Сапунов, Николай Николаевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Николай Сапунов
Sapunov nn.jpg
Жанр натюрморт
Учёба Исаак Левитан
Валентин Серов
Константин Коровин
Стиль символизм

Николай Николаевич Сапунов (17 [29] декабря 1880, Москва — 14 июня 1912, Териоки, Выборгская губерния) — русский живописец и театральный художник, один из лучших сценографов за историю русского театра[1]. Член объединений «Венок—Стефанос», Московского товарищества художников, «Алая» и «Голубая роза», «Мир искусства» (т. н. «младший мирискусник»); известен также большим циклом натюрмортов.

Биография

Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) у К. А. Коровина, И. И. Левитана, В. А. Серова, в Академии художеств у А. А. Киселёва (1904—1911).

Начал работу оформителем спектаклей (Москва и Санкт-Петербург). Как театральный художник получил известность после спектакля «Балаганчик» (1906, по мотивам произведения А. А. Блока). Автор майоликовой мозаики c изображением сокола в аттике доходного дома М. В. Сокол (1904 г., архитектор И. П. Машков) на улице Кузнецкий Мост.

Первые работы демонстрировал в мае—июне 1904 года на выставке «Алая роза» — единственной выставке одноимённой группы художников (кружка учащихся МУЖВЗ во главе с уроженцами Саратова П. В. Кузнецовым и П. С. Уткиным). В качестве почётных участников были приглашены М. А. Врубель и В. Э. Борисов-Мусатов. Среди наиболее известных впоследствии художников, также принимавших участие в этой экспозиции, следует назвать А. А. Арапова, М. С. Сарьяна, С. Ю. Судейкина.

Сапунов любил рассказывать, что ему нагадали смерть в воде[2]. Погиб во время лодочной прогулки в Териоках, где по инициативе Л. Д. Блок создавался театр. Перегруженная лодка перевернулась, и художник утонул (остальные пассажиры были спасены подоспевшим судном). Из дневника Михаила Кузмина:

Решили поехать кататьcя. Насилу достали лодку. Море — как молоко. Было неплохо, но когда я менялся местами с княжною, она свалилась, я за нею, и все в воду. Погружаясь, я думал: «Неужели это смерть?» Выплыли со стонами. Кричать начали не тотчас. Сапунов говорит: «Я плавать-то не умею», уцепился за Яковлеву, стянул её и опять лодка перевернулась, тут Сапунов потонул. Лодка кувыркалась раз шесть. Крик, отчаянье от смерти Сапунова, крики принцессы[3] и Яковлевой — ужас, ужас. Море пусто. Наконец Яковлева увидала лодку. Ещё минуты две, и мы бы погибли. Держались минут 20-25. Выволок матрос нас, как поросят.

Через несколько месяцев после гибели Сапунова состоялась премьера последней оформленной им постановки — «Принцессы Турандот» в театре Незлобина (предшественник знаменитого вахтанговского спектакля).

Примечания

  1. Художники российского галантного века «Голубая Роза» в Музее личных коллекций. Архивировано 4 августа 2012 года.
  2. Л. Г. Панова. Русский Египет: александрийская поэтика Михаила Кузмина. Водолей, 2006. С. 513.
  3. Прозвище артистки Беллы Назарбек, будущей жены поэта Санникова.

Литература

  • The World of Art Movement — In early 20th—century Russia. Aurora Art Publishers. Leningrad. 1991 ISBN 5-7300-0215-7
  • Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820—1932). Издательство Чернышёва. Санкт-Петербург. 1992 ISBN 5-85555-004-4

Ссылки