик АХ СССР (1947). Член Союза художников СССР. Председатель Союза художников Армянской ССР (1947—1951). Действительный член АН Армянской ССР (1956).

Депутат Верховного Совета СССР 2—4-го созывов (1946—1958). Депутат Верховного Совета Армянской ССР с 1959 года.

Мартирос Сарьян скончался 5 мая 1972 года в Ереване[3]. Похоронен в пантеоне парка им. Комитаса.

Природа создаёт человека, чтобы взглянув на себя его глазами, насладиться изумительной своей красотой.

Мартирос Сарьян[5]

Семья

Награды и звания

Труды

Работы художника находятся в собраниях:

Основные произведения

  • «Улица. Полдень», 1911
  • «Константинопольские собаки», 1911
  • «Натюрморт. Виноград», 1911
  • «Армянка с сазом» 1915
  • В армянской деревне, 1901
  • «Сказки и сны», цикл акварелей, 1903—1908
    • «Сказка», 1904
    • «Король с дочерью», 1904
    • «У подножия Арарата», 1904
    • «У родника», 1904
    • «Чары Солнца», 1905
    • «В ущелье Ахуряна», 1905
    • «Комета», 1907
    • «Вечер в горах», 1907
    • «В тени», 1908
    • «У колодца», 1908
  • «Гиены», 1909
  • «Автопортрет», темпера, 1909
  • «Фруктовая лавочка», 1910
  • «Финиковая пальма», темпера, 1911
  • «Утро. Зелёные горы», 1912
  • «Цветы Калаки», 1914
  • «Портрет поэта Цатуряна», 1915
  • «Гора Шамирам», 1922
  • «Ереван», 1923
  • «Горы Армении», 1923
  • «Армения», 1923
  • «Пёстрый пейзаж», 1924
  • «Газели», 1926
  • «К роднику», 1926
  • «Портрет архитектора А. Таманяна», 1933
  • Иллюстрации к сборникам «Армянские народные сказки», 1930, 1933, 1937
  • «Горный пейзаж», 1942
  • «Автопортрет с палитрой», 1942
  • «Апрельский пейзаж», 1944
  • «Бжни. Крепость», 1946
  • «Колхоз села Кариндж в горах Туманяна», 1952
  • «Груши», 1957
  • «Земля», 1969
  • «Портрет Р. Н. Симонова»
  • «Портрет А. С. Исаакяна»
  • «Цветы и фрукты»
  • «Долина Арарата»

Галерея

Память

Сочинения

  • Сарьян М. С. Из моей жизни. — 2-е изд. — М., 1971.

Библиография

В кино

В 1965 году на студии «Арменфильм» был снят документальный фильм Лаэрта Вагаршяна «Мартирос Сарьян», в котором, по словам автора журнала «Искусство кино», художник и его картины стали не просто объектами съёмки, а действующими лицами[9].

«Цвет армянской земли» (1969) — запрещённая дебютная лента режиссёра Михаила Вартанова[источник не указан 3691 день].

Примечания

  1. Театральная энциклопедия / П. А. Марков. — М.: Советская энциклопедия, 1965. — Т. 4 (Нежин — Сярев). — Стб. 1152
  2. САРЬЯН Мартирос Сергеевич. Дата обращения: 5 апреля 2021. Архивировано 9 июля 2021 года.
  3. 3,0 3,1 Сарьян Мартирос Сергеевич // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  4. Noev Kovcheg Media. Приговорить к расстрелу. 1noev-kovcheg.ru. Дата обращения: 26 мая 2019. (недоступная ссылка)
  5. Армянские народные сказки: Сборник. — Ереван: Советакан грох, 1983. — 320 с.
  6. Хронография Еревана = Երևանի տարեգրությունը. — Ер.: Музей истории города Еревана, 2009. — С. 66. — 240 с.
  7. Таганрогский художественный музей. — Таганрог: Омега-Принт, 2009. — 336 с. — ISBN 978-5-91575-021-9.
  8. Дмитрий Голубков. Доброе солнце: Повесть о художнике Мартиросе Сарьяне: [Для сред. и старш. возраста]. — Москва: Детская литература, 1970. — 134 с., ил. 50 000 экз.
  9. Каменский А. Кино и живопись // Искусство кино. — 1966. — № 2. — С. 21—24.

Литература и ссылки