Самарский театр оперы и балета имени Д. Д. Шостаковича

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Самарский академический театр оперы и балета
входная группавходная группа
Тип театра оперы и балета
Здание театра
Местоположение Самара
Адрес Площадь Куйбышева, 1
Метро Театральная (строится)
Сайт Официальный сайт

Самарский академический театр оперы и балета имени Д. Д. Шостаковича — музыкальный театр в Самаре. Был основан в 1931 году, открыл первый сезон оперой Модеста Мусоргского «Борис Годунов». Уже в первый год существования театра в его репертуаре появились и балетные спектакли: первой балетной премьерой 3 июля 1931 стал «Красный мак» на музыку Рейнгольда Глиэра. 18 февраля 1982 года театру было присвоено почётное звание «академический».

В 2022 году театру присвоено имя композитора Дмитрия Шостаковича[1][2].

Здание театра

Здание находится на исторической площади, которая называлась до революции Соборной и была украшена православным собором, построенным по проекту петербургского архитектора Эрнеста Жибера. 2 января 1930 года пленум президиума Самарского горсовета передал собор Союзу строительных рабочих для переоборудования под Дом культуры, однако проект реконструкции в Москве сочли слишком дорогостоящим и нецелесообразным, предложив снести собор и построить на его месте новое здание, приспособленное для нужд учреждения культуры[3].

Из шести поданных на конкурс проектов лучшим был признан проект ленинградских архитекторов Ноя Троцкого (архитектор ленинградского Дома Советов) и Николая Каценеленбогена в стиле неоклассицизма. По ходу строительства проект был изменён. Здание было смещено от центра площади в сторону улицы Галактионовской. Фасад по центральной оси здания ориентирован на улицу Шостаковича, а центральный фасад — на площадь. Он украшен колоннами с массивными капителями, в нишах — скульптурами рабочего и физкультурницы работы Василия Акимова и тематическими барельефами[3].

Строительство Дворца культуры имени В.В. Куйбышева закончилось в 1938 году, тогда же перед ним был установлен памятник Валериану Куйбышеву работы известного скульптора Матвея Манизера. Т-образная площадь перед зданием стала местом проведения демонстраций и празднеств. На этой площади 7 ноября 1941 года Ворошилов принимал военный парад. Поначалу здание планировалось как дворец культуры, но затем в центральной части здания разместился театр оперы и балета. В левом крыле некоторое время находилась областная библиотека, в правом крыле — спортивная школа и художественный музей.

В 2006 году началась реконструкция здания, потребовавшая выселения спортшколы и музея. К 2010 году, юбилейному сезону театра, реконструкция завершилась[4].

История

Открытие театра состоялось 1 июня 1931 года оперой Мусоргского «Борис Годунов». У истоков его стояли выдающиеся российские музыканты — ученик Танеева и Римского-Корсакова, дирижёр и композитор Антон Эйхенвальд, дирижёр Большого театра Арий Пазовский, известный российский дирижёр Исидор Зак, режиссёр Большого театра Иосиф Лапицкий.

Вписали свои имена в историю театра такие мастера, как дирижёры Савелий Бергольц, Лев Оссовский, режиссёр Борис Рябикин, певцы Александр Викторович Дольский, народный артист УССР Николай Полудённый, народный артист Российской Федерации Виктор Черноморцев, народная артистка РСФСР, будущая солистка Большого театра Наталья Шпиллер, Лариса Борейко и многие другие.

Балетную труппу возглавила солистка Мариинского театра, участница легендарных дягилевских сезонов в Париже Евгения Лопухова. Она открыла череду блестящих петербургских хореографов, в разные годы стоявших во главе нашего балета. Балетмейстерами Самарского театра были талантливый хореограф, ученица Агриппины Вагановой Наталья Данилова, легендарная петербургская балерина Алла Шелест, солист Мариинского театра Игорь Чернышёв, народный артист СССР Никита Долгушин.

Театр быстро набирал репертуар. В постановках 1930-х годов — оперная и балетная классика: оперы Чайковского, Глинки, Римского-Корсакова, Бородина, Даргомыжского, Россини, Верди, Пуччини, балеты Чайковского, Минкуса, Адана.

Большое внимание театр уделял современному репертуару. В довоенный период впервые в стране были поставлены оперы «Степь» А. Эйхенвальда, «Таня» Крейтнера, «Укрощение строптивой» Шебалина и другие. Смелый творческий эксперимент, обращение к неизвестным или незаслуженно забытым шедеврам, был присущ театру и в послевоенные годы. В его афишах — десятки названий, от классики XVIII века («Медея» Керубини, «Тайный брак» Чимарозы) и мало исполняемых произведений русских композиторов XIX века («Сервилия» Римского-Корсакова, «Чародейка» Чайковского, «Ёлка» Ребикова) до европейского авангарда XX века («Карлик» фон Цемлинского, «Свадебка» Стравинского, «Арлекино» Бузони).

Особая страница в жизни театра — сотворчество с современными отечественными авторами. Его сцене доверяли свои произведения выдающиеся российские композиторы Сергей Слонимский и Андрей Эшпай, Тихон Хренников и Андрей Петров. Значительным событием, далеко выходящим за пределы самарской культурной жизни, стала мировая премьера оперы Сергея Слонимского «Видения Иоанна Грозного», осуществлённая великим музыкантом XX века Мстиславом Ростроповичем в содружестве с выдающимися мастерами сцены режиссёром Робертом Стуруа и художником Георгием Алекси-Месхишвили.

Куйбышевские артисты посещали Алма-Ату, где передавали опыт труппе недавно организованного музыкального театра (ныне Казахский театр оперы и балета имени Абая)[5].

Годы войны. Большой театр СССР в Куйбышеве. Театр сегодня

В начале Великой Отечественной войны культурная ситуация в городе резко изменилась: в октябре 1941 года в «запасную столицу» Самару (тогда город назывался Куйбышев) эвакуируется Государственный Большой театр СССР. Художественная инициатива переходит к крупнейшим мастерам советской оперной и балетной сцены. За 1941—1943 годы ГАБТ показал в Самаре 14 опер и балетов. На самарской сцене выступали всемирно известные певцы Иван Козловский, Максим Михайлов, Марк Рейзен, Валерия Барсова, Наталья Шпиллер, балерина Ольга Лепешинская, дирижировали Самуил Самосуд, Юрий Файер, Александр Мелик-Пашаев[6].

Историческим событием стала премьера на сцене Куйбышевского оперного театра Седьмой («Ленинградской») симфонии Дмитрия Шостаковича. Великое произведение, отражающее трагические события военного времени, передающее величие подвига советских воинов, было дописано композитором в декабре 1941 года в эвакуации в «запасной столице» и исполнено оркестром Большого театра под руководством Самуила Самосуда 5 марта 1942 года[7].

8 ноября 1942 года в Куйбышеве состоялась премьера оперы «Вильгельм Телль» Джоаккино Россини. Участники спектакля были награждены Сталинской премией, которую передали в Фонд обороны[8].

30 декабря 1942 года в Куйбышеве прошла премьера балета «Алые паруса» Владимира Юровского[8].

В благодарность за помощь местных жителей в это трудное время, его артисты и после войны не раз приезжали на Волгу со своими новыми работами, а также с историческим репертуаром военного времени. В 2005 году, в ознаменование 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, коллектив Большого театра России подарил самарским зрителям новую встречу со своим искусством. Гастрольные спектакли и концерты (балет Шостаковича «Светлый ручей», опера Мусоргского «Борис Годунов», Седьмая симфония Шостаковича, концерт духового оркестра и солистов оперы) прошли с триумфальным успехом.

Опера "Любовь к трем апельсинам" Сергея Прокофьева, 2021

Театр живет интенсивной жизнью. Завершилась реконструкция, в афише появляются новые названия, певцы и танцовщики побеждают на престижных международных и всероссийских конкурсах, в труппу вливаются новые творческие силы. За последние годы в театре прошло несколько премьер, получивших большой зрительский резонанс: были поставлены оперы «Кармен» Бизе, «Бал-маскарад», «Травиата» и «Аида» Верди, «Мадам Баттерфляй», «Джанни Скикки» и «Тоска» Пуччини, «Севильский цирюльник» Россини, «Любовь к трём апельсинам» Прокофьева, «Сказка о царе Салтане» и «Снегурочка» Римского-Корсакова, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, «Борис Годунов» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича, балеты «Анюта» на музыку Гаврилина, «Бахчисарайский фонтан» Асафьева, «Баядерка» и «Дон Кихот» Минкуса, «Корсар» Адана, «Ромео и Джульетта» Прокофьева, «Эсмеральда» Пуни, «Чиполлино» Хачатуряна и другие. Театр активно сотрудничает с мастерами из Большого театра, театра Новая Опера им. Е. В. Колобова, Мариинского театра, Михайловского театра, Геликон-Оперы, Екатеринбургского театра оперы и балета, Башкирского театра оперы и балета, Пермского театра оперы и балета, а также из других театров России и мира. Много внимания уделяется постановкам музыкальных сказок для детей.

Одним из важнейших этапов реконструкции театра стало открытие Малой сцены. Коллектив получил возможность постановок камерных опер, проведения творческих вечеров солистов. Малая сцена расположена в правом крыле здания и оснащена самым современным световым, видео и звуковым оборудованием.

Среди гастрольных маршрутов театра — Болгария, Германия, Италия, Испания, Китай, Исландия, Польша, Чехия, Финляндия, Австрия, Таиланд, Мексика, города России. Интенсивная гастрольная практика театра позволила познакомиться с последними работами и жителям Самарской области.

Яркая страница в жизни театра — фестивали. В их числе фестиваль классического балета имени Аллы Шелест, международный фестиваль «Басы XXI века», «Пять вечеров в Тольятти». Фестиваль классического балета имени Аллы Шелест в 2003 году был удостоен Ордена «Екатерины Великой», а в 2011 году вошёл в состав Ассоциации Европейских Фестивалей. В 2012 году прошёл Международный оперный фестиваль имени Ирины Архиповой. Благодаря фестивальным инициативам театра самарские зрители могли познакомиться с искусством десятков крупнейших мастеров отечественного и зарубежного оперного и балетного искусства.

В творческих планах театра — работа над балетом «Раймонда».

Известные персоналии

См. Категория:Персоналии:Самарский театр оперы и балета

Генеральный директор

И.о. Алексей Орлов

Художественное руководство

  • Евгений Хохлов — художественный руководитель и главный дирижёр
  • Юрий Бурлака — художественный руководитель балета
  • Максим Пожидаев — главный хормейстер
  • Екатерина Мамедова — помощник художественного руководителя

Дирижёры

  • Александр Анисимов (приглашенный дирижер в 2011—2017)
  • Борис Бенкогенов
  • Андрей Данилов
  • Алексей Ньяга

Режиссёры

  • Евгения Тенякова
  • Марина Шапкина
  • Оксана Штанина

Фестивали

  • Фестиваль оперного и балетного искусства «Пять вечеров в Тольятти»
  • Международный фестиваль оперного искусства «Басы XXI века»
  • Фестиваль классического балета имени Аллы Шелест
  • Международный оперный фестиваль имени Ирины Архиповой.
  • Фестиваль оперного искусства «Два века с Верди»
  • Музыкальный фестиваль «Мстиславу Ростроповичу»
  • Фестиваль оперного искусства «Лики любви»
  • Фестиваль оперного и балетного искусства «Песнь торжества»
  • Фестиваль к 175-летию П. И. Чайковского

Награды

Примечания

  1. Максим Фёдоров. Самарскому академическому театру оперы и балета присвоили имя Дмитрия Шостаковича. «Другой город» (02-03-2022). Дата обращения: 3 марта 2022. Архивировано 2 марта 2022 года.
  2. Денис Лейканд. В Самаре решили переименовать театр оперы и балета. 63.ru (02-03-2022). Дата обращения: 3 марта 2022. Архивировано 2 марта 2022 года.
  3. 3,0 3,1 Андрей Гаврилов. Театр оперы и балета. gubernya63.ru. Самарская губерния. История и культура (2012). Дата обращения: 8 ноября 2022.
  4. Здание театра. Архивная копия от 12 февраля 2012 на Wayback Machine Самарский театр оперы и балета
  5. Казахский балет // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. III. — ISBN 9965-9746-4-0. (CC BY-SA 3.0)
  6. Большой театр в Куйбышеве, Самара сегодня (24 апреля 2015).
  7. Запасная сцена: Большой театр в годы ВОВ | IngoDance. ingodance.ru. Ingodance. Проект ГАБТ и Ингосстраха (30 апреля 2021). Дата обращения: 8 ноября 2022.
  8. 8,0 8,1 Великая Отечественная война и Большой театр.. Искусство и культура. Музей Большого театра (9 мая 2015). Дата обращения: 8 ноября 2022.
  9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 августа 2015 года № 1647-р

Ссылки