Саратовский трамвай
Саратовский трамвай | |
---|---|
Описание | |
Страна | Россия |
Расположение | Саратов |
Дата открытия | 1 октября 1908 |
Эксплуатант | МУПП Саратовгорэлектротранс |
Маршрутная сеть | |
Число маршрутов | 10 |
Длина сети | 158,9[1] |
Длина маршрутов | 142 км |
Подвижной состав | |
Число вагонов |
▲197 (авг. 2022) (188 в 2019)[2] |
Основные типы ПС |
КТМ-5 КТМ-8 КТМ-19КТ КТМ-19А Tatra T3 |
Число депо | 2 |
Технические данные | |
Ширина колеи | 1524 мм |
Стоимость проезда | 29 ₽ (наличными), 25 ₽ (банковскими картами) с 1 мая 2022 года[3] |
Электрификация | 550 В |
Саратовский трамвай — один из основных видов городского общественного транспорта в Саратове и одна из старейших трамвайных систем России (действует с 1908 года как электрический трамвай и с 1887 года как конка)[4].
По состоянию на 2020 год в Саратове действуют 10 трамвайных маршрутов. Перевозки осуществляются вагонами производства Усть-Катавского вагоностроительного завода. Большинство парка составляют вагоны 71-605 (КТМ-5М3). На декабрь 2016 года эксплуатировались 211 вагонов различных типов[5], к январю 2021 осталось 187 пассажирских вагонов[2].
История
История саратовского трамвая начинается с открытия концессионерами в 1887 году городской конно-железной дороги[4]. В 1907 году конка была передана бельгийскому анонимному акционерному обществу для устройства в Саратове электрического трамвая и освещения[6], и первый электрический трамвай вышел на линию в 1908 году[7]. В 1918 году трамвай был национализирован советской властью[8][9], после перехода к рыночной экономике управляется муниципальным унитарным предприятием «Саратовгорэлектротранс»[10].
С 1887 по 1916 годы шло планомерное развитие трамвайной сети в центре города и строительство Дачной линии в пригород и на Кумысную поляну[11]. С 1926 года в связи с индустриализацией и освоением Заводского района строились вылетные линии в этот район к промышленным предприятиям (нефтеперегонный завод «Крекинг», завод сложных молотилок, зуборезных станков, подшипников, щелочных аккумуляторов и т.п.)[12]. После второй мировой войны трамвайная сеть в центре была значительно сокращена с заменой на троллейбус[13], но вылетные линии удвоены, начались закупки более вместительного подвижного состава (четырёхосные вагоны МТВ-82, ЛМ-57[14]) [15].
Бывшая Дачная линия, вдоль которой разместились эвакуированные в годы войны заводы и их жилые посёлки, к концу 60-х годов была оборудована в скоростную, для чего закуплены вагоны ЛМ-68, уложен бесстыковый путь. Для разгрузки единственного трамвайного депо к 1970 году построено второе в Заводском районе. После появления вагонов КТМ-5М3, все двухосные вагоны (Х, КТМ-1, КТМ-2) были скоро заменены ими. В связи со строительством нового крупного спального микрорайона на севере (посёлок «Солнечный») к 1984 году построено третье трамвайное депо в Ленинском районе[16].
В 1997 году трамвайная система получает сокрушительный удар в связи с ликвидацией старейшей линии по ул. Чапаева, Чернышевского, Орджоникидзе и закрытием маршрутов №№ 1 и 15[10]. Количество вагонов на предприятии и выпуск на линию падают, в 2001 году закрывается депо № 3, в 2011 — маршрут № 12, в 2013 — линия по ул. Кутякова, в связи с чем перенаправлен и потерял пассажиропоток маршрут № 11. Из-за скопления маршрутов на оставшихся немногих линиях учащаются простои, которые после ликвидации сети невозможно объехать. Закрытие многих промышленных предприятий, на которое трамвай своевременно не отреагировал, привело к тому, что некогда важные маршруты (№№ 2, 5, 7, 8) совершенно лишились пассажиропотока и выручки. Предприятие вынуждено работать по планово убыточному тарифу[17], много лет ему не компенсировали перевозки льготных категорий граждан.
Несмотря на упадок системы, генеральный план и комплексный план развития транспортной инфраструктуры Саратова по-прежнему считают электротранспорт вообще и трамвай в частности основным городским общественным транспортом, в генплане отражено восстановление снятых линий в центре города и строительство новых[18]. Линию 3-го трамвайного маршрута планируется вновь модернизировать в скоростную[19].
В 2023 году в связи с проведением реконструкции линий трамвая было остановлено движение трамваев последовательно по линиям №№ 9, 6, 8, 4, 10. В ноябре 2023 года стало известно о планируемом приобретении шести трамваев (пять 71-923М и один 71-911ЕМ) для эксплуатации на линиях после завершения реконструкции. Поставка должна состояться в мае 2024 года[20].
Маршруты
Действующие маршруты[21] | |||
№ | Маршрут | ||
---|---|---|---|
2 | Пл. Орджоникидзе — Акмолинский проезд | ||
3 | 6-я Дачная — Мирный переулок | ||
4 | 6-я Дачная — 10-я Дачная | ||
5 | Комсомольский поселок — ООО «Саратоворгсинтез» | ||
6 | 6-я Дачная — Школа № 52 | ||
7 | ООО «Саратоворгсинтез» — пл. Орджоникидзе | ||
8 | Пл. Орджоникидзе — Комсомольский посёлок | ||
9 | Мирный переулок — 1-й Просяной проезд | ||
10 | Мирный переулок — Октябрьский посёлок | ||
11 | Геологический колледж (6-й квартал) — Мирный переулок | ||
Закрытые маршруты | |||
№ | Маршрут (на момент закрытия) | Открыт | Закрыт |
1 | Пл. Орджоникидзе — Ул. Радищева | 11 декабря 1908[22] | 1 сентября 1997[17] |
3А | 6-я Дачная — Ул. Радищева | 1997 | 2003 |
3/10 | 6-я Дачная — Октябрьский пос. | 2006 | 2006 |
6 | Подшипниковый завод — Управление ПривЖД (Музейная пл.) | 1959[23] | 70-е? |
8—9 | Мирный переулок — Комсомольский пос. | 1 мая 2012 | 1 июня 2012 |
12 | Геологический колледж — ул. Радищева | 1932 | 5 сентября 2011[17] |
13 | Ж.-д. вокзал — пос. Затон | 30 июля 1909[22] | 1968—1969 гг. |
14 | Ж.-д. вокзал — Музейная пл. | 30 октября 1908[22] | 1 февраля 1971 |
15 | Пл. Орджоникидзе — Ж.-д. вокзал | 1937 | 1 сентября 1997[17] |
Подвижной состав
В качестве пассажирского подвижного состава в Саратове используются, главным образом, вагоны производства Усть-Катавского вагоностроительного завода. Количество пассажирских трамваев по состоянию на июль 2021 года согласно базе СТТС составляет 209 вагонов, специальных — 21 вагон, музейный ходовой — 1, музейных неходовых — 2[24]:
- 71-605 (КТМ-5) — 105 вагонов (59 в Кировском депо и 46 в Заводском);
- 71-605А (КТМ-5А) — 19 вагонов (10 в Кировском депо и 9 в Заводском);
- 71-605РМ13 — 1 вагон (в Кировском депо);
- 71-608К (КТМ-8) — 16 вагонов (все в Заводском депо);
- 71-608КМ (КТМ-8М) — 8 вагонов (5 в Кировском депо и 3 в Заводском);
- 71-619КТ (КТМ-19КТ) — 20 вагонов (все в Кировском депо);
- 71-619А (КТМ-19А) — 1 вагон (в Кировском депо);
- МТТА — 29 вагонов (в Заводском депо, б/у из Москвы);
- МТТЕ — 1 вагон (в Заводском депо, б/у из Москвы).
В ноябре 2016 года осуществлены поставки 22 вагонов модели 71-608КМ, отставленных от работы с пассажирами в г. Москве и безвозмездно переданных Саратову. После прохождения ремонта 1 вагон (2296) работает в системе Заводского депо, чаще всего на 9-10 маршрутах, 7 вагонов в Кировском депо, два сцеплены в СМЕ и работают на 3 маршруте, 2 — работают одиночками, 5 — простаивают. Таким образом, из 22 вагонов 71-608КМ переданных из Москвы, 15 вагонов, не подлежавших ремонту и восстановлению, были утилизированы, 8 так или иначе вышли на линию. Также переданный из Москвы вагон 71-617 получил бортовой номер 1330, но на линию не выходил, кузов разрезан в лом. На декабрь 2021 года, в работе остались 3 вагона 71-608КМ, переданных из Москвы.[25]
В сентябре 2020 года при финансовой поддержке «Сбербанка» был приобретён модернизированный вагон 71-605РМ13.[26]
В марте 2021 года, начались поставки модернизированных трамваев Tatra T3, работавших в Москве[27].
Исторически с 1908 года в городе эксплуатировались двухосные вагоны завода «Ragheno», с 1926 — типа Х[12], после войны — КТМ-1, КТМ-2, МТВ-82, ЛМ-57, ЛМ-68. Короткое время эксплуатировались несколько поездов из вагонов «Gotha»[28] трёх типов[24].
Трамвайные депо
Кировское трамвайное депо (1935—настоящее время)
Кировское трамвайное депо | |
---|---|
Саратовский трамвай | |
Страна | Россия |
Город | Саратов |
Дата открытия | 1935 год |
Адрес | ул. С. Разина, 77а |
Типы вагонов | КТМ-5, КТМ-8, КТМ-19 |
Маршруты | 3, 4, 6, 11 |
Список трамваев на сайте TransPhoto.org |
До 1970 года обслуживало все трамвайные маршруты в городе, являясь единственным[29]. До 1997 года — № 3, 4, 6, 9, 10[30], с 1997 года маршруты 9 и 10 переданы в Заводское депо, после закрытия в 2001 году Ленинского депо, маршруты № 11, 12 переведены в Кировское. После закрытия 12 маршрута в 2011 году обслуживает трамвайные маршруты № 3, 4, 6, 11.
При проектной мощности в 60 двухосных 10-метровых вагонов[31] в 2016 году обслуживает 117 единиц подвижного состава[32], главным образом четырёхосных 15-метровых пассажирских вагонов, а помимо них в том числе 6 снегоуборочных, 1 крановую платформу и 1 ходовой музейный вагон.
Заводское трамвайное депо (1970—настоящее время)
Заводское трамвайное депо | |
---|---|
Саратовский трамвай | |
Страна | Россия |
Город | Саратов |
Дата открытия | 1970 год |
Адрес | ул. Усиевича, 7 |
Типы вагонов | КТМ-5, КТМ-8, МТТ* (Татра Т3) |
Маршруты | 2, 5, 7, 8, 9, 10 |
Список трамваев на сайте TransPhoto.org |
Выстроено к 1970 году, первоначально было укомплектовано вагонами МТВ-82, затем КТМ-5М3 и КТМ-71-608КМ. До 1997 года обслуживало маршруты №№ 1, 2, 5, 7, 8 и 15[33], после закрытия №№ 1 и 15 в сентябре 1997 обслуживает маршруты №№ 2, 5, 7, 8, 9 и 10.
Количество единиц подвижного состава на 1997 год — 110 пасажирских, 4 снегоочистителя и 1 спецвагон[33], на 2016 год — 100, в том числе 5 снегоуборочных, 1 крановая платформа и один спецвагон грузовой службы пути[34].
Ленинское трамвайное депо (1984—2012)
Ленинское трамвайное депо | |
---|---|
Саратовский трамвай | |
Страна | Россия |
Город | Саратов |
Дата открытия | 1984 год |
Дата закрытия | 2012 год |
Адрес | ул. Безымянная, 1 |
Типы вагонов | КТМ-5 |
Маршруты | 11, 12 |
Список трамваев на сайте TransPhoto.org |
Было введено в эксплуатацию в июне 1984 года.[35] для обслуживания 11 и 12-го маршрутов и на перспективу расширения трамвайной сети в Ленинском районе. При проектной мощности 150 четырёхосных 15-метровых вагонов обслуживало не более 91-го: 80 линейных и 11 специальных, на двух маршрутах: № 11 и 12. Обладало мощнейшей ремонтной базой, позволявшей производить ремонт любой сложности[16]. В 2001 году депо было закрыто, вагоны переведены в Заводское и Кировское депо. До 2007 года осуществлялось движение на участке 11 маршрута от кольца у Геологического колледжа до депо, затем движение было закрыто[35], с 2010 года линия частично демонтирована. Прямые рельсы сняты и использованы для ремонта других линий, кривые остались лежать в земле. Также были разобраны веер и внутридеповские пути. В 2015 году снесены здания управления и мастерские, территория завалена остатками разобранных зданий. К 2016 году строительный мусор вывезен, территория застраивается жилыми домами.
К 100-летию рельсового пассажирского транспорта в административном здании Ленинского депо был открыт музей. На площади 215 м² выставлялись диорама, макет конки в натуральную величину, макеты трамваев и троллейбусов, форменная одежда разных лет, документы и фотографии[36]. После закрытия депо музей пострадал от вандализма[37], в середине 2010-х остатки экспозиции и фондов вывезены в Заводское трамвайное депо, где находятся на хранении, недоступные для посетителей[38].
Вагоноремонтные мастерские (1887—настоящее время)
Расположены в комплексе зданий, являющихся объектом культурного наследия регионального значения «Ансамбль зданий Бельгийского общества трамваев, 1887 г., 1908 г., (8 зданий), арх. Ю. Н. Терликов, М. Г. Зацепин»[39], восходящем к эпохе конки. В вагоноремонтных мастерских базируются спецвагоны: вышки контактной сети ВВ-2 и ВВ-3, вагоны грузовой службы пути ГСП-13—ГСП-15 и рельсотранспортёры РТ-3, РТ-4 (хотя в каждый отдельный момент времени ГСП и РТ могут находиться и в других депо)[40].
Фотографии
Стоимость проезда
- С сентября 2000 — 2,5 рубля[41].
- С апреля 2002 — 3 рубля[41] (+20%).
- С 1 февраля 2006 — 5 рублей[42] (+66%).
- С марта 2007 — 7 рублей[43] (+40%).
- C 1 ноября 2010 — 10 рублей[42] (+43%).
- С 1 августа 2012 — 12 рублей[44] (+20%).
- С 1 октября 2014 — 15 рублей[45] (+25%).
- С 1 декабря 2015 — 17 рублей[46] (+13%).
- С 1 августа 2018 — по банковской карте 21 рубль, наличным расчётом 23 рубля[47] (+30%).
- С 1 мая 2022 — 29 рублей (наличными), 25 рублей (банковскими картами)[3] (+21%).
См. также
Источники
Примечания
- ↑ Неизвестный Саратов: Первый саратовский трамвай чудом не сошел с рельсов вместе с чиновниками . Дата обращения: 14 октября 2015. Архивировано 12 июля 2016 года.
- ↑ 2,0 2,1 Список подвижного состава, Саратов, трамвай . transphoto.ru (29-01-2021). Дата обращения: 29 января 2021. Архивировано 29 января 2021 года.
- ↑ 3,0 3,1 Свободные новости: С сегодняшнего дня в Саратове подорожал проезд на электротранспорте и автобусе маршрута №39 .
- ↑ 4,0 4,1 МиС, 1997, с. 11.
- ↑ Саратов получил два новых трамвая
- ↑ МиС, 1997, «Саратовский листок» № 67 от 25 марта 1907 (ГАСО ф. 175, ед. хр. 4), с. 10.
- ↑ МиС, 1997, с. 17.
- ↑ МиС, 1997, «Известия» от 21 января 1918, с. 28.
- ↑ МиС, 1997, протокол заседания Совета в ГАСО ф. 521 ед. хр. 44, с. 28.
- ↑ 10,0 10,1 СГЭТ - История предприятия . Дата обращения: 2 августа 2022. Архивировано 27 июля 2021 года.
- ↑ МиС, 1997, с. 21-22.
- ↑ 12,0 12,1 МиС, 1997, с. 40.
- ↑ МиС, 1997, с. 61.
- ↑ МиС, 1997, с. 59.
- ↑ М. Соколов. Расширение городского транспорта // Коммунист : газета. — 1952. Архивировано 3 августа 2021 года.
- ↑ 16,0 16,1 МиС, 1997, с. 75.
- ↑ 17,0 17,1 17,2 17,3 Анна Мухина, Гульмира Амангалиева, Роман Дрякин, Надежда Зеленцова. Конец маршрута . Свободные (5 декабря 2017). Дата обращения: 29 января 2021. Архивировано 19 января 2021 года.
- ↑ Генеральный план города . Официальный сайт администрации муниципального образования "Город Саратов". . www.saratovmer.ru. Дата обращения: 29 января 2021. Архивировано 3 мая 2012 года.
- ↑ Скоростной трамвай. Мэрия Саратова перенесла сроки конкурса для проектировщиков . Свободные. Дата обращения: 2 августа 2019. Архивировано 2 августа 2019 года.
- ↑ «Скоростной трамвай». Саратов купил пять «Богатырей» по 127 миллионов за штуку и «Львёнка» .
- ↑ Трамвайные маршруты на портале городского общественного транспорта Саратова (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 апреля 2011. Архивировано 6 августа 2011 года.
- ↑ 22,0 22,1 22,2 МиС, 1997, с. 21.
- ↑ Р. Смоляр. Трамвайный маршрут № 6 // Коммунист : газета. — 1959. Архивировано 26 июля 2021 года.
- ↑ 24,0 24,1 Саратов, Трамвай — Статистика подвижного состава . transphoto.org. Дата обращения: 26 июля 2021. Архивировано 23 ноября 2021 года.
- ↑ Саратов, трамвай — Список подвижного состава . transphoto.org. Дата обращения: 16 января 2022. Архивировано 18 января 2022 года.
- ↑ Саратов, трамвайный вагон № 1318 . transphoto.org. Дата обращения: 16 января 2022. Архивировано 2 ноября 2020 года.
- ↑ Переданные в Саратов «московские» трамваи перекрасят в желтый цвет . Коммерсантъ (23 марта 2021). Дата обращения: 24 марта 2021. Архивировано 24 марта 2021 года.
- ↑ П. Ефимов. Новые трамвайные вагоны // Коммунист : газета. — 1959. Архивировано 26 июля 2021 года.
- ↑ МиС, 1997, с. 79.
- ↑ МиС, 1997, с. 80.
- ↑ МиС, 1997, с. 41.
- ↑ Саратов, Кировское трамвайное депо (№ 1) — Список подвижного состава — TransPhoto . transphoto.ru. Дата обращения: 20 ноября 2016. Архивировано 20 ноября 2016 года.
- ↑ 33,0 33,1 МиС, 1997, с. 92-93.
- ↑ Саратов, Заводское трамвайное депо (№ 2) — Список подвижного состава — TransPhoto . transphoto.ru. Дата обращения: 20 ноября 2016. Архивировано 19 ноября 2016 года.
- ↑ 35,0 35,1 БОЛЬШАЯ САРАТОВСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ : Саратов : Ленинское трамвайное депо . saratovregion.ucoz.ru. Дата обращения: 24 декабря 2017. Архивировано 17 июля 2017 года.
- ↑ МиС, 1997, с. 100-101.
- ↑ djhooligantk. Экскурсия в заброшенный музей трамвая . Блог Дениса Жабкина (25 февраля 2013). Дата обращения: 29 января 2021. Архивировано 26 февраля 2021 года.
- ↑ Вагон маршрута №3 на 6-й Дачной . Фотографии старого Саратова (12-02-2012). Дата обращения: 29 января 2021. Архивировано 3 февраля 2021 года.
- ↑ Постановление Правительства Саратовской области от 25 декабря 2009 г. № 659-П «О включении объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».
- ↑ Саратов, База МУПП «СГЭТ» — Список подвижного состава . transphoto.org. Дата обращения: 3 февраля 2020. Архивировано 31 марта 2022 года.
- ↑ 41,0 41,1 Повышение стоимости проезда на трамвае и троллейбусе проблем Саргорэлектротранса не решает . СарБК. Дата обращения: 10 августа 2020. Архивировано 9 июня 2022 года.
- ↑ 42,0 42,1 Предлагается повысить стоимость проезда в троллейбусах и трамваях . СарБК. Дата обращения: 10 августа 2020.
- ↑ Подготовка транспортной революции . Дата обращения: 7 января 2011. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Подорожает проезд в трамваях и троллейбусах . СарБК. Дата обращения: 10 августа 2020. Архивировано 9 июня 2022 года.
- ↑ Проезд в трамваях и троллейбусах подорожает с 1 октября . СарБК. Дата обращения: 10 августа 2020. Архивировано 9 июня 2022 года.
- ↑ Саратов обогнал соседние города по тарифу на электротранспорт . СарБК. Дата обращения: 10 августа 2020. Архивировано 9 июня 2022 года.
- ↑ Стоимость проезда в трамвае подорожает до 23 рублей . СарБК. Дата обращения: 10 августа 2020. Архивировано 23 ноября 2021 года.
Литература
- Маршруты и судьбы. 110 лет саратовскому рельсовому транспорту / под ред. Е. К. Былинкина. — Саратов: Кадр, 1997. — 128 с. — 2000 экз.
- Саратов в кармане . — Саратов: книгоиздательство П. Кочергина, 1910. — 196 с.