Сапфическая строфа

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Сапфи́ческая строфа́ Большая, Сапфи́ческая строфа́ Малая — строфы в античном стихосложении. Как считается, впервые употреблены греческой поэтессой Сапфо. В римской лирике малая строфа заимствуется Катуллом и Горацием, большая — Горацием. Малая Сапфическая строфа — одна из наиболее употребительных систем в поздней античной поэзии. В русской литературе малую сапфическую строфу на базе тонико-силлабического стихосложения воспроизводили поэты разного времени: Александр Радищев, Валерий Брюсов, Игорь Вишневецкий, Григорий Дашевский и другие.

Малая Сапфическая строфа, три сапфических одиннадцатисложных стиха + адоний:

—U ¦ —X | —UU— | U— ¦ X
—U ¦ —X | —UU— | U— ¦ X
—U ¦ —X | —UU— | U— ¦ X
—UU | —X

др.-греч. Φαίνεταί μοι κῆνος ἴσος θέοισιν
ἔμμεν ὤνηρ, ὄστις ἐναντίος τοι
ἰζάνει καì πλασίον ἆδυ φωνεύ-
       σας ὑπακούει.

(Сапфо, 31)

Iām satīs tērrīs nivis ātque dīrāe
grāndinīs mīsīt Pater ēt rubēntē
dēxterā sācrās iaculātus ārcēs
       tērruit Ūrbem.

(Horatius, Carmina I 2, 1—4)

Но́чь была́ прохла́дная, све́тло в не́бе,
Зве́зды бле́щут, ти́хо исто́чник лье́тся,
Ве́тры не́жны ве́ют, шумя́т листа́ми
       То́поли бе́лы.

(Радищев, «Сапфические строфы», 1—4)

Большая Сапфическая строфа, первый акаталектический ферекратей + большой сапфический стих:

—UU— | U— ¦ X
       —U ¦ —X | —UU— | —UU— | U— ¦ X

Lydia, dīc, per ōmnīs
       tē deōs ōrō, Sybarīn cūr properēs amāndō

(Horatius, Carmina I 8, 1—2)

Литература

Ссылки