Саратовский ледокол

Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Саратовский ледокол»
IcebreakerSaratov.jpg
 Российская империя СССР
Район плавания Волга
Организация Общество Рязанско-Уральской железной дороги, Саратовский порт, Мостостроительный отряд № 8
Изготовитель Sir W. G. Armstrong Mitchell & C°, Ньюкасл, Великобритания
Спущен на воду май 1895 года
Введён в эксплуатацию 1 марта 1896 года
Выведен из состава флота 1968 год
Статус затонувший
Основные характеристики
Водоизмещение 870 / 1000 т
Длина 44,81 м
Ширина 10,97 м
Высота 15 м (высота борта — 5,03 м)
Осадка 3,36 м (порожнём), 3,64 м (в грузу)
Дедвейт 112 т
Двигатели 2 паровых оборотных котла (вертикальная паровая машина Compound с холодильником)
Мощность 1400 л.с. (700 л.с. — один котёл)
Движитель 2 гребных винта
Скорость хода примерно 8,6 узлов (16 км/ч)
Автономность плавания 3 суток
Экипаж 50 чел. (25 чел. — палубная команда, 25 чел. — машинная команда)
Пассажировместимость 40 чел. (I и II классы), 400 чел. (III класс)
Материал корпуса железо

«Сара́товский ледоко́л» — паровой двухвинтовой ледокол-буксирПерейти к разделу «#Технические характеристики» разборной конструкцииПерейти к разделу «#Конструкция», построенный в 1895 году английской фирмой Sir W. G. Armstrong Mitchell & C° по заказу российского Общества Рязанско-Уральской железной дорогиПерейти к разделу «#Постройка» для проводки железнодорожных паромов, буксировочных операций, перевозки грузов и переправы пассажиров через Волгу в зимний периодПерейти к разделу «#XIX век».

Был задействован для осуществления боевых операций в Гражданскую и Великую Отечественную войны, строительства Волжской ГЭС, возведения саратовских железнодорожного и автодорожного мостов и др. В середине 1960-х годов заснят в кинофильме «Строится мост». Затонул в 1968 году в районе моста «Саратов — Энгельс». Находится на дне Волги на расстоянии 20 м от берега Энгельса, справа от автодорожного моста при движении в сторону Саратова, на глубине 4 мПерейти к разделу «#XX век». Считается первым ледоколом в России и первым речным ледоколом в миреПерейти к разделу «#Место в истории флота». В XXI веке планируется подъём судна для реставрации и создания музеяПерейти к разделу «#Память».

Постройка

Постройка ледокола связана с развитием во второй половине XIX века сети железных дорог и образованием Общества Рязанско-Уральской железной дороги (РУЖД). В 1871 году железнодорожная линия была доведена до Саратова, началась прокладка дороги в Заволжье. Возникла необходимость круглогодичного железнодорожного сообщения между волжскими берегами[1][2][3][4].

Ввиду первоначально незначительного грузооборота затраты на возведение у Саратова моста через Волгу были сочтены экономически нецелесообразными. Общество РУЖД приняло решение о сооружении паромной переправы, обратившись с заказом на строительство ледокола и парома к британской фирме Sir W. G. Armstrong Mitchell & C°[2][5][3][4].

28 ноября (10 декабря1894 года между организациями был заключён договор на строительство ледокола (22 550 фунтов стерлингов) и парома (47 240 ф. ст.). Согласно поставленной заказчиком задаче, ледокольное судно предназначалось для грузо- и пассажироперевозки и «пробивания канала впереди парома через сплошной лёд толщиною до 28 дюймов, или через движущийся лёд любой толщины, хотя бы обходя или пропуская мимо себя большие и толстые льдины, где окажется нужным»[2][4].

Ледокол был построен на верфи в Ньюкасле, на реке Тайне. Спущен на воду в мае 1895 года, в том же году доставлен заказчику из Англии в Петербург, куда ледокол пришёл своим ходом и откуда силами РУЖД был осуществлён перегон судна в Саратовский порт[5].

Конструкция

Конструкция и очертания корпуса ледокола схожи с гамбургским судном «Айсбрехерrude», характеризующимся носовой оконечностью параболической формы и скругленным ахтерштевнем[5]. Специфика природных условий Волги и удалённость места строительства судна от места последующей эксплуатации определили ряд его технических особенностей — повышенную прочность корпуса и разборность конструкции[6][4].

«Саратовский ледокол» разделяется на две части для прохождения Мариинского канала

Для выполнения ледокольной функции судно должно было быть достаточно широким, что препятствовало его проходу к месту назначения — водный путь из Петербурга в Саратов пролегал через систему Мариинских каналов с узкими шлюзами. Решением задачи стала предусмотренная в конструкции ледокола продольная водонепроницаемая переборка, позволяющая разделить судно на две части — каждая со своей паровой машиной и дымовой трубой. Эта особенность конструкции отразилось на нетипичном внешнем виде судна — трубы расположены не вдоль центральной оси, а на перпендикулярной ей линии[7][5][2][4].

В проспекте фирмы-изготовителя конца XIX века эти особенности конструкции судна были названы «наиболее сложными» и «революционными». В дальнейшем «Sir W. G. Armstrong Mitchell & C°» воспроизвёл их при изготовлении ещё нескольких судов по российским заказам[6][К 1].

Технические характеристики

Двухвинтовой ледокол с двумя паровыми машинами системы «Compound» общей мощностью 1400 индикаторных лошадиных сил, с 26- и 50-дюймовыми цилиндрами и ходом поршня в 30 дюймов. Два 4-топочных горизонтальных котла отапливались нефтью (мазут). В 1912 и 1925 годах производилась замена котлов (изготовлены в Саратове и Варшаве соответственно)[5][2][9][3][4][8].

Надстройка — одноярусная с открытым мостиком, после капитального ремонта была оборудована рубка[9][8].

Длина ледокола — 44,81 м; ширина корпуса — 10,97 м; высота — 15 м; высота борта — 5,03 м; осадка порожнём — 3,36 м; осадка в грузу — 3,64 м; дедвейт — 112 т; водоизмещение — 870 / 1000 т.[5][2][9]

Тип корпуса — клёпаный; материал корпуса — железо, гребные винты — латунь, водяные трубы — свинец, паропроводы — красная медь, гайки — бронза[9][3][4].

Команда — 50 человек (25 человек — палубная команда, 25 человек — машинная команда) [8]. Пассажировместимость: I и II классы — 40 человек; III класс — 400 человек[9].

По техническим характеристикам «Саратовский ледокол» соответствовал морскому судну I класса[3].

Эксплуатация

XIX век

Саратовский ледокол.jpg

Пришедшие в 1896 году в Саратовский порт суда получили названия «Саратовский ледокол» и «Саратовская переправа» и положили начало флотилии Рязано-Уральской железной дороги [10][2]. Эксплуатация началась 1 марта 1896 года[3].

Первые рейсы ледокол совершал между пристанями Сазанка и Меженная, затем курсировал между Князевкой и Сазанкой, Саратовом и Князевкой. С открытием навигации, 28 апреля был отведён в затон для осмотра и ремонта. С ноября 1896 года ходил между пристанями Увек и Сазанка, между Переправой и Сазанкой, вывозил лёд от берегов Волги. С окончанием ледохода, 11 апреля 1897 года рейсы были прекращены, и 20 апреля ледокол был отправлен в Астрахань для перевоза нефти. За два рейса было вывезено 1 млн 10 тыс. пудов[3].

23 ноября 1897 года для изучения судна и «наблюдения над действием ледокола во льду» в Саратов приехал океанограф и полярный исследователь С. О. Макаров, вскоре приступивший к разработке технического задания для строительства арктического ледокола «Ермак», впоследствии изготовленного на английских верфях[3][4].

«Саратовский ледокол» занимался буксировочными работами, расчисткой льда и поддержанием каналов чистой воды между берегами по пути следования парома, перевозкой пассажиров, различных грузов и почты[3]. С участием ледокола, преодолевавшего торосы высотой до 1,5 м и шедшего во льду толщиной 30 см со скоростью 5—6 км/ч, в зимнее время года переправлялось до 120 железнодорожных вагонов в сутки[5]. Капитанов, совершавших рейсы на переправах через Волгу, называли «капитанами поперечного плавания»[2].

XX век

В период Гражданской войны, во время антибольшевистского восстания эсеров в Вольске и Балаково в июле 1918 года, «Саратовский ледокол» использовался большевиками в качестве канонерской лодки и транспортного средства для доставки красноармейцев к месту боевых действий. Для ведения сражений на воде на корме ледокола были установлены 4 трёх- и пятидюймовых артиллерийских орудия и 12 пулемётов[2][3][4][11][12].

Саратовский железнодорожный мост. Фотография 2012 года

После установления советской власти, ледокол продолжал использоваться для обеспечения паромной переправы. В 1930-е годы задействовался для строительства Саратовского железнодорожного моста.

После открытия в 1935 году на месте переправы моста ледокол в составе расширившейся к тому времени флотилии был переведён в низовья Волги. Из-за раннего наступления в этом году зимы под Астраханью замерзли во льдах караваны судов, которые были выведены с помощью ледокола. Затем ледокол работал на железнодорожной паромной переправе между станциями Латошинка и Паромная под Сталинградом[4][13][11].

Согласно сведениям, приведённым в издании, выпущенном к 140-летию Приволжской железной дороги, на начало Великой Отечественной войны ледокол находился на консервации и на основании Постановления ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 12 сентября 1941 года вместе с ещё несколькими судами, в число которых входил и паром «Саратовская переправа», был расконсервирован для военных нужд и укомплектован новой командой. Ледокол участвовал в Сталинградской битве, на судне были установлены зенитные орудия. Под обстрелами немецкой авиации перевозил технику, вооружение, солдат и боеприпасы, совместно с паромом поддерживал сообщение между Сталинградом и Заволжьем. За время войны по маршруту было переправлено 53 тысячи вагонов[2][4][14][12].

Автодорожный мост «Саратов — Энгельс». Фотография 2020 года

После войны ледокол был поставлен на учёт в Саратовской судоходной инспекции, закреплён за предприятием «Мостоотряд № 8». Был задействован на строительстве Волжской ГЭС (тогда Сталинградской), автодорожного моста между Саратовом и Энгельсом — буксировал бетонные конструкции и пролёты, использовался в качестве плавучей котельной для подачи пара из котлов на берег. В середине 1960-х годов, в процессе работы на строительстве, был заснят в кинофильме «Строится мост» (реж. О. Н. Ефремов), запечатлён также в кадрах кинохроники. По завершении строительства был пришвартован к причалу «Мостоотряда № 8» в Энгельсе[4][15][11][14][16][17].

В 1968 году «Саратовский ледокол» затонул при невыясненных обстоятельствах[2]. Находится на дне Волги, в акватории Саратова, на расстоянии 60 м от берега Энгельса, слева от автодорожного моста, на глубине 4 м[11][14].

Место в истории флота

Внешние видеофайлы
Легенда трёх столетий: История саратовского ледокола[16]

«Саратовский ледокол» называют «крестным отцом» «Ермака» и «прародителем» российского ледокольного флота. Судно стало первым ледоколом в России и первым речным ледоколом в мире[3][4][11][14].

На рубеже XIX—XX веков ледокол был вторым по мощности пароходом на Волге после колёсного буксира «Богатырь» (после революции «Степан Разин»)[4].

Согласно исторической справке ГУ МЧС, «Саратовский ледокол» входил в пятёрку первых в истории судостроения серийных пароходов, предназначенных для колки льда[14][4].

Память

Модель Саратовского ледокола в Музее речного флота в Нижнем Новгороде. Фотография 2016 года

Материалы, связанные с историей ледокола, находятся в Государственном архиве Саратовской области[2].

В Музее истории Приволжской железной дороги в Саратове хранится компас с «Саратовского ледокола», демонтированный с судна вскоре после прибытия в Саратовский порт ввиду невостребованности в условиях речного плавания. Компас изготовлен из немагнитного материала, имеет латунный корпус[4][8].

В Музее речного флота в Нижнем Новгороде хранится модель судна[18].

В 1992 году возникла идея подъёма ледокола со дна и превращения его в культурный объект, она принадлежала руководителю саратовского Музея речного флота Александру Азовцеву и заинтересовала ветеранов речного флота, историков, краеведов, экологов, журналистов и общественность. В 2013 году петербургской организацией «Эко Тэк» были проведены водолазные обследования судна, согласно сделанным заключениям, «материал бортовой обшивки в удовлетворительном состоянии. Вмятин и трещин на видимой части бортовой обшивки корпуса не наблюдается»[11][19].

В 2015 году идея вызвала интерес со стороны правительства Саратовской области, сообщившего о планах подъёма судна для дальнейшей реставрации и размещения в нём музея речного пароходства. Планировалось также включение «Саратовского ледокола» в Единый государственный реестр и присвоение ему статуса объекта культурного наследия[11]. Была создана координационная рабочая группа по подъёму ледокола, начаты работы. Препятствием для проведения работ стали как технические, так и финансовые сложности — около полувековая давность нахождения судна под водой, расположение ледокола на дне под углом 30 градусов, скопление речного грунта внутри корпуса; отсутствие средств на подъём, последующую реставрацию и создание музея. Работы по подъёму судна были отложены[17][20].

В январе 2018 года сообщалось о планах подъёма «Саратовского ледокола» в 2021 году. После реставрации ледокол планируется поставить на прикол на набережной Саратова[21].

В ноябре 2018 года энтузиастами было совершено погружение к месту нахождения судна с фото- и видеосъёмкой его состояния[22].

Комментарии

  1. Аналогично был сконструирован и паром, разделявшийся на четыре части[5][8].

Примечания

  1. Цыбин, 2001, с. 67.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 Опалев, 2014.
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 Кругляк Е. Саратовский ледокол, или История одного корабля. Свято-Троицкий кафедральный собор града Саратова. Дата обращения: 30 апреля 2018. Архивировано 17 мая 2018 года.
  4. 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 4,12 4,13 4,14 4,15 Смородин А. Ледокол на Волге. РЖД (rzd-expo.ru). Дата обращения: 30 апреля 2018. Архивировано 5 мая 2018 года.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 5,7 Андриенко, 2009, § 5.
  6. 6,0 6,1 Бочарова, 2004.
  7. Цыбин, 2001, с. 68—70.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 Цыбин, 2001, с. 70.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 Постройки Английской верфи….
  10. Цыбин, 2001, с. 67—68.
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 11,5 11,6 Саратовский ледокол…, 2015.
  12. 12,0 12,1 Тайны саратовской «Авроры» // Аргументы и факты. — М., 2017. — Вып. 21 июня.
  13. Цыбин, 2001, с. 72—73.
  14. 14,0 14,1 14,2 14,3 14,4 Подъём первого «Саратовского ледокола» на Волге (недоступная ссылка). Главное управление МЧС России по Саратовской области (8 октября 2015). Дата обращения: 30 апреля 2018. Архивировано 16 сентября 2018 года.
  15. Цыбин, 2001, с. 74.
  16. 16,0 16,1 Легенда трёх столетий: История саратовского ледокола. Новости Саратова (19 октября 2015). Дата обращения: 27 апреля 2018.
  17. 17,0 17,1 Воронков Д. «Саратовский ледокол» ещё полежит на дне. ИА «Версия-Саратов» (8 июля 2016). Дата обращения: 1 мая 2018. Архивировано 17 мая 2018 года.
  18. Козуров Д. Со дна Волги поднимут первый в мире речной ледокол, пролежавший под водой 30 лет // Комсомольская правда : газета. — 2014. — Вып. 1 апреля. Архивировано 29 апреля 2017 года.
  19. Борисов С. Когда достанут со дна легендарный ледокол? // Репортёр : газета. — 2017. — Вып. 12 января. Архивировано 5 мая 2018 года.
  20. Подъём ледокола «Саратов» со дна Волги. Шесть аргументов против. Взгляд (15 октября 2015). — Саратов. Дата обращения: 1 мая 2018. Архивировано 17 мая 2018 года.
  21. Со дна Волги в 2021 году поднимут уникальный ледокол, затонувший в Саратовской области. ТАСС (23 января 2018). Дата обращения: 30 апреля 2018. Архивировано 27 января 2018 года.
  22. Евгения Яковенко. Кубанский дайвер в Саратове совершил погружение к затонувшему речному ледоколу XIX века. Интернет-портал «Кубанские новости» (26 ноября 2018). Дата обращения: 11 декабря 2018. Архивировано 27 ноября 2018 года.

Литература

Ссылки