Саратовский мост

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Саратовский мост
Вид на мостВид на мост
Область применения Автомобильный
Пересекает реку Волгу
Место расположения Между городами Саратов и Энгельс
Конструкция
Тип конструкции Железобетонный многопролётный арочный
Основной пролёт 166 м
Общая длина 2825,8 м
Ширина моста 16 м[источник не указан 1093 дня]
Полос движения 3
Эксплуатация
Открытие 11 июля 1965 года
51°31′02″ с. ш. 46°04′14″ в. д.HGЯO

Сара́товский мост — автомобильный мост через Волгоградское водохранилище, соединяющий правый берег, на котором стоит город Саратов, и левый — на котором расположен город Энгельс.

История

Проект моста выполнен инженерами института «Гипротрансмост» В. М. Иодзевичем[1], В. Н. Ивановым и архитектором Б. М. Надежиным. Строительство моста велось под руководством А. А. Баева, инженера мостотряда № 8 (в настоящее время — в составе ОАО «Волгомост»[2]). На строительстве снимался художественный фильм «Строится мост» (1965)[1]. За полгода до открытия моста на нём побывал первый космонавт Юрий Гагарин, приезжавший в январе 1965 г. в Саратов на празднование юбилея Саратовского индустриально-педагогического техникума (до 1964 года — Саратовского индустриального техникума), в котором он учился по специальности «литейное производство» в 1951—1955 годах[3]. Для движения мост открыт в 1965 году, на момент открытия был самым длинным мостом в Европе (2825,8 м).

По мосту с 22 января 1966 года проходила линия междугородного троллейбуса Саратов — Энгельс (маршрут № 9). Но 23 марта 2004 года упало несколько опор, поддерживающих контактную сеть. Институт «Проектмостореконструкция» произвел обследование моста, которое показало, что он находится в аварийном состоянии и не сможет впоследствии выдерживать нагрузку, поэтому опоры контактной сети демонтировали полностью. При этом в течение всего апреля мост закрывался с 20:00 до 6 часов утра, в этот промежуток всё движение шло через мост у села Пристанного.

Примерно через полгода были смонтированы облегчённые опоры освещения, контактную сеть планировалось восстанавливать по окончании капитального ремонта моста. Но и после ремонта троллейбус по мосту не пустили, о восстановлении маршрута №9 мэр Саратова Михаил Исаев заявил только в 2020 году[4]. В первой половине 2021 года на мосту была смонтирована троллейбусная контактная сеть. Маршрут № 109 запущен 2 июля 2021 года[5].

В период 2005—2013 гг. на мосту велись работы по замене перил ограждения и восстановления тротуаров с обеих сторон, проведена частичная установка стационарных опор освещения[1]. 15 апреля 2014 года на мосту начался ремонт дорожной одежды моста, который планировалось завершить к 1 ноября 2014 года (завершен 29 августа 2014 года). В ходе ремонта были выполнены работы по полной замене дорожного полотна, замене 35 деформационных швов, завершению ремонта тротуаров, установке опор контактной сети с верховой стороны моста. После разборки существующей дорожной одежды предусмотрены работы по обследованию канатной арматуры в плите неразрезного руслового пролётного строения[6]. На период ремонтных работ движение автомобилей по мосту было прекращено, осуществлялись только автобусные пассажирские перевозки[7].

Планируемый срок службы моста после ремонта — 20 лет. После чего возможен его снос или перевод в категорию пешеходных. До этого времени запланировано строительство нового моста в черте города, предположительно в районе Казачьего острова[8].

Конструкция

Схема моста[что?] — [math]\displaystyle{ 2\times20+70{,}2+\left(106+3\times166 + 106 \right ) + 28\times70{,}2 + 20 }[/math] м.

Судоходная часть реки перекрыта неразрезным решетчатым пролётным строением («птичкой») длиной 710 м из преднапряжённого железобетона по схеме [math]\displaystyle{ 106+3\times166+106 }[/math] м. Эстакадная часть моста перекрыта сборными двухребристыми преднапряжёнными балками длиной 70,1 м из бетона марки 700. Балки при помощи металлических колес опираются на рельсы, закреплённые на опоре моста («быке») и имеют возможность кататься по этим рельсам для компенсации теплового расширения. На дорожном полотне температурные швы перекрыты стальными пластинами. «Птичка» не нуждается в температурных швах, поскольку спроектирована так, что при увеличении температуры имеет возможность расширяться также и вверх.

Проезжая часть на мосту огорожена бордюром высотой больше 0,5 м (стандартный бордюр, согласно ГОСТ 52289-2004, не должен превышать в высоту 10 см). Автомобильные аварии на мосту случались много раз, но преодолеть этот бордюр и упасть с моста в Волгу «смогли» только транспортные средства с большими колесами: трактор «Кировец» и пожарная машина «Урал»[9].

Фотогалерея

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 БОЛЬШАЯ САРАТОВСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ : Саратов : Автомобильный мост. saratovregion.ucoz.ru. Дата обращения: 10 июля 2021. Архивировано 10 июля 2021 года.
  2. Мостоотряд №8, Энгельс (недоступная ссылка). Филиалы. Волгомост. Дата обращения: 20 марта 2010. Архивировано 8 апреля 2008 года.
  3. Юрий Гагарин – гордость Саратовской земли. Дата обращения: 25 апреля 2018. Архивировано 26 апреля 2018 года.
  4. Исаев: Между Саратовом и Энгельсом снова запустят троллейбус. Свободные (21 августа 2020). Дата обращения: 9 декабря 2020. Архивировано 22 сентября 2020 года.
  5. В первый день работы троллейбусы Саратов-Энгельс почти час стояли на Чернышевского. Свободные (2 июля 2021). Дата обращения: 2 июля 2021. Архивировано 9 июля 2021 года.
  6. regnum.ru В Саратове закрыли на ремонт мост через Волгу «Саратов-Энгельс» (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 апреля 2014. Архивировано 16 апреля 2014 года.
  7. sarbc.ru Перекрытие моста.. Дата обращения: 15 апреля 2014. Архивировано 16 апреля 2014 года.
  8. Генеральный план города Саратова. Дата обращения: 27 сентября 2014. Архивировано 3 мая 2012 года.
  9. Мост надёжен или мост скоро упадёт?. «Газета Недели в Саратове», № 10 (143) (29 марта 2011). Дата обращения: 4 августа 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.

Ссылки