Рутульское вольное общество

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Историческое государство
Рутульское вольное общество
 Flag of None.svg
VII век[1] — 1839[2][3]
Столица Рутул
Язык(и) рутульский язык
Религия Ислам
Форма правления Монархия
Преемственность
← Кавказская Албания
Российская империя →

Руту́льское во́льное о́бщество (Рутульское бекство) — рутульское государственное образование, схожее с демократической республикой,[4] в Южном Дагестане, образовавшееся в VII веке[1][5][6][7][8][9][2][3][10][11][12][13][14] Занимало территорию, являющуюся в настоящий момент юго-западной частью Южного Дагестана. Помимо рутульских, включало цахурские и некоторые лезгинские сёла[15]. На северо-востоке граничило с лакцами, на востоке с агулами и даргинцами, на юго-востоке с лезгинами. Зимы на территориях рутульцев холодные, лето прохладное, склоны гор с травянистой растительностью являются хорошими пастбищами.[16] Жители вели оседлый образ жизни, занимались коневодством, отгонным овцеводством, кузнечным делом, керамикой и охотой.Шаблон:Source-ref

История

До присоединения к России рутульцы представляли собой «вольное общество»Шаблон:Source-ref[17][18][19][20], известное также под названием «Рутульский магал». Вольное общество представляло собой политический союз сельских общин. Управляли этим обществом (магалом) — рутульские беки, которые были постоянными военачальниками. Для решения важных вопросов беки были обязаны созывать народное собрание.

Рутульцы испытывали определённое культурное и лингвистическое влияние со стороны азербайджанцев.[21][22] Рутульское вольное общество являлось одним из крупнейших вольных обществ (наряду с ахтынским, докузпаринским и алтыпаринским вольными обществами)[23] и состояло из всех рутульских сёл и части лезгинских.[23][22]

Имеются сведения, что уже в конце XVI в. рутульские беки имели связи с правительствами соседних стран. Не исключено наличие уже тогда Рутульского вольного общества, как политического объединения значительной части рутулов.

Одним из подтверждений древнего возраста Рутульского вольного общества является письмо тарковского шамхала царю Федору Ивановичу от 1598 года, в котором среди союзных шамхалу войск упомянуты рутульское и хновское войска[24].

В XVIII веке в Рутульское вольное общество входили не только рутульские, но и цахурские, а также некоторые захваченные лезгинские селения. Включение лезгинских сел часто производилось насильственно. Сохранилось предание о кровопролитной борьбе Рутула с лезгинским селом Хрюг, которое вместе с другими лезгинскими селами рутульцам впоследствии удалось присоединить к своему магалу. В то же самое время два рутульских селения Ихрек и Мюхрек входили в состав Казикумухского ханства, а сёла Борч и Хнов и были под властью Ахтыпаринского магала[20].

Селения Рутульского вольного общества (все рутульские сёла, а также ряд лезгинских — Хрюг, Зрых, Гогаз, Усур, Ялах, Луткун) должны были выполнять повинность, называемую пахта, принимая по 100—300 человек из главного селения Рутул в гости, предоставляя им продукты питания, а также корм для их сельскохозяйственных животных, из-за чего отношения внутри вольного сообщества были напряжёнными.[16] За отказ Рутулу в пахте часто происходили стычки с Шиназом и Хрюгом. В таких случаях все остальные сёла общества должны были помогать Рутулу, однако, Кала и Уна помогали жителям Шиназа, а Лучек и Амсар старались быть нейтральными. Хрюг, вплоть до сожжения, всегда воевал с Рутулом без какой-либо помощи со стороны других сёл[25].

В 1536 году рутульские беки в союзе с Шамхальством нападают, разоряют и сжигают Ахты. Ахтынцы, привыкшие поддерживать свою значимость при помощи столицы ширваншахов — Шемахи, ставшей с 1538 году местопребыванием беглярбеков Ширвана, — обратились к новой власти, в лице правителя Дербента беглярбека Алхас-мирзы Сефевида. Алхас-мирза, действуя в интересах Ирана, желавшего закрепиться на суннитской территории, организовал нападение на Рутул. В результате, Рутул, находившийся в союзе с Кумухом, был сожжён в 1541—1542 годах, кызылбашско-ахтынским войском[26][27]. Алхас-мирза являлся представителем властей Ирана на Северо-восточном Кавказе, правителем сефевидского уезда, имевшего своим центром Дербент[27][28]. В 1541 ахтынский бек, поддерживаемый Дербентским правителем, нападает, грабит и сжигает Рутул. В 1542 году рутульцы, при поддержки Кубы, вновь разграбили Ахты[29]. В 1574 году в Рутуле утверждается Газибек, представитель Шамхальской династии[30].

Имя этого бека упоминается ещё несколько раз: в 1588 г. турецкий султан Мурад III направляет Газибеку грамоту о пожаловании ему ханства. Лет через десять уже персидский шах Аббас предлагает Газибеку оказать помощь цахурскому правителю Махмедбеку. В 1606 г. шах Аббас жалует Газибеку селение Нудгуши.

Рутульское вольное общество в XVIII—XIX веках

Правители

  • Къази-бег (уп.1574-уп.1601)
  • Ибрагим-хан (уп.1626-уп.1635)
  • Гьасан-хан (XIX век)

Географические данные

На северо-востоке граничило с лакцами, на востоке с агульцами и даргинцами, на юго-востоке с лезгинами.

Климат

Зимы на территориях рутульцев холодные, лето прохладное, склоны гор с травянистой растительностью являются хорошими пастбищами[16].

Экономика

Жители вели оседлый образ жизни, занимались коневодством, отгонным овцеводством, кузнечным делом, керамикой и охотойШаблон:Source-ref.

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 Рутулы // Дагестанская правда. — 2008. — 16 апреля. Архивировано 16 апреля 2008 года.
  2. 2,0 2,1 Юрий Андреевич Жданов. Энциклопедия культур народов Юга России: Народы Юга России. — Северо-Кавказский науч. центр высшей школы, 2005. — Vol. 1. — С. 190. — 244 с.
  3. 3,0 3,1 Алексей Алексеевич Леонтьев. Культуры и языки народов России, стран СНГ и Балтии: учебно-справочное пособие. — 2. — Московский психолого-соц. ин-т, 1998. — С. 250. — 309 с.
  4. Сергей Петрович Гагарин. Всеобщій географическиій и статистическій словарь. — Тип. А. Семена, 1843. — Т. 2. — С. 4.
  5. Гарун Халилович Ибрагимов. Рутульский язык. — Наука, 1978. — С. 13. — 308 с. Исторически рутульские поселения образовывали территориальные вольные общества
  6. Селим Омарович Хан-Магомедов. Рутульская архитектура. — Изд-во Ладья, 1998. — Vol. 1.Рутульская архитектура: по материалам экспедиции 1952 г. — С. 54,56,339. — ISBN 5706801053. — ISBN 9785706801052.
  7. Марк Осипович Косвен, Институт этнографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая. Народы Дагестана: сборник статей. — Изд-во Академии наук СССР, 1955. — С. 194. — 245 с.
  8. Институт истории, языка и литературы им. Г. Цадасы. Очерки истории Дагестана. — Дагестанское книжное изд-во, 1957. — Vol. 1. — С. 205.
  9. Р.С.Ф.С.Р. Народный комиссариат просвещения, Институт этнографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая. Советская этнография. — Изд-во Академии наук, 1953. — Vol. Volume 1953. — С. 31.
  10. Под общей ред. члена-корреспондента АН СССР С.П. Толстова; под ред. М.О. Косвена, Л.И. Лаврова, Г.А. Нерсесова, Х.О. Хашаева. . — Москва: АН СССР, 1960. — 611 с.
  11. Селим Омарович Хан-Магомедов. Рутульская архитектура. — Ладья, 1998. — С. 14. — ISBN 5706801053. — ISBN 9785706801052.
  12. Б. Г. Алиев, Магомед-Салам Курбанович Умаханов. Историческая география Дагестана, XVII-нач. XIX в: Историческая география Южного Дагестана. — Инитут истории, археологии и этнографии РАН, 2001. — Т. 2. — С. 86. — 321 с.
  13. В.Г. Гаджиев. История Дагестана. — Рипол Классик, 2003. — Т. 1. — С. 254. — 436 с. — ISBN 9785458344876.
  14. 2 // Всеобщий географический и статистический словарь: Д.-М. — 1843. — 608 с.
  15. Народы Кавказа // Народы Мира. Этнографические очерки / Под ред. М.О.Косвена, Л.И.Лаврова, Г.А.Нерсесова, Х.О.Хашаева. — Москва: Издательство Академии Наук СССР, 1960. — Т. 1. — С. 538.
  16. 16,0 16,1 16,2 Г.А. Сергеева. Народы Дагестана. — Наука, 2002. — С. 417. — 587 с.
  17. Рутулы. "Дагестанская правда" (2008).
  18. Агабек Рутульский: забытый наиб Шамиля
  19. Под ред. Е. М. Жукова. Рутульцы // Советская историческая энциклопедия. — Советская энциклопедия. — М., 1973—1982.
  20. 20,0 20,1 Под общ. ред. С. П. Толстова. Народы Мира. Этнографические очерки. Народы Кавказа / Под ред. М. О. Косвена, Л. И. Лаврова, Г. А. Нерсесова, Х. О. Хашаева. — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1960. — Т. 1.
  21. Wixman, Ronald. Peoples of the USSR: An Ethnographic Handbook (англ.). — Routledge, 2017. — P. 170/246. — ISBN 1315475405.
  22. 22,0 22,1 Richard V. Weekes. Muslim Peoples: A World Ethnographic Survey (англ.). — Greenwood Pub Group, 1984. — P. 214. — 953 p. — ISBN 0313233926.. — «Some Lezgin clans, however, had been part of the Rutul Magal (the free society that included all of the Rutul clans».
  23. 23,0 23,1 Friedrich, Paul; Levinson, David; Diamond, Norma. Encyclopedia of World Cultures: Russia and Eurasia, China (англ.). — G.K. Hall  (англ.), 1991. — Vol. 6. — P. (241—243,318)/527.. — «The largest of the free societies were the Akhtypara, Alty-para, Dokuz-para, and Rutul (the Rutul free society was comprised of Lezgin and Rutul clans).».
  24. Советская этнография — Том 1953 — Страница 32, год 1953
  25. Хашаев Х.-М. Законы вольных обществ Дагестана XVII—XIX вв. — 2007.
  26. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Надписи X — XVII вв. Тексты, переводы, комментарий, вступительная статья и приложения Л. И. Лаврова. — М.: Наука, 1966. — Т. часть 1. — С. 141, 142, 206.
  27. 27,0 27,1 Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Надписи X — XVII вв. Тексты, переводы, комментарий, вступительная статья и приложения Л. И. Лаврова. — М.: Наука, 1968. — Т. часть 2. — С. 81,153, 154.
  28. Айтберов Т. М. Надир-шах Афшар и дагестанцы в 1741 году / И.А. Каяев. — ИД «Домпресс», 2011. — 200 с. — 2000 экз. экз.
  29. Магомедов Р. М. История Дагестана: Учебное пособие; 8 кл. — Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2002 г. — 155 страница.
  30. Лавров Л. И. Рутульцы ⁄⁄ В сб. «Народы Дагестана». М., 1955.