Сабетта (порт)
Морской порт Сабетта | |
---|---|
Местонахождение |
Ямало-Ненецкий автономный округ, Ямальский район Карское море, побережье Обской губы |
Площадь акватории | 1177 км2[1] |
Площадь территории | 179,5 га[1] |
Пропускная способность | 30 317,8 тыс. тонн в год[1] |
Время навигации | круглогодичная[2] |
К-во и длина причалов | 11 (2 365,8 п.м)[1] |
Глубина у причала |
15,2 осадка до 12 м[1] |
Дополнительные сведения | |
Ближайшие порты |
Амдерма, Варандей, Диксон, Дудинка речные: Лабытнанги, Салехард, Надым, Уренгой |
Сайт | mapm.ru/Port/Sabetta |
71°16′ с. ш. 72°04′ в. д.HGЯO[1] |
Порт Сабетта — арктический морской порт на западном берегу Обской губы Карского моря. Находится на восточном берегу полуострова Ямал в районе посёлка Сабетта.
Предназначен для транспортировки сжиженного природного газа и обеспечения круглогодичной навигации по Северному морскому пути.
Строительство началось в 2012 году. Первые грузовые суда порт принял в 2013 году.
Характеристика порта
Основные параметры:[3]
- подходной канал длиной 6 км, шириной 495 м, глубиной 15,1 м;
- морской канал длиной 49 км, шириной 295 м, глубиной 15,1 м;
- акватория порта глубиной 15,2 м.
Общий объём дноуглубительных работ составит 70 млн м³.[3]
В 2012—2013 годах был создан технологический канал длиной 3,9 км, шириной 240 м, глубиной 12,4 м и акватории вспомогательных причалов, что позволило начать доставку оборудования и материалов к месту строительства порта.[3]
В 2015 году для порта был выделен дополнительный участок под причал, предназначенный для приёма строительных грузов и грузов снабжения, необходимых для Салмановского (Утреннего) нефтегазоконденсатного месторождения.[4]
Строительство
Строительство морского порта Сабетта, предназначенного для обеспечения перевалки углеводородного сырья Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения на Ямале и поставок природного газа, нефти и газового конденсата морским транспортом в страны Западной Европы, Северной и Южной Америки и страны Азиатско-Тихоокеанского региона осуществляется в соответствии с распоряжением правительства России от 13.07.2012 № 1259-р.
20 июля 2012 года состоялась торжественная закладка порта Сабетта, расположенного в 5 км к северо-востоку от одноименного посёлка. Строительство ведёт АО «Межрегионтрубопроводстрой»[5].
Первые грузовые суда пришвартовались к причалу порта Сабетта в октябре 2013 года.[6]
C 2019 по 2021 годы на терминале «Утренний» проводились дноуглубительные работы, а с 2020 года осуществлялось строительство свайных ледозащитных сооружений в целях защиты акватории от дрейфующего льда, способного повредить причалы и суда. Протяжённость Северного ледозащитного сооружения составляет 1,3 км, Южного — 3,1 км. Всего в ходе указанных работ было извлечено 24 млн м³ грунта и установлено более 5000 наполненных бетоном трубных свай диаметром 1420—2520 мм длиной от 21,5 до 62,2 м. Общий вес металлоконструкций ледозащитного сооружения — более 165 тыс. тонн. Общий объём бетона для устройства верхнего строения ледозащитных сооружений — более 83 тыс. м³.[7]
Работа
Порт строился в рамках проекта «Ямал СПГ»[8]. В порту построен завод СПГ[9][10]. Первая очередь начала работу 5 декабря 2017 года. Грузооборот составлял 10,96 млн т. По итогам периода с января по сентябрь 2018 года он удвоился. Порт Сабетта стал одним из основополагающих компонентов в инвестиционном проекте «Ямал СПГ» и продолжил наращивать свои мощности[11].
В январе 2018 года атомный ледокол «50 лет Победы» взял под проводку из порта Сабетта арктический танкер-газовоз «Борис Вилькицкий», судно типа «YAMALMAX». В сопровождении ледокола Росатомфлота судно проследовало во французский порт Дюнкерк. После завершения проводки «Бориса Вилькицкого» атомный ледокол Росатомфлота провёл в порт Сабетта танкер-газовоз «Эдуард Толль», который вошёл в полярные воды в Беринговом море, прошёл траверз мыса Дежнёва и вышел на трассу Северного морского пути. После 17 дней транзитного перехода танкера-газовоза через четыре моря судно благополучно прибыло в акваторию Обской губы в районе острова Белый, где его взял под проводку атомоход «50 лет Победы» для дальнейшего следования по морскому каналу до внешнего рейда морского порта Сабетта. Впервые в истории транспортное судно осуществило самостоятельный переход по Северному морскому пути в период зимней навигации с востока на запад без ледокольного сопровождения.[источник не указан 1545 дней]
Ямальский порт Сабетта, самый молодой морской порт России — океанский экспортный терминал проекта «Ямал-СПГ», он стал абсолютным лидером по росту грузооборота среди морских портов России. По итогам 2017 года порт Сабетта, начавший в декабре экспортные поставки сжиженного природного газа, нарастил перевалку на 280,7% по отношению к 2016 году (с 2,845 млн.тонн до 7,987 млн.тонн)[12].
Показатели деятельности
Порт Сабетта | ||
---|---|---|
Год | Грузооборот, млн т | Обслужено судов |
2013 | ||
2014 | 0,186[13] | |
2015 | 0,538[13] | |
2016 | 2,84[14] | |
2017 | 7,99[14] | |
2018[15] | 9 | 155 |
2019[15] | 19,5 | 300 |
2020 |
Железнодорожные подходы
Правительство РФ высказывает желание построить ж/д ветку до порта Сабетта от станции Бованенково железной дороги «Обская — Бованенково — Карская»[16][17]. Также рассматривается возможность строительства железнодорожной линии «Полуночное — Обская», что даст порту Сабетте ещё дополнительные 20 млн тонн грузов[18].
Терминалы
Общее количество причалов — 11[1].
Основные операторы морских терминалов[1]:
- Ямал СПГ — 8
- Газпромнефть-Ямал — Выносное причальное устройство башенного типа у мыса Каменный (Арктический терминал круглогодичной отгрузки нефти (АТКОН))
- Арктик СПГ 2 — 3 на пирсе Салмановского нефтегазоконденсатного месторождения (Терминал сжиженного природного газа и стабильного газового конденсата "Утренний")
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Реестр морских портов.
- ↑ Обязательные постановления.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Порт Сабетта . СКМОСТ. Дата обращения: 17 сентября 2015. Архивировано 26 марта 2018 года.
- ↑ Правительство России расширило границы морского порта Сабетта в ЯНАО . РИА Новости (15 сентября 2015). Дата обращения: 17 сентября 2015. Архивировано 25 октября 2015 года.
- ↑ Новый арктический порт России . Дата обращения: 18 января 2017. Архивировано 8 декабря 2016 года.
- ↑ Порт Сабетта принял первые грузовые суда . Дата обращения: 17 сентября 2015. Архивировано 29 октября 2013 года.
- ↑ гл. ред. П. А. Яковлев : Гидрографическое предприятие Росатома завершило погружение свайного основания ледозащитных сооружений на терминале «Утренний» . Атомная энергия 2.0 С. 128374. Росатом (19 сентября 2022). Дата обращения: 19 сентября 2022.
- ↑ Ямало-Ненецкий автономный округ // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- ↑ Правительство и крупнейший отечественный независимый газодобытчик — [[НОВАТЭК]], начали строить арктический порт «Сабетта» . Дата обращения: 17 сентября 2015. Архивировано 6 октября 2014 года.
- ↑ Закладка порта. Фоторепортаж . Дата обращения: 17 сентября 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ СК «Мост» завершила строительство арктического порта Сабетта // Вести. Архивировано 26 мая 2019 года.
- ↑ Новый арктический порт Сабетта стал лидером по росту грузооборота // 24ri.ru. Архивировано 26 мая 2019 года.
- ↑ 13,0 13,1 Грузооборот порта Сабетта в 2015 году увеличился на 66,6% . Дата обращения: 28 августа 2018. Архивировано 28 августа 2018 года.
- ↑ 14,0 14,1 Порт Сабетта стал абсолютным лидером по росту грузооборота среди морских портов РФ . Дата обращения: 28 августа 2018. Архивировано 28 августа 2018 года.
- ↑ 15,0 15,1 Объем вывезенных через порт Сабетта в 2019 году грузов увеличился вдвое, ТАСС (21 января 2020). Архивировано 21 января 2020 года. Дата обращения 25 января 2020.
- ↑ Пономарёв, Вадим. Узловой порт, М.: Эксперт (21 ноября 2012). Архивировано 26 декабря 2013 года. Дата обращения 25 декабря 2013.
- ↑ Северный широтный ход нужен всем, М.: Арктика-Инфо. Архивировано 26 декабря 2013 года. Дата обращения 25 декабря 2013.
- ↑ Необходимо вернуться к проработке проекта желдороги Полуночная - Обская - "Корпорация развития" . Интерфакс (15 сентября 2015). Дата обращения: 17 сентября 2015. Архивировано 18 октября 2015 года.
Литература
- Распоряжение Правительства РФ от 26.02.2013 г. № 242-р «Об установлении границ морского порта Сабетта» .
- Распоряжение Росморречфлота от 25.07.2014 № КС-286-р «О внесении сведений о морском порте Сабетта в Реестр морских портов РФ» .
- Приказ Минтранса РФ от 21.01.2016 г. № 9 «Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Сабетта» .
Ссылки
- Морской порт Сабетта на сайте Администрации морских портов Западной Арктики
- Береговые станции: БС Сабетта службы НАВТЕКС, БС Сабетта МР А1 ГМССБ, БС Сабетта МР А2 ГМССБ, СУДС Сабетта на сайте Морсвязьспутника