Саркисянц, Мануэль
Мануэль Саркисянц | |
---|---|
нем. Emanuel Sarkisyanz | |
Дата рождения | 23 июня 1923 |
Место рождения | Баку, Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика |
Дата смерти | 12 марта 2015 (91 год) |
Мануэ́ль Саркися́нц (нем. Emanuel Sarkisyanz, 23 июня 1923 — 12 марта 2015) — немецкий социолог, политолог и историк, исследователь религиозных истоков народнического социализма России, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии. Почётный профессор Гейдельбергского университета и член Академии наук Юкатана, Мексика. Армянин по национальности.
Биография
По национальности армянин. Отец — врач, выпускник Харьковского университета, участник Первой мировой войны. Мать — актриса русского театра[1]. В 1929 г. семья переехала в Тегеран. Воспитывался в русском пансионе в Швейцарии. Учился в Тегеранском университете, Иранском институте в Нью-Йорке. В 1952 году получил докторскую степень в Чикагском университете.
В 1956 году издал свою первую книгу «Россия и мессианизм Востока»[2] (русский перевод вышел в 2005 в издательстве Санкт-Петербургского университета), предисловие к которой написал Питирим Сорокин.
С 1956-го по 1958 год был референтом по Юго-Восточной Азии Немецкого общества внешней политики (DGAP).
В 1960 году приглашённый профессор истории в университете Киля. С 1961 по 1962 год истории и политике Южной Азии во Фрайбурге и с 1962 по 1963 приглашённый профессор в университете Канзаса.
В 1963—1967 годах был доцентом во Фрайбургском университете.
В 1965 г. вышла его книга «Буддийский контекст бирманской революции» о буддистских истоках азиатского социализма.
С 1967 года был профессором политологии института Южной Азии Гейдельбергского университета. Стал известен своим курсом лекций об английских корнях немецкого фашизма. Изданы отдельной книгой под названием «Английские модели Гитлера. От британской к баварско-австрийской расе властителей» (русский перевод вышел в 2003 г. в петербургском издательстве «Академический проект»). Саркисянц обнаруживает истоки нацистской философии в империалистической идеологии и практике Британской империи. По мнению Саркисянца, настоящим учителем нацистов был английский философ Томас Карлейль[2].
В 1975 г. издал книгу «Современная история Закавказской Армении» («A Modern History of Transcaucasian Armenia»)[3].
После ухода на пенсию жил поочерёдно в Кече, в Гейдельберге и Мериде (Мексика).
От англосаксонского расизма к нацизму
Рассматривая корни англосаксонского расизма, Саркисянц усматривает их связь с имперскими амбициями. Период между 1840 и 1860 гг. ознаменовался переходом от «колониального гуманизма» к «эпохе империализма»; альтруизм противников рабства сменился цинизмом строителей империи. «Утверждая превосходство… белой расы над чёрными туземцами… нельзя пользоваться привычными нравственными нормами… (ведь) дикари не понимают доброго отношения», — указывает учёный[4].
«Определение» «ниггер» использовал Томас Карлейль в заглавии эссе «The Nigger Question» («Вопрос о черномазых») (1849), отмечал в своей книге Саркисянц, цитируя мыслителя: «Ниггер — это единственный болван (blockhead), единственный дикарь из всех представителей цветных рас, который не вымирает, столкнувшись с белым человеком». Всевышний предначертал этим болванам участь «рабов тех, кто родился их господами» — «чтобы благодетельный бич принуждал их трудиться». «Черный имеет бесспорное право — быть принуждаемым к работе вопреки своей природной лени. Худший господин (для него) лучше, чем вообще никакого господина»[5].
Поскольку порабощение для негров естественно; то если гражданская война в США освободит их, они погибнут, считали в Англии, высмеивая Линкольна до самой его кончины. Гражданская война в США способствовала росту расовой спеси британцев. Даже Теккерей и Дизраэли, придерживаясь разных взглядов, одинаково твердили о солидарности англосаксонцев и избранности английской расы на Юге США[4].
Саркисянц собрал в своей книге ужасные примеры тотального уничтожения коренного населения, которое пришлыми колонистами вытеснялись с их родной земли. Такие книги, как «Наука о человеке» (1907), придавали некоторую наукообразность англосаксонскому расизму, «поясняя»: «Ублюдочные помеси среди людей точно так же нежизнеспособны, как помеси низших животных; такие помеси обычно вырождаются и вымирают»[6].
Научные труды
- Английские корни немецкого фашизма: От британской к австро-баварской «расе господ» / Пер. с нем. — СПб.: Академический проект, 2003. — ISBN 5-7331-0169-5
- Россия и мессианизм. К «русской идее» Н. А. Бердяева / Пер. с нем. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. — 272 с. — ISBN 5-288-03601-2
Примечания
- ↑ Саркисянц Мануэль — Энциклопедия фонда «Хайазг» . ru.hayazg.info. Дата обращения: 9 апреля 2022. Архивировано 14 июля 2017 года.
- ↑ 2,0 2,1 Последний романтик Архивная копия от 27 сентября 2013 на Wayback Machine // Эксперт
- ↑ Ronald Grigor Suny, Emanuel Sarkisyanz. A Modern History of Transcaucasian Armenia: Social, Cultural and Political // Russian Review. — 1979-10. — Т. 38, вып. 4. — С. 483. — ISSN 0036-0341. — doi:10.2307/129133.
- ↑ 4,0 4,1 Саркисянц, Мануэль. От расы господ в колониях к фашизму в Европе // Английские корни немецкого фашизма / перевод с нем. М.Некрасова. От британской к австробаварской «расе господ». — Санкт-Петербург: Академический проект, 2003. — 400 с.
- ↑ Thomas Carlyle, «The Nigger Question» (1849): Miscellaneous Essays, Vol. IV (London, 1899), S. 5ff; Critical or miscellaneous Essays, Yol.V, p. 376, 378f.
- ↑ Саркисянц, Мануэль. Британский расизм в действии: колонизация Австралии путем геноцида // Английские корни немецкого фашизма / перевод с нем. М.Некрасова. От британской к австробаварской «расе господ». — Санкт-Петербург, 2003. — С. 172—180.
Ссылки
- Последний романтик. Интервью подготовил Никита Елисеев // Эксперт Северо-Запад, 2003, № 22 (131).
- «Колониальный империализм был лабораторией расизма!» Интервью подготовил Яков Шустов // АПН
- Неудобные истоки // АПН