Саммартини, Джованни Баттиста

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Джованни Баттиста Саммартини

Джованни Баттиста Саммартини (итал. Giovanni Battista Sammartini, 1700 или 1701, Милан — 17 января 1775, там же) — итальянский композитор, органист, хормейстер и музыкальный педагог. Младший брат Джузеппе Бальдассаре Саммартини (16951750).

Биография

Джованни Баттиста Саммартини — сын французского эмигранта, гобоиста Алексиса Сен-Мартена, итальянизировавшего свою фамилию[1]. Учился музыке у отца, с 1717 года играл в церкви Сан Чельсо. В сохранившихся источниках имя Саммартини впервые упоминается в 1724 году — в связи с сочинением арии для коллективной оратории «Клевета»[1]. В 1726 году в Милане Саммартини был уже известным музыкантом, служил в качестве капельмейстера в различных церквах[1]. В 40-х годах XVIII века стал одним из наиболее популярных музыкантов эпохи, его сочинения исполнялись в Голландии, Франции и других странах Европы[1].

В 1760—1770 годах Саммартини был капельмейстером семи церквей Милана. С 1767 года работал одновременно в герцогской капелле, и с 1768-го был её директором; дирижировал исполнением своих сочинений во многих светских и духовных обществах Милана. Среди учеников Саммартини — К. В. Глюк и И. К. Бах; в 1758 году он стал одним из основателей Миланской филармонической академии[1].

Саммартини сотрудничал с Н. Йоммелли, в частности, они вместе создали кантату[1]; был знаком с В. А. Моцартом, Л. Боккерини, И. И. Квантцем.

Творческое наследие

Саммартини является автором трёх опер («Мехмет», 1732, и др.) и нескольких месс, но основной областью его творчества была инструментальная музыка: ему принадлежат 15 concerti grossi, 20 струнных квартетов, 6 струнных квинтетов, 187 трио-сонат, сонаты для скрипки, виолончели и флейты, 15 сонат и других сочинений для чембало и др. В историю музыки Саммартини вошёл прежде всего как создатель «предклассической симфонии» — 3-частного концертного произведения для струнного оркестра[2]. Написал около 70 симфоний, в которых намечались характерные функции частей симфонического цикла, но контраст главной и побочной партий сонатного аллегро ещё не сложился, не применялась тематическая разработка[1].

После смерти композитора его музыка очень скоро оказалась забыта и была воскрешена лишь в XX веке. Сочинения Саммартини исполняли и записывали, в частности, Михала Петри, Бруно Канино.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Соловьёва Т. Н. Саммартини Д. Б. // Окунев — Симович. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор, 1978. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 4).
  2. Симфония // Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. — 2000.

Литература

  • Сhurgin В. D. The symphonies of G. B. Sammartini. — Harvard, 1963. — Т. 1-2.
  • Giovanni Battista Sammartini and his musical environment/ Anna Cattoretti, ed. Turnhout: Brepols, 2004
  • Fausto Torrefranca. Le sinfonie dell'imbrattacarte (Giovanni Battista Sammartini). Torino: Fratelli Bocca, 1915