Сазонов, Василий Кондратьевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Василий Кондратьевич Сазонов
Дата рождения 1789(1789)
Место рождения Гомель, Могилёвская губерния
Дата смерти 17 мая 1870(1870-05-17)
Место смерти Санкт-Петербург
Гражданство  Российская империя
Жанр исторический живописец
Покровители граф Н.П.Румянцев
Награды Большая золотая медаль Императорской Академии художеств (1813)[1]
Звания академик ИАХ (1830)[2]
Премии пенсия ИАХ

Василий Кондратьевич Сазонов (1789, Гомель — 17 мая 1870, Санкт-Петербург) — российский исторический живописец, академик Императорской Академии художеств.

Биография

Василий Сазонов родился крепостным человеком графа Н. П. Румянцева, который, заметив в нём охоту и способность к искусству, определил его на свой счёт в ученики Императорской Академии художеств в 1804 году.

Занимаясь в Академии художеств живописью под руководством Г. Угрюмова, Сазонов показал столь быстрые успехи, что граф Румянцев отпустил его на волю.

Получив во время прохождения академического курса две серебряные медали, был удостоен в 1812 году малой золотой медали за картину «Минин призывает нижогородцев к пожертвованиям на спасение отечества». В 1813 году был награждён большой золотой медалью за исполнение программы «Изобразить верность Богу и Государю русских граждан, которые, быв расстреливаемы в Москве, в 1812 году, шли на смерть с твёрдым и благородным духом, не соглашаясь исполнить повеление Наполеоново».

Будучи выпущен из академии в 1815 году со званием художника XIV класса, Сазонов жил при ней на правах её пенсионера до 1817 года, в котором граф Румянцев дал ему средства отправиться для дальнейшего усовершенствования в чужие края.

Поселившись в Риме, Сазонов исполнил там копии с картин «Положение во гроб» Микеланджело да Караваджо и «Любовь небесная и любовь земная» Тициана.

Дмитрий Донской на Куликовом поле (1824)

По возвращении своём в Санкт-Петербург он написал историческую сцену «Дмитрий Донской на Куликовом поле»[3] и картину-портрет, изображающую графа Остермана-Толстого во время хирургической операции, произведённой над ним на поле битвы под Кульмом. Эти произведения вместе с образами, написанными Сазоновым для иконостасов Преображенского собора и церкви Таврического дворца в Санкт-Петербурге, принесли ему в 1830 году звание академика.

С той поры и до 1842 году он имел много заказов, преимущественно по части церковной живописи, по временам отрываясь от неё, чтобы писать портреты. Кроме вышеупомянутых иконостасов, им исполнены образа для Троицкой церкви, что в Измайловском полку, для Гатчинского собора, Екатерининской церкви в Царском Селе, Петропавловской в Петергофе и другие.

В иконостасе Казанского собора в Санкт-Петербурге Сазонову принадлежат шесть образов, в главном тамбуре Введенской церкви Семёновского полка — изображения Спасителя, трёх святителей и двенадцати апостолов, в церкви на Аптекарском острове — образа четырёх евангелистов. Все эти произведения свидетельствуют, что их автор не обладал большой находчивостью фантазии и не был особенно силён в рисунке, но его композиция отличается серьёзностью и обдуманностью, а колорит при всей своей условности и холодности не лишён гармонии и вкуса.

Творчество

Примечания

Источники